Организация работы специалистов службы сопровождения в условиях коррекционной школы

Иванова Ирина Валерьевна

В статье «Организация работы специалистов Службы сопровождения в условиях коррекционной школы» представлена апробированная модель сопровождения участников образовательного процесса в условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: с задержками психического развития различного генеза; легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра. Предложенная система сопровождения обучающихся разработана с учетом современной ситуации развития системы коррекционного образования и способствует наиболее полной реализации личностного потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями, их социализации и интеграции в современное общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s_annotatsiey_i_litroy.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы специалистов службы сопровождения

в условиях коррекционной школы

Сопровождать – следовать вместе с кем-нибудь,

находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь.

Толковый словарь Ожегова

Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 

Следует отметить, что разработка практической модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения учащихся со специальными образовательными потребностями в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии и педагогики. Шилова Е.В. отмечает, что одним из механизмов на современном этапе образовательного процесса, обеспечивающим максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании, становится процесс сопровождения (помощи и поддержки), который выступает одним из социальных гарантов полноценного развития личности в процессе образования всех детей, и, прежде всего тех, которые имеют проблемы в психическом, умственном или физическом развитии.

 Эту задачу решает созданная в ГБОУ №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Служба сопровождения, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Сопровождение в ОУ включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но  обязательно и работу с администрацией, педагогическим и детским коллективом, родителями.

Психолого-медико-социальная помощь обучающимся в ГБОУ №131 Красносельского района Санкт-Петербурга оказывается на основании заключения ЦПМПК (ТПМПК) и письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся и  реализуется преимущественно во внеурочной деятельности. Работа специалистов Службы сопровождения строится в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентируется международными актами в области прав детей, приказами и инструкциями Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Положением о Службе сопровождения и Уставом образовательного учреждения.

В состав Службы сопровождения входят следующие специалисты: педагоги-психологи – 6 чел., учителя-логопеды – 13 чел., социальные педагоги – 2 чел, врачи-специалисты – 4 чел. Деятельность службы сопровождения регламентируются Положением о Службе сопровождения, Положением о логопедической службе, Положением о психологической  службе, а так же другими локальными нормативными актами образовательной организации и Уставом учреждения. Руководство службой сопровождения осуществляет заместитель директора по коррекционной работе, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство обеспечивает директор образовательного учреждения.

Работа специалистов Службы сопровождения ведется в тесном сотрудничестве с педагогами ОУ. Коррекционная составляющая педагогической работы учителей строится на основе рекомендаций, разработанных  педагогами-психологами и учителями-логопедами. Следует отметить, что многие учителя ОУ имеют специальное коррекционное образование.

В планировании работы специалистов Службы сопровождения особо учитывается невысокий абилитационный потенциал семей обучающихся. Ситуация также осложняется низким социальным уровнем семей: плохими жилищными и санитарно-гигиеническими условиями жизни; недостаточным уровнем образования и культуры родителей; низким уровнем дохода членов семьи. Многие семьи находятся в сложной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные). Поэтому работа с родителями (законными представителями) обучающихся является одним из приоритетных направлений работы специалистов Службы сопровождения.

Участники образовательного процесса осуществляют совместную деятельность по сопровождению следующим образом:

