Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с эмоциональным неблагополучием

Сартыыл Светлана Серекеевна

 

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения  «Сайзырал»

Утверждена

директором ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»

 Монгуш А.З.

 

 

 

 

Программа

психолого-педагогического сопровождения учащихся с эмоциональным неблагополучием

 

                                  

 

 

Составитель: Сартыыл С.С.,

педагог-психолог

 

 

 

КЫЗЫЛ 2017

 

Пояснительная записка

 

Многие педагоги и психологи считают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний.

Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. У ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания. Как правило, такой ребенка занимает низкий социальный статус.

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с эмоциональным неблагополучием (коррекция агрессивности, конфликтности, тревожности, ослабление негативных эмоциональных состояний).

Задачи программы:

1. Знакомство детей с базовыми человеческими эмоциями;

2. Развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;

3. Снижение у детей агрессивности, конфликтности, тревожности;

4. Формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;

5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения и обучение детей навыку

самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение;

6. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.

 

В основе программы психолого-педагогического сопровождения лежат следующие принципы:

  • Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
  • Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям и характеру нарушения ребенка «группы риска»; максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка и родителя.
  • Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
  • Научная обоснованность психодиагностических методик.
  • Объективность выводов результатов психодиагностики.
  • Единство диагностики и коррекции - эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, эмоциональных состояний, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы, что обеспечивает необходимую информацию и обратную связь.
  • Нормативности развития. Коррекция «сверху вниз» - носит опережающий характер: основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка. Коррекция «снизу вверх» - вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление.
  • Системность развития - представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
  • Деятельностный принцип коррекции: выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
  • Соблюдения профессиональной конфиденциальности.
  • Не нанесения ущерба человеку.
  • Эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
  • Позитивность – означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества, проявление эмпатии, понимание внутреннего мира другого человека, глубокое сопереживание ему.
  • Развития и саморазвития личности означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию

 

Для реализации поставленных задач используются следующие методы:

 

- Методы исследования личности (тесты, наблюдения, беседы опросники);

- Игротерапия;

- Метод арттерапии;

- Метод анализа конкретных ситуаций;

- Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания

окружающих;

- Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового

социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла;

- Установление запрета на агрессивные действия ребенка по отношению к другим

людям;

- Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или

растягиванию агрессивных действий;

- Метод активного воображения;

- Метод сказкотерапии;

- Психогимнастика;

- Музыкальная релаксация.

 

Для реализации поставленных задач используются следующие приемы:

 

- использование игры и сказки;

- личностное общение;

- включение в общение игровых персонажей;

- свободное и тематическое рисование;

- подвижная игра;

- дидактическая игра;

- чтение художественных произведений и их анализ;

- мини-конкурсы;

- проигрывание этюдов;

- инсценировки, разыгрывание ролевых ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- авторство ребенка, сочинение историй;

- дискуссии;

- аутотренинг.

 

Во время коррекционных занятий по эмоционально-волевой сфере дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт в общении друг другом, выражают и подробно рассказывают о своих чувствах, переживаниях, проблемах. Дети учатся контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме, учатся ставить себя на место другого человека, с пониманием относиться к ответам других детей. Формируется умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Во время занятий дети доверяют психологу, стремятся к контакту с ним, открыты, проявляют интерес к занятиям, снижается эмоциональная напряженность, увеличивается количество позитивных чувств, происходит разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижается частота конфликтов и ссор с детьми.

Отдаленные результаты коррекционной и развивающей работы с детьми будут

состоять:

- в профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации и других проблем психогенного характера;

- коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижения индекса агрессивности, конфликтности, тревожности;

- развитии творческого потенциала личности; создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;

- развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в

возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию;

- адекватной самооценки, уверенности в себе, коммуникабельности, доброжелательности, эмпатии.

 

Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

 

Диагностический этап представляет собой:

- предварительное тестирование детей и взрослых (родителей).

- беседа с воспитателями о детях в группе, испытывающих эмоциональное неблагополучие. Они заполняют анкеты-запросы, в которых фиксируют результаты своих наблюдений.

Диагностика проводится индивидуально с одним родителей или ребенком, в несколько этапов. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушения в эмоциональной сфере. Некоторые из них используются во время коррекционно – развивающей работы для определения ее динамики.

 

1-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые родителям до начала и во время коррекционной работы

1. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Цель: исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

2. Методика исследования родительских установок и реакций (RARY) по Е. Шеффер, Р. Белл

Цель: исследование родительских установок и реакций.

3. Родительское сочинение «Мой ребенок»

Цель: изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и субъекта сочинения.

4. Тест «Какой я родитель?» Цель: изучение характера детско-родительских отношений.

5. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.И. Марковской

Цель: выявить, как взаимодействуют родители со своими детьми.

6. Тест А.И. Захарова «Оценка уровня тревожности ребенка»

Цель: исследовать уровень тревожности у ребенка, признаки психического напряжения и невротические тенденций.

7. Методика А.И. Баркан «Шкала степени отверженности ребенка в семье»

Цель: Исследовать степень отверженности и принятия ребенка родителями.

8. Анкета по выявление видов наказаний, которые применяют родители к своему ребенку

Цель: выявление уровня воспитательных ресурсов у родителей.

9. Анкета по изучению социально – эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г.Матвеева

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка и воспитательных ресурсов у родителей.

10. Наблюдение за личностным общением родителей с ребенком.

Цель: исследование детско родительских отношений и типа взаимодействия родителей сребенком.

 

2-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые детям до начала коррекционной работы и во время индивидуальной работы

1. Наблюдение за поведением ребенка

Цель: выявить отклонения в эмоционально-волевой сфере у ребенка.

2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля

Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

3. Методика «Выбери нужное

лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

Цель: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.

4. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова

Цель: выявление наличия страхов.

5. Методика «Лесенка» В.Г. Щур, С.Г. Якобсон

Цель: исследование самооценки ребенка.

6. Методика «Метаморфозы» Жаклин Руайер.

Модифицированная версия Д. Ван Кревелена

Цель: исследование выносимых вовне конфликтов и проблем.

7. Тест «Руки» Э. Вагнера, адаптирован Т.Н. Курбатовой

Цель: выявить агрессивные тенденции, наличие ожидаемой агрессии со стороны окружающих, проанализировать показатели эмоциональной сферы и межличностные отношения ребенка.

8. Цветовой тест отношений

М.Люшера. адаптирован А.М. Эткиндом

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и к самому себе.

9. Методика «Неоконченное предложение»

Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов и беспокойства у ребенка.

10. Социометрический опросник. Цель: исследование эмоционально- социальных

предпочтений, выявление референтной группы.

Проективные методики:

1. «Моя семья» Цель: выявление особенностей внутрисемейных

отношений.

2. «Семья в образах животных» Цель: выявление особенностей внутрисемейных

отношений.

3. Графическая методика «Кактус» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности.

4. «Несуществующее животное» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности. Выявляются дети, вошедшие в «группу риска» по нескольким критериям: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой.

 

Второй этап – психокоррекционный. Содержание психокоррекционной работы

представлено индивидуальной и групповой формами работы.

 

Индивидуальная форма работы осуществляется через:

1. Консультирование родителей по:

- актуальным проблемам детей;

-  проблемам, связанным с нарушением детско-родительских отношений.

2. Консультирование педагогов и родителей по:

- проблемам возрастной психологии;

- вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с нарушениями в

поведении;

- результатам диагностики и во время коррекционной работы;

 - использованию дифференцированного подхода в процессе общения с ребенком и родителями;

- выработке единой стратегии воспитания;

- личным проблемам.

3.Индивидуальную работу с детьми.

- Направления индивидуальной работы с тревожными детьми;

- Направления индивидуальной работы с агрессивными детьми;

- Повышение самооценки;

- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

- Снятиемышечного напряжения.

- Обучение агрессивного ребенка: приемлемым способам выражения гнева; навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

 

Групповая форма работы - подгрупповое занятие.

Все занятия должны быть основаны на принципах личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Между учащимися создается ситуация сотрудничества, учитываются индивидуальные характеристики каждого ребенка. Психокоррекционное воздействие осуществляется со стороны психолога на каждого ребенка посещающего занятия, внутри группы при взаимодействии. Работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с нарушениями в поведении. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Психологу необходимо: поддерживать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе; побуждать детей давать обратную связь детям; изучать мнение родителей о промежуточных результатах реализации проекта.

 

Список литературы

1.Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288с.

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество

России, 2000. -192с.

3.Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: НФ Класс, 1994. - 450с.

4.Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. - М.: НФ Класс, 1994. - 267с.

5.Герасимова Т.Ф.Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя.

Семейная психология и семейная терапия. №1, 1999

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 1995. - 142с.

7.Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие

ребенка. – Воронеж: Факт, 2001. - 351с.

8.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред.

Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - М.: Просвещение, 1997. - 423с.

9.Добсон Дж. Не бойтесь быть строгими. - М.: Центр общественных ценностей, 1996. -

336с.

10. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество

России, 2005. - 144с.

11. Заслуженюк В.С., Семиченко В.П. Родители и дети. Взаимопонимание или

отчуждение. - М.: Просвещение, 1996. - 191с.

12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз,

1997. - 224с.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в

сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004. - 145с.

14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития. - М.: Российское

педагогическое агенство, 1997. - 191с.

