Главные вкладки

    Давайте поиграем.

    Лисицына Елена Анатольевна

    Статья об опыте применения игр-ходилок в групповой коррекционно-развивающей работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra.docx213.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Давайте поиграем.

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

                                     Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

    Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

    В. А. Сухомлинский.

    Одним из путей пробуждения интереса и повышения активности  у детей на занятии психолога является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, активизирует  работоспособность, позволяет многократно повторять один и тот же материал без скуки и  монотонности.

    Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

    При подборе игр для работы с детьми ОВЗ, необходимо придерживаться следующих общих правил:
                 -Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
                 - Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
                 -Подбор учебного материала должен соответствовать программе и возможностям детей.
                 -Легкие и трудные задания должны чередоваться.
                 -Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
                 -После игры обязательно должны быть подведены итоги.

    Всем этим требованиям отвечает игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр. Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие выгоды или наказания игрокам, чья фишка попала на определённое поле.

    В играх с фишками и кубиками ребёнок с нарушением развития приобретает множество полезных умений и знаний.

    1. Развитие речи: во время игры у ребенка увеличивается  и активизируется лексический запас.
    2. Социальные навыки: ребёнок учится соблюдать правила – ждать свою очередь, делать правильное количество ходов, выполнять определённые условия игры и достойно встречать победу или поражение.
    3. Мелкая моторика и координация движения: правильно бросить кубики, аккуратно передвинуть на нужное количество клеток фишку – это ответственная и серьёзная задача для детей с нарушением моторики или с СДВГ.
    4. Произвольное внимание и концентрация внимания: во время игры ребёнку нужно держать в памяти количество и очередность ходов, правила и общий сюжет игры и т.д.

    В своей работе я несколько модифицировала привычную нам всем игру – ходилку, что позволяет развивать мышление и речь детей с ОВЗ.  Суть игры в том, что дети не просто бросают кубик и двигаются по игровому полю в соответствии с выпавшим числом, а отвечают на вопрос, заданный ведущим. Если ответ правильный, то игрок двигается по полю, если ответ не правильный, то игрок остается на месте.

    В игру мы играем с детьми с 1 по 8 класс. Для игры необходимо картонное игровое поле, фишки и кубик. Фишки и кубик можно смастерить самим, как и поле. Правила группа может придумывать сама. Это и пропуск хода, и возврат назад, дополнительный вопрос, перепрыгивание через несколько ходов. Совместное создание правил способствует сплочению детей, делает их более ответственными и внимательными.

    Для каждой игры я готовлю вопросы, которые можно зачитывать по порядку с листа, а можно подготовить карточки с заданиями, которые ребята тянут сами и читают вопрос (оттачиваем навык чтения). Игра может быть посвящена закреплению только одной логической операции, например все задания на обобщение, или может составляться по типу викторины - задания из разных областей и на закрепление различных логических операций.

    Вопрос, на который не ответил игрок, переходит к следующему и так по кругу. Если на него не получен ответ, вопрос снимается, и ведущий может на него ответить сам, тогда этот вопрос появляется в следующих играх для закрепления. А может остаться для игроков в качестве домашнего задания и тогда тот, кто правильно ответит на него перед следующей игрой,  начинает игру не с клетки №1 а, например, с клетки №5.

    Надо отметить, что в игру с удовольствием играют как малыши в начальной школе, так и ребята постарше. Как только дети понимают принцип игры, я предоставляю им возможность самим следить за правильностью ходов друг-друга (отсчитать верное количество шагов по полю, вернуться назад или перескочить вперед и т.д.). Сложно бывает справиться с несдержанными игроками, теми, кто выкрикивает правильный ответ или подсказывает замешкавшемуся ребенку. На этот случай перед началом игры мы всей группой принимаем правило, что за первый выкрик ребенок получает предупреждение, а после второго замечания возвращается на старт независимо от  того как далеко он уже продвинулся к финишу.  Такой опыт заставляет держать себя в руках даже самых эмоциональных участников.

    Таким образом предложенная  игра является ценным средством активизации умственной деятельности детей, она вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения, в зависимости от задачи, поставленной взрослым.

    Я думаю, что такая игра может быть в арсенале не только психолога, но и педагога. Дети вполне могут играть в нее самостоятельно в свободное время, если роль ведущего отдать одному из них, снабдив его вопросами и ответами к ним.

    Для изготовления такой игры потребуется совсем немногое: плотная бумага подходящего размера, краски или карандаши. Можно распечатать готовые игровые поля из интернета и раскрасить их вместе с ребятами. Кубик можно слепить из пластилина или наклеить точки на любой  подходящий кубик, фишки можно заменить пуговицами или другим подручным материалом.

    Такими  могут быть  задания для 2-3 класса:

    1. Угадайте какое слово лишнее? Почему?

    Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.                    

    Лошадь, заяц, кошка, собака.                              

    Волк, медведь, корова, белка.

    Бабочка, стрекоза, муха. воробей.

    1. Продолжи….. (Вид - вид)

     Красный, ... (желтый, зеленый).  Сапоги, ... (тапочки, ботинки).  Диван, ... Тарелка, ...   Кепка, ... Волга, ...

    1. Я знаю пять названий ….

    домашние животные (...),  дикие животные (...),  птицы (...),  рыбы (...), насекомые (...),   деревья (...).                                      

    1. Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

    Волк, заяц, лиса… (дикие животные). Корова, овца, собака...   Воробей, ворона, синица...

    1. Продолжите  (Часть - целое)

     Окно, крыша, стена, дверь  - это части дома. Лапы, усики, ... Перья, клюв, ... Жабры, плавник, …

    1. Необходимо назвать целое,  частью  которого  являются...

     Например: страница это часть книги. Шляпка- это часть …? Нос- это часть …? Сердце- это часть …?   Колесо- это часть …?   Рукав- это часть …?

            7. Противоположности.

     1.Днем - светло, ночью -... Сахар - сладкий, соль -... Перец - горький, конфета - ...  Зимой - холодно, летом -...

    2.Назовите противоположные по значению слова (антонимы).

     Большой        бедный              быстрый          веселый              высокий            больной

    1. Аналогии.   

    Ложка: есть, нож: ... (резать). Пила: пилить, топор: ...     Грабли: сгребать, лопата: ... Тетрадь: писать, книга: ...

    1. Подбери понятие под определение.

    1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко. 2.Дерево, на котором растут сливы.

    3.Учреждение, где готовят и хранят лекарства.

         10. Определение понятий

      Ранец - ученическая сумка, которую носят на спине.  Шорты - короткие брюки. Корова - ...   Герой- ...  Мир- ...  Курица - ...  Трус -...   Дружба -... Утка -...   Ябеда - ...    Честность - ...

           11. Отвечай быстро.

    1.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
    2.Что такое книга? (Произведение печати в виде переплётных листов с текстом)
    3.Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом одинакового роста. (Саша)
    4.Солонка – это посуда для … (соли)
    5.Кто автор произведения «Кошкин дом»? (С.Я. Маршак)
    6.Назови туалетные принадлежности. (Щётка, мочалка, расчёска и т.д.)
    7.Зайчик, который может появиться лишь в ясный солнечный день. (Солнечный зайчик)

    Примеры игрового поля:

    http://old.gym1505.ru/files/project/proj-16441/proj16441-image-nastolnayaigranaangliyskomyazyke.jpg

    http://apps.fellowes.com/microsite/IdeaCenter/projects/home/hobby/board-games/preview.png