Влияние семьи на развитие ребёнка

Кудряшова Жанна Викторовна

В статье описаны основные стили семейного воспитания и их влияние на личностное развитие ребенка в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semi_na_razvitie_rebyonka_osnovnye_tipy_detsko.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семьи на развитие ребёнка           

Основные стили семейного воспитания

1.Авторитарный стиль

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком типе детско-родительских отношений:

  • ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
  • у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
  • ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;

                  В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:                                

  • при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
  • вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;
  • став взрослым, либо сам приобретает весьма  авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

       2. Гиперопекающий стиль

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт    в  основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

   При таком типе детско-родительских отношений:

  • у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  • они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  • до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

               В дальнейшем это может привести к тому, что:

  • ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
  • он станет инфантильно - потребительски относится к миру;
  • будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
  • ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же  настигнут его в реальной жизни.

         3.Гипоопекающий стиль

Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту                

«не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком типе детско-родительских отношений:

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
  • ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

         

          Однако в дальнейшем:

  • отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
  • отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

      4. Демократический стиль

         Родители в семье считаются главными, им принадлежит основная доля   власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.                                      

При таком типе детско-родительских отношений:

  • жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;

родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.                                                                                               В дальнейшем ребёнок:

  • вырастает  дружелюбным, уважительно  расположенным к себе самому и окружающим его людям;
  • осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
  • приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.