Программа адаптационных психокоррекционных занятий "давайте знакомиться" с обучающимися 1 класса

Киселева Юлия Эдуардовна

 Цель: Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников  с интеллектуальной недостаточностью к ситуации школьного обучения.

Задачи:

  • Коррекция и развитие у детей общешкольных  умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе (психологическая готовность к школе).
  • Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_adptatsiya_1_klass.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                        
  2.  Календарно-тематический план                                                    
  3. Диагностический инструментарий                                        
  4. Мониторинг                                                                            
  5. Литература                                                                        

  1. Пояснительная записка

Программа составлена   на основе   программы  адаптации  для первоклассников  М. Р. Битяновой  с учетом рекомендаций,  изложенных в письме Минобразования РФ от 20.04.01 № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

 

Актуальность проблемы  обусловлена  наличием значительного числа  учащихся, с трудом приспосабливающихся к новым социальным условиям школьного обучения, что является характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей к моменту поступления в школу, как правило, не происходит формирование школьно-значимых функций. У них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений, узок кругозор, слабо развиты моторные навыки. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление к удовольствиям. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключения с одного вида деятельности на другой. Особенно резко страдает концентрация внимания, целенаправленная деятельность.

 Следовательно, сразу после поступления ребенка в школу необходимо проведение   психокоррекционных мероприятий,  способствующих     формированию        конструктивных  форм  взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовых  учебных  установок, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения, эффективность стиля общения, возможность личностной самореализации в школьной среде.

 Цель: Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников  с интеллектуальной недостаточностью к ситуации школьного обучения.

Задачи:

  • Коррекция и развитие у детей общешкольных  умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе (психологическая готовность к школе).
  • Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

 

Адресат программы:  

В реализации программы задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся первоклассники  и их родители.

  1. Содержание  программы

Направления деятельности:

  • психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника (диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы учащегося);
  • консультативная работа с педагогами и родителями;
  • психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим проблемы в школьной адаптации.

Диагностическое направление  реализации адаптационной программы

Подбор методик осуществлялся таким образом, чтобы наиболее полно выявить уровень психофизиологической  готовности учащихся  к школьному обучению.

  • Когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность.
  • Мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника.
  • Социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.

Диагностическое обследование проводится в течение сентября месяца.

Консультационное   направление  реализации адаптационной программы

По результатам диагностического обследования  в обязательном порядке проводятся консультирование педагогов и родителей на родительском собрании и в индивидуальном порядке.

Планирование консультационной деятельности

Мероприятие

Срок

1

Рекомендации родителям по организации помощи в семье в адаптационный период  на общем собрании (памятки родителям)

 сентябрь

2

Консультирование  педагогов по результатам первичной адаптации

 сентябрь

3

Консультирование  педагогов по результатам диагностики. Малый педсовет.

 октябрь

4

Консультирование родителей по результатам диагностики  (групповое)  на родительском собрании

октябрь

5

Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики  (по запросу)

 октябрь - ноябрь

Особенности    проведения   адаптационных занятий  с учащимися  1 класса

Создание комфортных условий для привыкания детей к школе,  приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности   через организацию игровой деятельности.  Занятия строятся в доступной и интересной форме. Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Программа рассчитана на работу в группе из 6-10 человек.

Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению показал, что у учащихся «группы риска»: низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, работоспособность и произвольность поведения. И средняя степень или трудности в адаптации с позиции педагогов и родителей.                                      Список учащихся по группам

Фамилия, имя

Вывод по результатам диагностического обследования

Примечание: А – адаптант;  ВДА-возможный дезадаптант;  ДА-дезадаптант.

Результаты диагностического обследования : см.   мониторинг  и заключение по результатам диагностического обследования

Режим проведения коррекционных занятий.

Коррекционные  групповые занятия проводятся в течение первого полугодия  обучения в школе  по   1 академическому   часу в неделю.

Методы и формы психокоррекционного воздействия

Занятия по рабочей программе проводятся   групповой форме.    В зависимости от актуального  уровня   готовности к обучению и адаптированности  учащихся  и от степени эффективности принятия ими помощи работа  с конкретными заданиями   может проводится со всей группой, в парах или индивидуально.

Основными методами на занятиях  являются практические (игры, упражнения) и  наглядные (методы  иллюстрации и демонстрации).  

Следуя направлениям  «Национального проекта образования»,  с  целью повышения эффективности коррекционных занятий, усиления учебной мотивации, овладения учащимися элементарными пользовательскими навыками планируется использование цифровых образовательных ресурсов: тренировочных игр и упражнений на DVD, слайд – презентаций CD, возможностей сети Интернет: картинок, фотографий, видеосюжетов.