15. Кволс К. Как воспитывать детей без наказания. - СПб.: Весь, 2006. - 288с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_emots.neblagopoluchiyu.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения  «Сайзырал»

Утверждена

директором ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»

 Монгуш А.З.

Программа

психолого-педагогического сопровождения учащихся с эмоциональным неблагополучием

                                   depositphotos_29510551-stock-illustration-mother-and-child

Составитель: Сартыыл С.С.,

педагог-психолог

КЫЗЫЛ 2017

Пояснительная записка

Многие педагоги и психологи считают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний.

Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. У ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания. Как правило, такой ребенка занимает низкий социальный статус.

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с эмоциональным неблагополучием (коррекция агрессивности, конфликтности, тревожности, ослабление негативных эмоциональных состояний).

Задачи программы:

1. Знакомство детей с базовыми человеческими эмоциями;

2. Развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;

3. Снижение у детей агрессивности, конфликтности, тревожности;

4. Формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;

5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения и обучение детей навыку

самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение;

6. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.

В основе программы психолого-педагогического сопровождения лежат следующие принципы:

  • Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
  • Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям и характеру нарушения ребенка «группы риска»; максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка и родителя.
  • Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
  • Научная обоснованность психодиагностических методик.
  • Объективность выводов результатов психодиагностики.
  • Единство диагностики и коррекции - эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, эмоциональных состояний, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы, что обеспечивает необходимую информацию и обратную связь.
  • Нормативности развития. Коррекция «сверху вниз» - носит опережающий характер: основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка. Коррекция «снизу вверх» - вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление.
  • Системность развития - представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
  • Деятельностный принцип коррекции: выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
  • Соблюдения профессиональной конфиденциальности.
  • Не нанесения ущерба человеку.
  • Эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
  • Позитивность – означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества, проявление эмпатии, понимание внутреннего мира другого человека, глубокое сопереживание ему.
  • Развития и саморазвития личности означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию

Для реализации поставленных задач используются следующие методы:

- Методы исследования личности (тесты, наблюдения, беседы опросники);

- Игротерапия;

- Метод арттерапии;

- Метод анализа конкретных ситуаций;

- Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания

окружающих;

- Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового

социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла;

- Установление запрета на агрессивные действия ребенка по отношению к другим

людям;

- Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или

растягиванию агрессивных действий;

- Метод активного воображения;

- Метод сказкотерапии;

- Психогимнастика;

- Музыкальная релаксация.

Для реализации поставленных задач используются следующие приемы:

- использование игры и сказки;

- личностное общение;

- включение в общение игровых персонажей;

- свободное и тематическое рисование;

- подвижная игра;

- дидактическая игра;

- чтение художественных произведений и их анализ;

- мини-конкурсы;

- проигрывание этюдов;

- инсценировки, разыгрывание ролевых ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- авторство ребенка, сочинение историй;

- дискуссии;

- аутотренинг.

Во время коррекционных занятий по эмоционально-волевой сфере дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт в общении друг другом, выражают и подробно рассказывают о своих чувствах, переживаниях, проблемах. Дети учатся контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме, учатся ставить себя на место другого человека, с пониманием относиться к ответам других детей. Формируется умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Во время занятий дети доверяют психологу, стремятся к контакту с ним, открыты, проявляют интерес к занятиям, снижается эмоциональная напряженность, увеличивается количество позитивных чувств, происходит разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижается частота конфликтов и ссор с детьми.

Отдаленные результаты коррекционной и развивающей работы с детьми будут

состоять:

- в профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации и других проблем психогенного характера;

- коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижения индекса агрессивности, конфликтности, тревожности;

- развитии творческого потенциала личности; создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;

- развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в

возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию;

- адекватной самооценки, уверенности в себе, коммуникабельности, доброжелательности, эмпатии.

Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

Диагностический этап представляет собой:

- предварительное тестирование детей и взрослых (родителей).

- беседа с воспитателями о детях в группе, испытывающих эмоциональное неблагополучие. Они заполняют анкеты-запросы, в которых фиксируют результаты своих наблюдений.

Диагностика проводится индивидуально с одним родителей или ребенком, в несколько этапов. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушения в эмоциональной сфере. Некоторые из них используются во время коррекционно – развивающей работы для определения ее динамики.

1-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые родителям до начала и во время коррекционной работы

1. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Цель: исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

2. Методика исследования родительских установок и реакций (RARY) по Е. Шеффер, Р. Белл

Цель: исследование родительских установок и реакций.

3. Родительское сочинение «Мой ребенок»

Цель: изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и субъекта сочинения.

4. Тест «Какой я родитель?» Цель: изучение характера детско-родительских отношений.

5. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.И. Марковской

Цель: выявить, как взаимодействуют родители со своими детьми.

