Психологическое консультирование

Фадеева Галина Евгеньевна

Что такое психологическое консультирование? Каким оно бывает, описано в данном документе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_konsultirovanie.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое консультирование

        Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

        Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

       Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

Психологическое консультирование

       Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

 - Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);

- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно- психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Обязательно:

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Дополнительно:

 • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

 • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. Специфика консультативной деятельности в ДОУ:

 •психолог находится внутри той группы, где зарождаются и развиваются как положительные, так и отрицательные взаимоотношения педагогов, детей, родителей, те или иные их личностные качества. Сам психолог находится внутри сложной системы межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом;

• отсутствие формы «прямого консультирования» (т.е. когда психолог работает вместе с детьми над решением возникающих у них проблем), поскольку дошкольник практически никогда не выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют взрослые (педагоги, родители…). Консультирование носит опосредованный характер, т.е. направлено на решение проблем обучения, воспитания, развития ребенка через лиц, его окружающих.

Правила психологического консультирования

1. Доброжелательное отношение к клиенту: отделение личности от поведения; безоценочное принятие (надо видеть в человеке позитив); доверие к человеку как предположение его ресурсности, возможностей; направленность на сотрудничество; результатом должно стать ощущение клиента себя в психологической безопасности.

2. Распределение ответственности должно быть 50% на 50%, совместное решение проблемы предполагает, что клиент должен брать на себя ответственность за принятие окончательного решения и последующие действия.

 3. Если клиент немотивирован (не желает помощи), не следует «биться головой о стену». Подобная ситуация может возникнуть и с педагогами (часто не желают признаваться в своих слабостях) и с родителями (при настойчивых рекомендациях воспитателя обратиться к психологу). Клиента сначала надо мотивировать.

 4. Соблюдение конфиденциальности.

 5. Осознание пределов своей компетентности.

 6. Принятие индивидуальных и культурных различий.

7. Разграничение профессиональных и личных взаимоотношений.

Профессиональные требования, предъявляемые к психологу-консультанту   

  Главными качествами психолога-консультанта являются:

 • эмпатия как умение сопереживать (но не брать на себя проблемы клиента); • способность анализировать чувства другого человека;

 • способность активировать ресурсы клиента и мотивировать его на работу над собой;

• желание самосовершенствоваться в направлении личностного и профессионального роста. В процессе работы психологу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения: •ставить открытые и закрытые вопросы;

•фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах;

 •следовать в беседе за логикой клиента, направлять беседу, давать обратную связь;

•овладевать приемами проведения беседы, а именно: перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (функции привлечения внимания, акцента значимости, стимулирования напряжения, отрицания); совместного принятия решений.