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения

    Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление диагностического   психофизиологической готовности к школьному обучению и выявления уровня первичной адаптации  учащихся с интеллектуальной недостаточностью.        Критериями  отбора диагностических методик являются: валидность, простота использования и обработки, позволяющие сократить время, затрачиваемое на диагностику.  

      Первичное     обследование проводится с использованием диагностической батареи (см. выше);  итоговое – с использованием методик «Карта наблюдений», «Мотивационная анкета» и «Тест тревожности»,   что    обеспечивает  коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяет вносить в него необходимые коррективы.

 Результативность отражается в мониторинге.

Прогнозируемый   результат:

           По завершении коррекционных занятий   предполагается  повышение   учащиеся 1 класса должны:

  •  Иметь позитивную школьную мотивацию
  • Соблюдать требования, предъявляемые им правилами школьного распорядка
  • Соблюдать чувство дистанции к педагогам
  • Проявлять симпатию ко взрослым и сверстникам
  • Состредотачиваться на поставленной перед ним задаче учебного или игрового характера
  • Выбирать партнера по играм, уметь  работать в паре, сообща

Индикативные показатели

  • Динамика в развитии позитивной школьной мотивации – 22%.  
  • Снижение тревожности – 22%.
  • Развитие эмпатии – 22%.

 

  1. Тематический план психокоррекционных занятий с учащимися

Тема

Дата

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

1

Знакомство

Знакомство, снятие психологического напряжения.

«Давайте познакомимся»,  «Мяч»;   «Тропинка»;   «Паровозик».

2

Закончи слово

Развитие коммуникативных навыков, развитие и коррекция памяти, внимания, мышления, речи.

«Мяч»,  «Закончи слово»,  «Штирлиц».

3

Наши  лица

Ознакомить с основными способами общения6 речь, мимика, жесты.  Коррекция и развитие вербальных и невербальных навыков общения

 «Лица»,  «Жесты»,  «Эти разные слова»,  «Тише, Танечка, не плачь», «Подарок другу».

4

Маленький художник

Развивать внимание к окружающим людям.

«Опиши друга»,  «Маленький художник», «Тропинка», «Белые медведи»

5

Переходы

Развитие  общения в группе, развитие наблюдательности , внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять, к какой группе относится то или иное слово

 «Конспиратор»,  «Переходы», «Кто есть кто? Что есть что?», «Гомеостат».

6

Составим сказку

Расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения

«Составим сказку»,  «Слушай хлопки»,«Монолог картошки»,  «Тактильный образ».

7

Кто есть кто

Развитие  наблюдательности, внимания, памяти, произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам

«Переходы»,  «Кто есть кто? Что есть что?» (продолжение),  «Запретное движение», «Гомеостат».

8

Телефон

Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности, сплочение коллектива. Коррекция акустического и тактильного восприятия.

Назови по имени, Прикосновения, Испорченный телефон, Слушаем тишину, Интонация,  

9

Вежливые слова

Развитие уважения, вежливого отношения к людям, эмпатийных навыков. Коррекция речи, внимания, крупной моторики.

Что можно сделать для друга, Вежливые слова, Розовое слово «привет», Ссора, Магазин вежливых слов.

10

Запомни порядок

Р Развитие  внимания, зрительной памяти, логического мышления, произвольности движений, расширение словарного запаса

«Запрещенное движение»,  «Запомни порядок», «Угадай группу».

11

Кто что сделал

Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти

«Футболист»,  «Определения»,   «Кто что сделал?», «Невидимые слова».

12

Я не знаю

Развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей

«Запретный номер »,  «Заколдованные» (под музыку),  «Пасьянс» (с использованием «Азбуки настроений»),  «Я не знаю!».

13

Цветик - многоцветик

Развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого

«Маски»,  «Интонации»,  «Цветопись настроения»,  «Цветик-многоцветик»

14

Хороший поступок

Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения

«Хороший поступок»,  «Тропинка», «Лужа», «Я и Мое настроение»

15

Кляксы

Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других людей; снятие агрессии и страхов

«Имитация»,  «Цвета»,  «Кто быстрее?», «Кляксы».

16

Исценировка

Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления,  умения распознать чувства и настроения других людей, изображать эти настроения и чувства; работа по  снятию  страхов перед школой

«Кто быстрее?»,  «Инсценировка»,  «Сочиним рассказ»

17

Слушай команду

Развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других; снятие напряженности,  страхов, боязни школы

«Инсценировка», «Сочиним рассказ», «Дракон кусает свой хвост»,  «Слушай команду».

18

Разговор

Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности; развитие произвольного внимания, самоорганизация

«Скучно, скучно так сидеть»,  «Определи игрушку »,  «Разговор обезьяны и крокодила»,  «Дракон кусает свой хвост

19

Снежный ком

Развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности; формирование внутреннего плана действий, развитие координации

«Слушай и исполняй»,  «Возьми и передай»,  «Снежный ком».

