Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации.

Серова Светлана Владимировна

Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Общие принципы общения с пострадавшими. Приемы активного слушанья. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. Эффективные приемы общения с пострадавшими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации

        Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Общие принципы общения с пострадавшими. Приемы активного слушанья. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. Эффективные приемы общения с пострадавшими.

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Экстренная психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспортное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профессиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, посттравматическое стрессовое расстройство и др.)

Необходимо отметить, что экстренная психологическая помощь не оказывается людям в психотическом состоянии, признаками которых являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:

Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека, оказание помощи при острых стрессовых реакциях.

Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;

Предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;

Консультирование пострадавших, их родных, близких, а также специалистов, работающих в условиях ликвидации последствий об особенностях переживания стресса, горя; чрезвычайная ситуация психологическая помощь

Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Задачи психологической помощи ми:

–ᴎнформационная поддержка;

–индивидуальная работа с пострадавшими.

Основные принципы работы:

–3 этапа работы;

–информация о том, что помощь идет, какие меры необходимо предпринимать для сохранения и поддержания жизни;

–актуализация психологических ресурсов пострадавшего, простраивание перспективы на ближайшее будущее.

Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:

–выявление группы риска;

–работа с острыми стрессовыми реакциями;

–создание сети социальной поддержки.

Основные принципы работы:

–пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.);

–базовый момент помощи - поиск психологического ресурса;

–необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.);

–лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.

Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:

–ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп;

–снижение риска возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

–работа с острыми стрессовыми реакциями, связанными с чрезвычайной ситуацией.

–привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.

Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:

–отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

–выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.

Как бы ни было больно, сообщить ребенку о смерти близкого человека нужно сразу. Если сделать это потом («я скажу после похорон, после поминок, после траура…), запоздалое сообщение может породить обиду на оставшихся близких (Они мне не доверяют, иначе сказали бы сразу), гнев (Как он мог скрыть, а я его любил!), недоверие (Раз мне не сказали об этом близкие люди, значит все кругом обманщики и никому доверять нельзя).

Кто же должен говорить с ребенком о смерти? Конечно, самый близкий из оставшихся родных, тот, кому ребенок больше всех доверяет, с кем сможет разделить свое горе. Чем больше веры и поддержки найдет ребенок у этого человека, тем лучше будет проходить его адаптация к новой жизненной ситуации (без мамы или папы).

Дети 3-6 лет уже что-то знают смерти, но плохо представляют себе саму смерть.

Обладая «волшебным» воображением, еще не зная достоверно, как устроен мир, ребенок в этом возрасте считает, что с ним, или с его близкими, этого не случится. Зависимость от родителей в этом возрасте формирует страх, что если родитель покинет ребенка, то с малышом случится нечто ужасное. Поэтому необходимо говорить о смерти близкого очень тактично, спокойно, в доступной для ребенка форме. Необходимо быть готовым и принять любую эмоциональную реакцию ребенка на это сообщение, ответить на все его вопросы.

Кроме того, очень важно сразу объяснить все аспекты смерти, которые могут вызвать у ребенка страхи или чувство вины.

Если смерть произошла в результате несчастного случая, нужно объяснить факт смерти, не обвиняя в ней никого.

Чтобы у ребенка не появился страх потери оставшихся близких, нужно сказать ему, что остальные хотят жить долго и не хотят оставить его одного. (Да, мама ᴎ папа умерли, но я хочу жить очень долго, я хочу быть с тобой все время, я буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь. Не бойся, ты не один).

Взрослый должен блокировать возникающее у ребенка чувство вины (Ты не виноват, что мама умерла. Как бы ты не вел себя, это все равно случилось. Поэтому давай лучше поговорим о том, как нам жить дальше). Здесь же уместно дать ребенку понять, что сейчас очень важный момент для переоценки отношений с оставшимися близкими. (Ты очень любил маму, и я не смогу тебе его заменить, но я очень постараюсь оказывать тебе такую же поддержку, как это делала она.) (Ты всегда доверял свои секреты только маме. Я не смогу заменить ее в этом. Но я очень хочу, чтобы ты знал, что можешь рассказать мне о любых своих трудностях и я помогу тебе. Ты не один, мы вместе.)

В подобном разговоре, как бы ни было это больно, взрослый должен принять любые эмоции ребенка, возникшие в связи со смертью близкого. Если это печаль – ее необходимо разделить. Если гнев – дать позволить ему выплеснуться.

Если вина – объяснить, что он не виноват.

Нельзя говорить ребенку о том, что он должен или не должен чувствовать и как он должен или не должен выражать их. (Не плачь, маме бы это не понравилось.) (Ты уже взрослый, чтобы плакать.) (Бедная сиротка, теперь тебе будет очень плохо.)