  • Педагоги-психологи обеспечивают психолого-педагогическое диагностирование обучающихся на всех этапах маршрута поддержки, готовят рекомендации для участников образовательного процесса в рамках собственной компетенции, реализуют психологическую помощь детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.
  •  Учителя-логопеды проводят логопедическое обследование детей, выявляя речевые нарушения для комплектования логопедических групп. Ведут работу по коррекции речевого развития детей во взаимодействии с педагогами и  родителями учащихся.
  • Социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся, изучают психолого-медико-педагогические особенности личности обучающегося и ее микросреды, условия жизни, организуют различные виды социально ценной деятельности воспитанников, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, способствуют формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения предметных коррекционно-развивающих программ.
  • Медицинские работники и врачи-специалисты (педиатр, психиатр, невролог) отслеживают состояние здоровья школьников, проводят лечебно-профилактические процедуры, опираясь на результаты диспансеризации и собственные наблюдения, дают рекомендации по организации образовательного процесса для различных категорий детей.
  • Учителя ведут диагностику предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся. Проводят коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, опираясь на рекомендации специалистов сопровождения.
  • Воспитатели групп продленного дня способствуют социализации обучающихся и обеспечивают оптимальной уровень интеллектуального, духовно-нравственного, патриотического, социально–культурного и физического развития личности каждого учащегося на основе его природных задатков, склонностей и особенностей. Воспитательная работа в школе способствует созданию условий для всестороннего развития личности ребенка, расширение кругозора, повышение уровня культуры, формирование и развитие коммуникативных навыков.
  • Родители (законные представители) обучающихся выполняют рекомендации специалистов Службы сопровождения, закрепляют навыки эффективного взаимодействия с детьми, участвуют в процессе обучения, сопровождения и социализации своего ребенка.
  • Директор и заместитель директора по коррекционной работе осуществляют общее руководство, координируют и контролируют работу специалистов Службы сопровождения.

На данный момент в школе 650 обучающихся в возрасте от трех до восемнадцати лет: 130 воспитанников дошкольного отделения и 530 учащихся I – IX классов. Все дети имеют ограниченные возможности здоровья: задержки психического развития различного генеза; легкую, умеренную, тяжелую умственную отсталость. Физические и двигательные возможности варьируются от незначительных нарушений двигательной сферы, мозжечковых расстройств до спастических парезов рук и ног с невозможностью самостоятельного перемещения. Так же в школу поступают дети с расстройствами аутистического спектра и различными нарушениями поведения. В 2016-2017 учебном году  80 учащихся получают образование на дому на основании медицинских документов.

Школа реализует несколько адаптированных образовательных программ для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Поэтому организация сопровождения обучающихся в ГБОУ №131 Красносельского района Санкт-Петербурга представляет собой единую систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для детей, педагогов, воспитателей, административных работников и родителей (законных представителей). Это формирует гармоничные отношения детей и взрослых и способствует интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в общество.

Особенностью организации работы службы сопровождения в ГБОУ №131 Красносельского района Санкт-Петербурга является то, что специалистами учитываются особенности социального, медицинского и психологического статуса каждого обучающегося. Такая система сопровождения обеспечивает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, даёт возможность учесть все трудности и проблемы ребёнка, позволяет наиболее оптимально подобрать методы и приёмы воспитания и коррекции его личности, разработать индивидуальный образовательный маршрут, создать положительные условия, способствующие наиболее эффективному обучению и развитию, социальной адаптации в обществе.

Кратко охарактеризовать специфику работы службы сопровождения по направлениям в зависимости от потребностей обучающихся можно так:

  • Сопровождение обучающихся «группы риска». В контексте нашей работы дети «группы риска» – учащиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, асоциального поведения в школе направлена на достижение конечной цели – сохранение здоровья обучающегося и становление личности ребенка с адаптацией его в общество.
  • Психолого-медико-педагогический консилиум. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей). С этой целью в ОУ создан Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), работа которого регламентируется регламентируются Положением о ПМПк. Целью работы ПМПк является выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения).
  • Сопровождение детей-инвалидов. В школе обучается 180 детей-инвалидов, функционирует 7 классов для обучающихся со сложной структурой дефекта. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в обучении, общении, самообслуживании социализации. Сопровождение данной категории детей является необходимым условием их успешной интеграции и социализации в общество.
  • Сопровождение детей, обучающихся на дому, имеет следующие цели: обеспечение получения ими качественного образования с учётом индивидуальных особенностей, оказание консультативной помощи семьям, проведение коррекции развития обучающихся, обеспечение их интеграции в общество, подготовка к самостоятельной жизни. В программу сопровождения обучающихся на дому входят еженедельные занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
  • Проект «Клуб выходного дня». Целью проекта является овладение обучающимися социальным опытом, необходимым для самостоятельной жизни. «Клуб выходного дня» социально ориентирован, направлен на создание условий для саморазвития обучающихся, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей. В рамках этого направления работы организуются познавательные поездки, туристические походы, экскурсии, занятия в кружках, мастер-классы, изучение книг, энциклопедий, дискуссии.
  • Сопровождение детей выпускных классов. Основное направление сопровождения выпускников школы - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, выявление профессиональных склонностей подростков, диагностика интеллектуального состояния, развитие временной перспективы, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, зависимостей, поддержка в самопознании, поиске смысла жизни.
  • Родительский клуб «Шаги навстречу». В рамках данного направления работы происходит формирование родительских компетенций и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, обучения и социализации детей с ОВЗ. В рамках родительского клуба под руководством педагога-психолога организуются встречи родителей, опекунов, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами службы сопровождения школы, участвуют в тренингах и исследованиях.
  • Кружок для обучающихся "От конфликта - к диалогу". 
    Рост общего уровня конфликтности современного общества обуславливает необходимость подготовки обучающихся к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения конфронтации с окружающими.
    В задачи курса «От конфликта - к диалогу» входит знакомство учащихся в доступной для них форме с основами конфликтологии, с особенностями влияния на поведение человека эмоционального состояния. В результате занятий у обучающихся наблюдается развитие коммуникативных навыков, снижение уровня агрессивности, тревожности и других проявлений высокого психоэмоционального напряжения, что приводит к снижению общего уровня конфликтности в школе. Занятия проводит педагог-психолог.