20

Я – школьник!

Развитие памяти, внимания, умения устанавливать логические связи между словами, расширение словарного запаса

«Повтори за мной!», «Слушай и исполняй»,  «Лица», «Правила», «Я – школьник», «Пожелания»  

 

  1. Диагностический комплекс включает в себя следующие методики

Диагностические методики для первичного обследования

Название методики

Автор методики

Исследуемая функция

1

Тест школьной готовности

Керн -Йирасек

Зрелость интеллектуальных функций

2

Тест школьной мотивации

Н. Г. Лусканова

Выявление отношения к школе и обучению в целом

3

Рисуночные методики :

«Дом ,дерево, человек»

«Моя семья»

Дж. Морено

Выявление социального статуса учащихся в классном коллективе

4

Тест «Какой Я?»

Немов

Исследование самооценки

5

Тест «Распознание эмоций»

Т. В. Чередникова

Выявление уровня эмпатийного развития

6

Тест  тревожности

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Выявление тревожности в типичных ситуациях социального взаимодействия

7

Карта наблюдения

М. Р. Битянова, модификация Е. М. Кузьминых

 Готовность к различным видам деятельности (учебной, социальной, игровой, бытовой)

8

Изучение документов

Протоколы ПМПК

Информация об основном диагнозе и возможных сопутствующих нарушениях в развитии

Диагностические методики, использующиеся для мониторинга

Название методики

1

Тест школьной мотивации

2

Тест «Какой Я?»

3

Тест «Распознание эмоций»

4

Тест  тревожности

Сводная таблица результатов входящей диагностики для учащихся 1 класса (сентябрь, 2014 г.)

Фамилия, имя

Готовность к школе

Карта первичной адаптации

Самооценка

Мотивация

Тревожность

Эмпатийное развитие

Карта наблюдений

Вывод

1

2

3

4

5

6

7

  1. Мониторинг   результативности  адаптационных психокоррекционных занятий

с учащимися 1 класса

Фамилия, имя

Мотивация

Самооценка

Тревожность

Эмпат. развитие

Динамика

перв

итог

перв

итог

перв

итог

перв

итог

1

Бургучев Николай

0

Н

3

Н

10

В

10

В

0

Н

0

Н

2

Н

2

Н

отсутствует

2

Гарипова Карина

19

С

24

В

10

В

10

В

6

С

3

Н

3

С

4

С

положительная

3

Гилятзинов Артур

-

Н

5

Н

10

В

10

В

-

С

4

С

2

Н

2

Н

отсутствует

4

Захаров Алексей

12

Н

18

С

10

В

10

В

-

Н

2

Н

2

Н

2

Н

незначительная

5

Мельник  Олег

6

Н

25

В

9

В

10

В

4

С

4

С

1

Н

3

С

положительная

6

Мирасов Егор

22

С

23

С

9

В

10

В

-

Н

2

Н

2

Н

3

С

незначительная

7

Молотов Андрей

17

С

19

С

10

В

10

В

13

В

4

С

2

Н

4

С

положительная

8

Рычков Алексей

18

С

21

С

10

В

10

В

-

В

7

В

2

Н

3

С

положительная

9

Юрков Костя

-

Н

6

Н

10

В

10

В

-

В

-

С

2

Н

2

Н

отсутствует

Уровни

ч

%

ч

%

ч

%

ч

%

ч

%

ч

%

ч

%

ч

%

ч

%

Высокий

-

-

2

22

9

100

9

100

3

33

1

10

-

-

-

-

4

45

Средний

4

45

4

45

-

-

-

-

3

33

4

45

1

11

5

55

2

20

Низкий

5

55

3

33

-

-

-

-

3

33

4

45

8

89

4

44

3

35

 

Диаграмма результатов входящей диагностики 1 класса (сентябрь, 2015 г.)

Вывод по результатам входящей диагностики

У  76% учащихся низкий уровень готовности к школе.

У 50% учащихся   выявлена низкая школьная мотивация.

 33% имеют высокий уровень тревожности.

89 % учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативно – эмпатийных навыков.

76% учащихся имеют низкий уровень соответствия статусу первоклассника.

Т. о. выявлен 1 учащийся  с успешной адаптацией (12%): Гарипова К.

Возможные  дезадаптанты – 2 ученика  (24%): Мирасов Е., Молотов А.

Дезадаптантов выявлено 5 человек (64%): Бургучев Н., Гилятзинов А., Захаров А., Мельник О., Рычков А.

   С учащимися дезадаптантами и возможными дезадаптантами требуется психокоррекционная работа по программе    адаптационных психокоррекционных занятий  «Давайте знакомиться»

  1. Литература:

  1. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. -М.: «Совершенство», 1998
  2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2004
  3. Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;
  4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
  5.  Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
  6.  Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001