Говоря подобные вещи, мы «программируем» ребенка на проявление чувств, которые он на самом деле не испытывает. Он может решить для себя, что настоящие чувства – это плохо, их необходимо подавлять, а демонстрировать окружающим лишь желательное поведение. Подобное решение может привести к эмоциональной холодности во взрослом возрасте.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку проявлять свои эмоции горя (Ты не должен плакать, иди, поиграй, чтобы не думать об этом). Непрожитые чувства горя – основа для психосоматических заболеваний в более позднем возрасте.

Также опасно «загружать» ребенка своими эмоциями. Истерики родных, их «уход в себя», чрезмерно выказываемая жалость могут напугать (Бабушка так кричит – значит, смерть, это что-то очень страшное), заставить почувствовать себя ненужным. Нельзя программировать дальнейшую жизнь семьи без радости и счастья.

Нельзя вольно или невольно использовать образ умершего для формирования у ребенка желаемого для взрослых поведения (Не шали, мама сейчас смотрит на тебя «оттуда», и расстраивается) (Не плачь, папа всегда учил тебя быть настоящим мужчиной, ему бы это не понравилось).

Ребенок должен не только услышать, но и почувствовать, что он не один, рядом с ним человек, который разделяет его чувства. Не нужно прятать свои чувства от ребенка, наоборот, о них тоже можно и нужно говорить.

В это момент очень важно сориентировать ребенка на активность, рассказав, что он может сделать для умершего человека. И здесь очень важно не делать из покойного «всевидящее око» (Мама сейчас на небе и смотрит на тебя, так что веди себя хорошо), а объяснить, как наши дела на земле могут помочь ушедшему. Если ребенок знаком с основами православия, это проще, поскольку он уже слышал о душе и о том, что случается с ней после смерти.

Если нет – в доступной форме рассказать малышу, что когда человек умирает, остается душа, которая в течение первых трех дней  прощается со всем тем, что было дорого ей при жизни, например, с родными и близкими. Три дня душа рядом с нами, поэтому по христианскому обычаю и похороны назначены на третий день, когда душа «отлетит». До девятого дня по велению Бога душа человека созерцает красоты рая и адские бездны. После этого, вплоть до сорокового дня, душа проходит испытания, в которых обсуждается  каждое дело, слово и даже помышление человека при жизни. Причем за человека свидетельствуют Ангелы, а против – бесы. От того, как душа пройдет это испытание, зависит ее участь. И в это момент очень важна молитва за умершего, это может оказать поддержку душе на таком «предварительном» суде.

Молясь за умершего, ребенок помогает его душе. В то же время в мыслях он рядом с ним, он может чувствовать себя заботящимся о том, кого нет, более взрослым, ответственным. В это время ребенок может осознать, что смертью не заканчивается жизнь, что добрые дела и поступки дают душе другую, вечную жизнь. Это понимание снижает страх смерти у детей.

При рассказе ребенку о смерти с религиозной точки зрения, важно не совершить ошибку, создав образ «страшного Бога». (Бог забрал маму, теперь ей там лучше, чем здесь). У ребенка может появиться иррациональный страх, что его тоже «заберут». Про то, что «там» лучше» — тоже непонятно для детей. (Если «там» лучше, то почему все плачут? И если смерть лучше жизни – зачем тогда жить?).

Также не стоит говорить что «мама уснула навсегда», «папа навсегда от нас ушел». Дети мыслят очень конкретно. Такие слова могут спровоцировать страх сна (усну – значит, умру), страх потери близкого.

Выберите место, где вас не будут беспокоить и позаботьтесь о достаточном количестве времени на разговор. Говорите правду. Если смерть вызвана болезнью, о которой ребенок знал, начните с этого. Если это несчастный случай, расскажите, как это произошло, возможно, начиная с момента, когда ребенок расстался с этим родственником. (Ты видел как утром папа ϲ мамой поехали на работу…). Вам тоже тяжело в этот момент, но ради ребенка нужно набраться мужества, и оказать помощь ему. Следите за его реакциями, реагируйте на его слова и чувства. Будьте добрыми и чуткими, насколько это возможно для вас в этой ситуации. Расскажите о своих чувствах, не демонстрируя их. Дайте понять и почувствовать, что вы рядом, вы не покинете его. Скажите о том, что умершего заменить никто не сможет, но вы поможете заполнить образовавшуюся пустоту, насколько это возможно. Расскажите ребенку, как будут происходить похороны, что происходит с душой. Научите молиться за умершего. Пообещайте, что вы будете рядом и что можно говорить обо всем: о страхах, чувстве вины, гнева. Обязательно выполните это обещание. Будьте готовы разделить с ребенком любые чувства, которые могут возникнуть в связи с этим известием.