6. Тест А.И. Захарова «Оценка уровня тревожности ребенка»

Цель: исследовать уровень тревожности у ребенка, признаки психического напряжения и невротические тенденций.

7. Методика А.И. Баркан «Шкала степени отверженности ребенка в семье»

Цель: Исследовать степень отверженности и принятия ребенка родителями.

8. Анкета по выявление видов наказаний, которые применяют родители к своему ребенку

Цель: выявление уровня воспитательных ресурсов у родителей.

9. Анкета по изучению социально – эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г.Матвеева

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка и воспитательных ресурсов у родителей.

10. Наблюдение за личностным общением родителей с ребенком.

Цель: исследование детско родительских отношений и типа взаимодействия родителей сребенком.

2-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые детям до начала коррекционной работы и во время индивидуальной работы

1. Наблюдение за поведением ребенка

Цель: выявить отклонения в эмоционально-волевой сфере у ребенка.

2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля

Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

3. Методика «Выбери нужное

лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

Цель: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.

4. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова

Цель: выявление наличия страхов.

5. Методика «Лесенка» В.Г. Щур, С.Г. Якобсон

Цель: исследование самооценки ребенка.

6. Методика «Метаморфозы» Жаклин Руайер.

Модифицированная версия Д. Ван Кревелена

Цель: исследование выносимых вовне конфликтов и проблем.

7. Тест «Руки» Э. Вагнера, адаптирован Т.Н. Курбатовой

Цель: выявить агрессивные тенденции, наличие ожидаемой агрессии со стороны окружающих, проанализировать показатели эмоциональной сферы и межличностные отношения ребенка.

8. Цветовой тест отношений

М.Люшера. адаптирован А.М. Эткиндом

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и к самому себе.

9. Методика «Неоконченное предложение»

Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов и беспокойства у ребенка.

10. Социометрический опросник. Цель: исследование эмоционально- социальных

предпочтений, выявление референтной группы.

Проективные методики:

1. «Моя семья» Цель: выявление особенностей внутрисемейных

отношений.

2. «Семья в образах животных» Цель: выявление особенностей внутрисемейных

отношений.

3. Графическая методика «Кактус» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности.

4. «Несуществующее животное» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности. Выявляются дети, вошедшие в «группу риска» по нескольким критериям: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой.

Второй этап – психокоррекционный. Содержание психокоррекционной работы

представлено индивидуальной и групповой формами работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется через:

1. Консультирование родителей по:

- актуальным проблемам детей;

-  проблемам, связанным с нарушением детско-родительских отношений.

2. Консультирование педагогов и родителей по:

- проблемам возрастной психологии;

- вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с нарушениями в

поведении;

- результатам диагностики и во время коррекционной работы;

 - использованию дифференцированного подхода в процессе общения с ребенком и родителями;

- выработке единой стратегии воспитания;

- личным проблемам.

3.Индивидуальную работу с детьми.

- Направления индивидуальной работы с тревожными детьми;

- Направления индивидуальной работы с агрессивными детьми;

- Повышение самооценки;

- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

- Снятиемышечного напряжения.

- Обучение агрессивного ребенка: приемлемым способам выражения гнева; навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

Групповая форма работы - подгрупповое занятие.

Все занятия должны быть основаны на принципах личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Между учащимися создается ситуация сотрудничества, учитываются индивидуальные характеристики каждого ребенка. Психокоррекционное воздействие осуществляется со стороны психолога на каждого ребенка посещающего занятия, внутри группы при взаимодействии. Работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с нарушениями в поведении. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Психологу необходимо: поддерживать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе; побуждать детей давать обратную связь детям; изучать мнение родителей о промежуточных результатах реализации проекта.

Список литературы

1.Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288с.

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество

России, 2000. -192с.

3.Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: НФ Класс, 1994. - 450с.

4.Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. - М.: НФ Класс, 1994. - 267с.

5.Герасимова Т.Ф.Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя.

Семейная психология и семейная терапия. №1, 1999

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 1995. - 142с.

7.Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие

ребенка. – Воронеж: Факт, 2001. - 351с.

8.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред.

Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - М.: Просвещение, 1997. - 423с.

9.Добсон Дж. Не бойтесь быть строгими. - М.: Центр общественных ценностей, 1996. -

336с.

10. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество

России, 2005. - 144с.

11. Заслуженюк В.С., Семиченко В.П. Родители и дети. Взаимопонимание или

отчуждение. - М.: Просвещение, 1996. - 191с.

12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз,

1997. - 224с.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в

сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004. - 145с.

14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития. - М.: Российское

педагогическое агенство, 1997. - 191с.

15. Кволс К. Как воспитывать детей без наказания. - СПб.: Весь, 2006. - 288с.