МЕТОДИКА несуществующее животное

Фадеева Галина Евгеньевна

несуществующее животное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_nesushchestvuyushchee_zhivotnoe.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Общая характеристика методики

Уже сам характер инструкции («Нарисуй несуществующее животное. Назови его несуществующим именем») относит данную методику к проективным. Методика не носит шаблона, который можно было бы воспроизвести. В ходе выполнения этого задания испытуемый в большей степени опирается на представления об образе Я. Таким образом, методика «Рисунок несуществующего животного» не только даёт больше материала для анализа, но и сам анализ вследствие этого становится более трудоёмким.

                                          Особенности проведения методики

     Как и при проведении многих других проективных методик, в этой методике также делается акцент на вербальное сопровождение рисования. Это происходит на втором этапе выполнения методики, когда испытуемый рассказывает о нарисованном персонаже.

                                         Интерпретация методики

     Существуют типичные варианты выполнения рисунка, на основе которых можно сделать вывод о степени развития воображения, а точнее, о таком его показателе, как оригинальность.

     Наиболее примитивным вариантом выполнения методики является изображение существующего животного или сказочного персонажа (Змей Горыныч, динозавр, Человек-Паук и пр.).

     Другой вариант – это животное, при изображении которого использовались части тела нескольких существующих животных. Как правило. Название такого рисунка составлено из нескольких слов: котозебр (смешение кота и зебры), жирафон (жираф и слон).

      И третий вариант- действительно несуществующее животное, изображение которого не напоминает ничего знакомого.

      При оценке развития воображения необходимо учитывать рассказ ребёнка о рисунке. При проведении этой методики можно качественно оценить такой показатель развития воображения, как разработанность.

      При анализе рисунка учитываются следующие аспекты: поведенческий, стилевой, пространственный, структурный и вербальный. Мы разберём стилевой, структурный и вербальные аспекты, поскольку пространственный и поведенческий аспекты интерпретируются по аналогии с методикой К.Маховер.

Стилевой аспект. Способ анализа графического изображения практически идентичен методу, описанному в методике Маховер К. Существуют несколько существенных особенностей. Характерных для этой методики.

       Характер изображения контура (открытый или замкнутый) говорит о направленности на общение или его избегание. Открытый контур при отсутствии средств (органов), предназначенных для контакта. Указывает на сниженную социальность.

 Структурный аспект. Анализируя структурный аспект, особое внимание необходимо обратить на характер изображения. К самым типичным способам изображения относятся:

А) человекообразные изображения животных (что свидетельствует либо о высокой потребности в общении. Либо о высокой инфантильности);

Б) изображения, отличающиеся повышенной механистичностью (что говорит о повышенной замкнутости испытуемого);

В) аморфные, неструктурированные изображения, которые обычно отражают отсутствие образа Я испытуемого.

         В данной методике голова является символом психического и интеллектуального центров и отражает общую направленность индивида. Иногда можно увидеть рисунки, на которых животные имеют несколько голов. Как правило, это указывает на наличие внутреннего конфликта, неоднозначность в позиции.

         Довольно часто встречаются рисунки, на которых у животного отсутствуют нижние конечности, то есть оно представлено в виде аморфного тела. В этом случае нужно присмотреться к рисунку и попытаться уловить внутреннее ощущение, ответив на два вопроса: «Куда движется животное и движется ли оно вообще? Насколько оно устойчиво?»

          В качестве дополнительных деталей, которые могут присутствовать на рисунках при выполнении данной методики, нужно отметить различные вспомогательные средства, которыми наделяются животные. В этом случае следует обратить внимание на то, какова функция этих приспособлений. Так, панцирь, или шлем или щит свидетельствуют о стремлении защититься от агрессии, в то время как когти, иглы и шипы говорят об агрессивном поведении. Подобные особенности выясняются в процессе рассказа испытуемого о животном. Помимо этого существуют детали, указывающие на чувственность, демонстративность ребёнка: перья, грива и пр. Отдельно нужно отметить наличие механических устройств или иных технических деталей, встроенных в тело животного или прикрепленных к нему. Такого рода рисунки обычно выполняются интровертированными детьми. Кроме того, важно отметить, насколько различные детали позволяют животному охватить пустое пространство листа, распространить свое влияние на него. Этот показатель свидетельствует об интересе испытуемого к окружающему миру и степени его включенности в деятельность. В то же время высокая степень детализированности указывает на стремление ребенка обратить на себя внимание. Заметим, что детали рисунка не нужно путать с изображениями органов: например, большое количество ушей, глаз и других органов, предназначенных для получения информации об окружающем мире, говорит о тревожности испытуемого, а не его демонстративности.

           Хвост животного является индикатором оценки мыслей и поступков ребёнка. Чем выше приподнят хвост, тем выше испытуемый оценивает себя, чем ниже он опущен, тем сильнее ощущение недовольства, тем выраженнее пассивность ребенка. Хвост, повернутый направо, говорит об оценке испытуемым своих действий, хвост, повернутый налево, свидетельствует об оценке ребёнком своих мыслей.

         Если животное, изображенное испытуемым, того же пола, то можно говорить об адекватной полоролевой идентификации. На нарушения в данной сфере указывает не только асимметрия по признаку пола, но и повышенное внимание к органам, имеющим отношение к сексуальной функции.