Системное сопровождение обучающихся в течение учебного года осуществляется поэтапно:

  • диагностический этап - проведение исследований социально- психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
  • поисковый этап - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации). 
  • консультативно-проективный этап, в ходе которого специалисты службы сопровождения рассматривают возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. После выбора способов решения проблемы происходит распределение обязанностей по его реализации, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможности корректировки планов. Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.
  • деятельностный этап обеспечивает достижение желаемого результата. Реализация данного этапа осуществляется в ходе индивидуальных и групповых занятий специалистов Службы сопровождения по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся. Также задачей         специалиста Службы сопровождения является оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса.
  • рефлексивный этап - осмысление результатов деятельности, на основе которого происходит констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной задачи или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении с целью внесения необходимых изменений в образовательный процесс и организацию сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Анализ работы Службы сопровождения за последние годы показывает, что оптимальным образом спланированное и выстроенное взаимодействие специалистов службы сопровождения школы является основным механизмом реализации комплексной коррекционно-развивающей  работы и  обеспечивает:

  • системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе;
  • комплексность в определении и решении проблем детей, предоставлении им квалифицированной помощи профильных специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащихся;
  • возможность составления комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной - волевой и личностной сфер.

Подобная модель организации Службы сопровождения позволяет  добиться главной цели – социализации и успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в современное общество. При этом в ходе работы достигаются следующие результаты:

  • Личностные результаты. Наблюдается индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии, происходит расширение круга социальных контактов, возрастает стремление к собственной результативности и др.
  • Метапредметные результаты. Обучающиеся успешно овладевают общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; происходит освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; наблюдается сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
  • Предметные результаты. Происходит овладение содержанием адаптированных образовательных программ (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, деятельность Службы сопровождения ОУ позволяет:

  • обеспечить наиболее полное развитие интеллектуального и личностного потенциала обучающихся с ОВЗ с целью их социализации и интеграции в современное общество;
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье школьников;
  • защитить права детей и подростков с особыми образовательными потребностями в условиях учебного процесса;
  • содействовать  разработке и реализации программы развития школы с учетом создания комфортной образовательной среды.

Литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство,1997.
  2. Грибанова, Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)/Г.В. Грибанова// Дефектология. – 2001. - № 6.
  3. Долженко, Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования/ Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001.
  4. Есина, Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии// Дефектология.-2002.-№2.
  5. Жданова Л.А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1990.
  6. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под научной редакцией Э.М.Казина ; ред. коллегия : Н.Э.Касаткина, Е.Л Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.
  7. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.
  8. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике/ Е.И. Казакова// Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийкой научно-практической конференции. – Спб., 1998.
  9. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.
  10. Малафеев Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ХХI веке: учебное пособие. ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007.
  11. Мамайчук. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. – Спб., 2001.
  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. (Библ. психолога-практика).
  13. Шилова Е.В. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка - необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Здравый смысл и достоинство в школе". М., Генезис, 1998