Смерть близкого родственника – большое горе для всех членов семьи. Именно от взрослых, от их поддержки и сочувствия зависит, насколько эта потеря будет ужасна и болезненна для ребенка. Доброта к ребенку, принятие его чувств и эмоций, разрешение «не брать на себя вину за эту смерть», заполнение места, которое занимал ушедший в жизни ребенка, помогут малышу прожить горе без психологических «осложнений».

Оказание психологической помощи при патологическом горевании.

 «Патологическое» горевание - искажение естественного течения горя Может проявляться в 2 формах:   отсрочка реакции и искаженные реакции.

Отсроченные реакции. Человек может не обнаружить своего горя в течение значительного времени (неделя и больше), если на момент утраты перед ним стояли какие-то очень важные задачи или же все его внимание было сосредоточено на поддержке других.

Проявление искаженной реакции:

– Повышенная активность без чувства утраты

– Появление у горюющего симптомов последнего заболевания умершего

– Психосоматические заболевания

– Социальная изоляция

– Враждебность против определенных лиц

– Эмоциональные реакции: вина, обида, агрессия, тревога

– Утрата форм социальной активности

– Ажитированная депрессия с суицидальным риском

Виды патологического горя: отсутствие горя, «вечное горе», патологическая идентификация с умершим, депрессия.

Помощь на первых стадиях горевания

– Дать человеку возможность выразить свои эмоции,выговориться

– Оказать информационно-психологическую поддержку

– Снять табу с разговоров о смерти

– Поддерживать тактильный контакт

– Ритуалы

Активное слушание:

– Ратификация (вербально и невербально)

– Пауза

– Парафраз

– Выражение своих эмоций

– Отражение эмоций собеседника

– Резюме

– Эмпатия

– Отсутствие оценок и интерпретаций

Этапы терапии:

1.Диагностическое интервью:

-про саму утрату

-про утраты, перенесенные ранее

-есть ли интроекции, патологическая идентификация

2. Работа с внутренними конфликтами и чувством вины

3.Побуждение к разговору об утрате. Выражение эмоций

4.Активация внутренних ресурсов

5.Принятие утраты. Необходимы заключительные шаги.

6.Ритуалы. Задача почтить память умершего человека

7. Построение перспективы

Оказание психологической помощи родителям погибших мальчиков.

Психологическая помощь взрослым членам семьи, переживающим утрату

Работа со взрослыми членами семьи строится сходным образом и в ситуации потери ребенка, и в ситуации смерти брачного партера. Она включает в себя следующие направления:

1. Информирование о психологических закономерностях горевания и, прежде всего, о том, что это длительный процесс.

2.  Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе горевания:

- помощь в осознании и принятии факта смерти членов семьи;

-  оказание членам семьи психологической поддержки и помощи в отреагировании сильных чувств, связанных с болью потери;

-  помощь в реорганизации жизни семьи после смерти членов (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов);

-  помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).

3.  Поддержка и помощь членам семьи в планировании своей дальнейшей жизни.

Психологическая поддержка в работе с семьями, переживающими потерю, приобретает особое значение и занимает большую часть консультативного процесса. Она подразумевает полноценное присутствие психолога, наблюдение за происходящим и проявление чувства сострадания, при сохранении личных границ.

Задачи консультанта:

–быть рядом и слушать;

–не форсировать результат;

–проявлять уважение и принимать то, что происходит;

–видеть пользу в выражении членами семьи их скорби;

–позволить себе стать человеком, на которого члены семьи могут опереться.

Важным элементом в работе с потерей является включение членов семьи в системный процесс переживания горя, удержание их от импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний, оказание помощи в поиске внутренних семейных ресурсов для преодоления данного кризиса.

Психолог может помогать членам семьи в создании ритуала или ритуалов, поддерживающих их потребность в скорби и сохранении памяти об ушедшими.

Важно, чтобы эти ритуалы соответствовали традициям данной семьи. Ритуальные действия дают возможность людям чтить память умершего члена семьи и получать поддержку как внутри семьи, так и за ее пределами, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников.

Семейный ритуал дает также возможность каждому выразить свои личные чувства к тем, кого больше нет.

Психологу-консультанту необходимо знать типичные, так называемые нормативные, проявления горя и симптомы, сопровождающие патологические реакции членов семьи. Если с первыми можно и нужно работать в консультативном ключе, то вторые требуют медицинской помощи- клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой либо психиатрической помощи.