консультация ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО СУИЦИДА

Фадеева Галина Евгеньевна

Очень важно понять причины, из-за которых ребёнка посещают мысли о суициде. Профилактика и своевременая помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема детского суицида актуальна для современной жизни, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом возрасте.

Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Личностный смысл самоубийства может быть разным:

  1. Протест или месть.  Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя.
  2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида- изменить ситуацию с помощью других людей.
  3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий.
  4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя он искупает свою вину.
  5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.

Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое- то время его не будет, а потом опять вернется.

Негативную роль в появлении аутоагрессии  ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные, поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно- мозговые травмы_. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье и в детском коллективе. Не звучат ли при этом высказывания следующего содержания: «мне все надоело», «мне надоело жить в таких условиях», «лучше не жить, чем жить с вами» (эта фраза- особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).

Особенности поведения- также предмет внимательного наблюдения взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и пр.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.

Анализируя особенности речи ребенка, следует замечать, насколько он склонен к самообвинению- это признак сформированной заниженной самооценки, которая является первой ступенью к  аутоагрессии.

Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение)- ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно принимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору ваш ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.

РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Определенную роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи дошкольника.

Семейные факторы риска суицидального поведения детей:

  1. Развод родителей;
  2. Смерть близкого человека;
  3. Конфликты с родителями;
  4. Завышенные ожидания родителей от ребенка;
  5. Отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
  6. Жестокое обращение с ребенком в семье;
  7. Отчужденность в детско-родительских отношениях.

Корень нарушений отношений в семье- неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: «Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений  с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий.»

Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляются в следующем:

  1. В семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
  2. Ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
  3. Мнение ребенка не учитывается при  решении вопросов, связанных с его воспитанием;
  4. Не проявляется интерес к досугу ребенка;
  5. Отсутствует доверительный диалог;
  6. Отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развить депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте.