Программа работы педагога-психолога по развитию жизнестойкости посредством коррекции временной перспективы учащихся старших классов

Шестакова Анна Сергеевна

Данная программа разработана с целью повышения жизнестойкости и рассчитана на длительное действие (для самостоятельного формирования образа позитивного будущего после выпуска ребенка из школы). Диагностический материал позволяет также работать со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа педагога-психолога65.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    муниципального образования город Краснодар средняя                 образовательная школа № 5

Р А С С М О Т Р Е Н О

На педагогическом Совете

МБОУ СОШ № 5

Протокол № ______

от «___» ___________2017г.

   У Т В Е Р Ж Д А Ю                                                                                                                                                                                                                                                                            

     

      Директор МБОУ СОШ № 5

С.С. Григорьева_____________ 

              «____»  ______________2017г.

ПРОГРАММА

педагога – психолога по развитию

жизнестойкости посредством коррекции временной        перспективы учащихся старших классов МБОУ СОШ № 5

г. Краснодара

на  2017 – 2018  учебный год

Составитель:

педагог-психолог

Шестакова А.С.

г. Краснодар

2017 год

Содержание

1.Целевой раздел

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Нормативно – правовое основание Программы………………………………4

Цели и задачи деятельности…………………………………………………….4

Особенности ОУ……………………………………………….………………..5

2.Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога…………………….………..5

Психологическая диагностика…………………………………………..5

Коррекционно-развивающая работа……………………………………5

Консультационная работа………………………………………….…….6

Психологическое просвещение………………………………………….6

Организационно-методическая работа…………………………………6

3.Организационный раздел

Материально-техническая обеспеченность…………………………….……..7

Перспективный план работы по Программе на 2017-2018 учебный год…….7

Приложения

Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)………………..9

Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо …...……………11

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная методическая разработка определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по таким профессиональным направлениям, как: психодиагностика, психокоррекция и психологическое консультирование. Реализация осуществляется в процессе работы с учащимися 9-11 классов.

Актуальность данной Программы очевидна: подростковый возраст отличается кризисными моментами развития, когда школьнику становится трудно справляться с проблемами и сложностями, возникающими на его жизненном пути. Поэтому мы предлагаем обратиться к такому понятию как временная перспектива личности и рассмотреть, как корректировка деструктивной временной перспективы поможет нам развить жизнестойкость подростка, целеполагание и уверенность в будущем.

В науке существует значительное количество научных работ, предметом изучения которых является временная перспектива личности. Они выполнены в рамках философии, социологии, истории, физиологии, педагогики (А. Бергсон, Э. Гуссерль, В. Дильтей, A. C. Макаренко, М. К. Мамардашвили, A. A. Ухтомский, П. Фресс, М. Хайдеггер). Проблематика, связанная с феноменом времени, пришла в психологию из философии. В работах И. Канта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. проблема времени рассматривалась в связи с пониманием человека как существа, обладающего своим специфическим способом бытия.

Как известно, во временной перспективе находит свое место как настоящее и будущее, так и прошлое человека. И само влияние прошлого на настоящее и будущее уже представляет собой интерес для изучения. Во-вторых, важно то, что отношение человека к своему прошлому, - именно отношение, а не то, что свершилось на самом деле, - влияет на качество жизни в настоящем и будущем. Самое главное, что это отношение поддается изменению, и, как следствие, может изменяться настоящее человека.

Жизнестойкость – широкое понятие и в своей программе мы будем использовать этот термин в связи с особенностями отношения человека к своему прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения временной перспективы, описанной Ф. Зимбардо, качество нашей жизни зависит от того, как мы относимся к своему прошлому. Соответственно, мы предполагаем, что жизнестойкость и временная перспектива – понятия взаимосвязанные. С опорой на эту теоретическую базу можно говорить о том, что корректируя временную перспективу подростка, мы помогаем ему развить свою жизнестойкость, способность к позитивному восприятию будущего, ответственного отношения к жизни.

Нормативно – правовое основание Программы

     Программа педагога-психолога  МБОУ СОШ № 5 разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
  • Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения».

Цели и задачи деятельности

     Цель: оказание психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы с адаптацией к изменяющимся жизненным условиям, целеполаганием и формированием образа позитивного будущего.

     Задачи:

  • Создание в ОУ благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей школьников)
  • Диагностика подростков на предмет жизнестойкости и способности к целеполаганию;
  • Выявление временной перспективы личности подростков;
  • Коррекция деструктивных временных перспектив и развитие позитивного отношения к настоящему и будущему;
  • Развитие адаптивных способностей и навыков целеполагания.