         Вербальный аспект.  На второй стадии проведения методики после завершения рисунка организуется беседа с испытуемым по поводу изображенного животного. При проведении данной методики с детьми дошкольного возраста можно столкнуться с немногословностью испытуемых и явной неохотой говорить. Это может свидетельствовать не столько об отрицательном отношении к заданию, сколько об общем энергетическом уровне ребёнка.

         В ходе беседы необходимо выяснить следующие особенности жизнедеятельности животного: место обитания, характер общения, возраст, пол и способ размножения, любимые занятия, особенности реагирования на опасные ситуации, наличие страхов.

         Уровень развития воображения можно оценить только по результатам обоих этапов диагностики. Психолог должен понять, насколько логично соотносится рассказ о рисунке и само изображение. Например, если у животного есть крылья, но при этом оно живёт под водой, то вряд ли можно говорить о высоком уровнен развития такого показателя воображения, как разработанность.

           Когда речь идёт об особенностях общения животного, нужно обратить внимание на то, какой образ жизни оно ведёт. Если оно живёт изолированно, то вне зависимости от того, является ли эта изоляция вынужденной или желанной, можно констатировать наличие проблем в сфере взаимодействия. С другой стороны, если испытуемый говорит о том, что у животного много друзей, то отнюдь не всегда это свидетельствует об особенностях общения испытуемого в реальном мире. Можно утверждать лишь о наличии высокой потребности в общении, но при отсутствии конкретных деталей (перечисления приятелей животного, их совместных занятий и других деталей, описывающих особенности их взаимодействия) делается вывод о её неудовлетворительности.

           Кроме того, при оценке социальной сферы следует обращать внимание на описание конфликтных ситуаций, имеющих место в жизни животного. На трудности в межличностном общении указывают наличие врагов у животного, характер его питания (хищник, поедающий других животных; монстр, высасывающий кровь и соки из всего живого и т.п.).

           В рассказе о занятиях, которым предается животное, обычно отражается реальная ситуация, в которой пребывает испытуемый. Он описывает те виды деятельности, которые предпочитает.

           Не менее важным, помимо определения пола изображённого животного и соотнесения его с полом испытуемого, является рассказ о том, как происходит размножение данного вида. Если в ходе повествования наблюдается повышенная фиксация на теме сексуальных отношений, то можно говорить о высоком интересе испытуемого к данной сфере. Если же эта область жизнедеятельности, наоборот, исключается из рассказа или приобретает нейтральную окраску («оно размножается раз в сто лет, поэтому никто не знает как это происходит» и тп.), то это свидетельствует о наличии напряжения в данной области. В качестве руководства по анализу данной методики можно использовать следующий бланк.

         

                                               Бланк анализа рисунка

Испытуемый (ая) ___________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Поведенческий аспект:

  • Темп рисования: повышенный – средний – сниженный;
  • Особенности поведения при рисовании: __________________________

Стилевой аспект:

  • Нажим: сильный – средний – слабый;
  • Тип линий: ___________________________________________________
  • Тип контура: _________________________________________________
  • Перечень исправленных элементов: ______________________________

Пространственный аспект:

  • Размер рисунка: большой – средний – маленький;
  • Расположение рисунка: завышенное – по центру – заниженное - смещённое влево – по центру – смещённое вправо;
  • Другие особенности расположения рисунка: __________________________________________________________________________________________________________________________
  • Симметричность: повышенная симметричность – ассиметричность;
  • Перечень ассиметричных (искаженных) элементов: __________________________________________________________________________________________________________________________
  • Изображение фигуры в целом: анфас – профиль – со спины;
  • Соотношение расположения головы и туловища: __________________________________________________________________________________________________________________________
  • Динамические характеристики: животное в движении – статическая фигура.

Структурный аспект:

  • Соотношение общего эмоционального фона и элементов рисунка: _____________________________________________________________
  • Голова (или то, что заменяет); _____________________________________________________________
  • Глаза: _______________________________________________________
  • Уши: ________________________________________________________
  • Рот : _________________________________________________________
  • Туловище: ___________________________________________________
  • Лапы (руки): __________________________________________________
  • Ладони: ______________________________________________________
  • Пальцы: _____________________________________________________
  • Ноги (лапы): _________________________________________________
  • Устойчивость: шаткость – устойчивость
  • Механические приспособления: _________________________________
  • Детали, выполняющие защитную функцию: __________________________________________________________________________________________________________________________
  • Детали, выражающие агрессивность: _____________________________

_____________________________________________________________

  • Демонстративные элементы рисунка:_____________________________

_____________________________________________________________

  • Хвост (направленность вправо-влево. вверх-вниз): _________________

_____________________________________________________________

  • Детали, отражающие половую принадлежность: ___________________

_____________________________________________________________

  • Другие особенности:___________________________________________
  • Степень и характер детализации: ________________________________

     Вербальный аспект:

  • Имя животного: _______________________________________________
  • Пол: _________________________________________________________
  • Возраст: _____________________________________________________
  • Место обитания:_______________________________________________
  • Наличие и характер контактов: __________________________________
  • Способ размножения: __________________________________________
  • Любимые занятия: _____________________________________________
  • Особенности реагирования на опасность: _________________________
  • Страхи: ______________________________________________________
  • Другие особенности: ___________________________________________

Показатель разработанности и оригинальности воображения:_________

_____________________________________________________________