Особенности образовательного учреждения

На данный момент работа по предложенной методической разработке может проводиться с учащимися 9-11 клссов, состоящими в группе риска, либо находящимися в трудной жизненной ситуации, состоящими на внутришкольном учете. Работа предполагается как в индивидуальном, так и в групповом формате – в рамках деятельности психологического «ПрофиКлуба».

  1. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога

       Деятельность педагога-психолога МБОУ СОШ № 5 направлена на всех участников образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги и администрация.

      Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБОУ СОШ № 5 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога:

  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно – развивающая работа с учащимися
  • Консультирование субъектов образовательного процесса
  • Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
  • Организационно – методическая работа

Психологическая диагностика.

     В рамках данной методической разработки диагностическая работа направлена на выявление уровня жизнестойкости учащихся и определения ведущей временной перспективы подростков.

     Психологическая диагностика проводится в форме тестирования опросником временной перспективы Ф. Зимбардо и тестом жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева. Кроме того, важными в диагностики являются данные наблюдения за подростком. Адресатом диагностической работы являются учащиеся 9-11 классов.

    Надо отметить, что работе по данной методической разработке предшествует проведение первого этапа мониторинга психоэмоционального состояния, по результатам которого выявляются учащиеся, требующие дополнительного внимания со стороны психолого-педагогической службы.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися

     Цель: Организация процесса корректировки деструктивной временной перспективы учащегося с целью повышения жизнестойкости и адаптивных способностей личности.

     Коррекционно – развивающая работа проводится в индивидуальной и групповой форме 1-2 раза в неделю, в зависимости от запроса учащегося.  Продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.

     Коррекционно-развивающая работа осуществляется в направлениях:

  • Формирование установок на позитивное будущее путем поиска положительных моментов в прошлом и настоящем ребенка;
  • Научение подростка приемам рефрейминга;
  • Поиск ресурсных компонентов в настоящем ребенка;
  • Проектирование образа позитивного будущего и составление плана по его созданию.

Консультационная работа

     Цель: Помощь родителям и педагогам в оказании эмоциональной поддержки ребенка; консультирование подростков по вопросам самореализации в рамках работы «ПрофиКлуба».

     Адресатом консультативной помощи являются: учащиеся, родители, педагоги.

     Консультации организуются как в индивидуальной форме, так и в форме групповых занятий – заседаний «ПрофиКлуба». В рамках работы клуба учащимся предлагается ознакомиться с разнообразными направлениями временной перспективы, узнать положительные и отрицательные качества каждой из сторон.

Психологическое просвещение

     Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах адаптивных свойств личности, мотивации школьников. Освещение понятия временной перспективы и ее значения на формирование целеполагания и жизнестойкости учащихся.

       Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

  • Беседы и выступления на педагогических советах;
  • Просветительские беседы с учащимися в индивидуальной и групповой форме;
  • Индивидуальные просветительские беседы с родителями и выступления на родительских собраниях.

Организационно – методическая работа

  • Разработка рекомендаций для педагогов и родителей;
  • Оформление и заполнение рабочей документации;
  • Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений;
  • Составление и написание развивающих / коррекционных программ.
  • Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям;
  • Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям и родительским собраниям;
  • Написание отчетной документации.

     Итоги работы по программе отражаются в аналитическом отчете за учебный год.

  1. Организационный раздел

Материально-техническая обеспеченность

      В МБОУ СОШ № 5 имеется отдельный кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен необходимой мебелью, организовано рабочее пространство психолога: установлен компьютер и принтер. На компьютере установлен диагностический комплекс «Эффектон. Психология в школе».

     Площадь кабинета позволяет вмещать до 5 учащихся, поэтому работа преимущественно ведется в индивидуальном формате и в малых группах. Для групповых форм работы задействуются аудитории и рекреации (в каникулярное время).

Перспективный план работы

педагога-психолога на 2017-2018 учебный год по Программе

Вид работы

Адресат

Сроки

проведения

Примечания

1

Психологическая диагностика

1.1

Проведение первого этапа мониторинга психоэмоционального состояния учащихся

Учащиеся 5-11 классов

Сентябрь - ноябрь

Составление отчета по результатам мониторинга. Формирование списка учащихся группы риска.

1.2

Диагностика жизнестойкости учащихся и изучение ведущей временной перспективы подростков.

Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи

Январь-февраль

Диагностическая работа согласно программе работы

2

Коррекционно-развивающая работа

2.1.

Индивидуальные консультации-беседы с учащимися, находящимися в группе риска

Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи

Ноябрь  -январь

Подготовка к диагностике и пониманию явления временной перспективы учащегося

2.2.

Индивидуальные занятия по формированию образа позитивного будущего

Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи

Январь-март

Работа по программе

2.3.

Групповые тренинговые занятия в формате ПрофиКлуба по формированию ресурсной временной перспективы и развитию целеполагания

Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи

Февраль-апрель

Работа по программе

3

Консультирование

3.1.

Консультации по проблемам повышенной тревожности подростков в период подготовки к ГИА/ЕГЭ

Родители, педагоги

В течение года

Рекомендации

3.2.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики

Учащиеся 9-11 классов

В течение года

Рекомендации

4

Психологическое просвещение

4.1.

Информирование о возрастных особенностях детей; о важности эмоциональной готовности к экзаменам

Родители

Ноябрь - апрель

Выступления на родительских собраниях

4.2.

Информирование о особенностях поведения подростков группы риска; о важности эмоциональной поддержки учащихся со слабым типом нервной системы.

Педагоги

Декабрь-апрель

Выступления на педагогических советах

4.3.

Знакомство с понятием временная перспектива, жизненный путь, карта целей.

Учащиеся 9-11 классов

Декабрь-май

Психологическое просвещение в индивидуальной работе и в рамках «ПрофиКлуба»

5

Организационно – методическая работа

5.1.

Оформление и заполнение рабочей документации (планы работы, журналы)

5.2.

Подготовка бланков для проведения диагностики

5.3.

Обработка результатов исследования; обнаружение коррелирующих связей между результатами диагностики

5.4.

Подготовка материалов для групповых и индивидуальных занятий

5.5

Заполнение журналов посещения; составление отчета по проделанной работе

Приложение № 1

Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)

Имя___________________________________ Возраст_________ Класс_________

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Выбирайте тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение. Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение. Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

Утверждение

Нет

Скорее нет

Скорее да

Да

1. Я часто не уверен в собственных решениях

2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела

3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели

4. Я постоянно занят, и мне это нравится

5. Часто я предпочитаю «плыть по течению»

6. Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств

7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня

8. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня

9. Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо

10. Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня

11. Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным

12. Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня

13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

14. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым

15. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их

16. Иногда меня пугают мысли о будущем

17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал

18. Мне кажется, что я не живу полной жизнью, а только играю роль

19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете

20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми

21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш

22. Я люблю знакомиться с новыми людьми

23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное

24. Мне всегда есть чем заняться

25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг

26. Я часто сожалею о том, что уже сделано

27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить её до лучших времен

28. Мне трудно сближаться с другими людьми

29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно

30. Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом

31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен

32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня

33. Мои мечты редко сбываются

34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни

35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны

36. Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни

37. Мне не хватает упорства закончить начатое

38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной

39. У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы

40. Окружающие меня недооценивают

41. Как правило, я работаю с удовольствием

42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей

43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются

44. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность

45. Я охотно берусь воплощать новые идеи

Приложение № 2

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо

Имя:_________________________________ Возраст:_____ Класс:_____________

Инструкция

Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу (1 - совершенно не верно, 2 - скорее неверно, 3 - нейтрально, 4 - скорее верно, 5 - совершенно верно). Пожалуйста, ответьте на все вопросы.

Утверждение

1

2

3

4

5

1. Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями – одно из важных удовольствий в жизни.

2. Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.

3. Судьба многое определяет в моей жизни.

4. Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.

5. На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.

6. Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.

7. Мне приятно думать о своем прошлом.

8. Я действую импульсивно.

9. Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.

10. Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.

11. Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.

12. Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.

13. Если завтра необходимо закончить работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.

14. Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.

15. Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.

16. Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.

17. Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.

18. Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.

19. В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.

20. Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.

21. Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.

22. В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.

23. Я принимаю решения под влиянием момента.

24. Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.

25. В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.

26. Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.

27. В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.

28. Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.

29. Я скучаю по детству.

30. Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.

31. Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.

32. Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.

33. Редко получается так, как я ожидаю.

34. Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.

35. Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.

36. Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.

37. Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.

38. Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.

39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.

40. Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.

41. Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.

42. Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.

43. Я составляю список того, что мне надо сделать.

44. Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.

45. Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.

46. Волнующие моменты часто захватывают меня.

47. Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел(-ла) более простое прошлое.

48. Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.

49. Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.

50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.

51. Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.

52. Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.

53. Часто удача дает больше, чем упорная работа.

54. Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.

55. Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.

56. Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».