Психологические особенности деятельностного подхода в обучении.

Преображенская Галина Анатольевна

Деятельностный подход к жизни является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности деятельностного подхода в обучении

Материал составлен педагогом-психологом Преображенской Г.А.  

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

 

Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Критерий знания также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.

Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

В процессе обучения  активны  два вида деятельности: формируемая и познавательная.

Формируемая деятельность

Под формируемой понимается профессиональная деятельность, которая должна быть сформирована у обучаемого, то есть, освоена им в процессе обучения. В процессе создания КСО формируемая деятельность подвергается анализу с целью определения ее содержания, то есть входящих в ее состав процедур (задач), действий и операций, а также понятийного аппарата, необходимого для осознанного выполнения формируемой деятельности. Перечисленные структурные составляющие являются элементами системы знаний и образуют содержание обучения.

Содержание обучения составляют заданная система действий и те знания, которые обеспечивают освоение этой системы.

В результате анализа формируемой деятельности должны быть решены следующие задачи:

• постановка и разработка системы целей обучения при использовании создаваемых КСО;

• разработка и описание структуры формируемой деятельности;

• определение уровней усвоения учебного материала.

В процессе постановки целей обучения и анализа формируемой деятельности должно быть выявлено содержание обучения, то есть должен быть дан ответ на вопрос: «Чему учить?».

 

Познавательная деятельность

Другим видом деятельности, является познавательная или учебная деятельность обучаемых. Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний в какой-либо предметной области. Модель познавательной деятельности впервые была предложена А.Н. Леонтьевым.

Необходимость рассмотрения познавательной деятельности связана с тем, нужно учитывать закономерности процесса усвоения знаний обучаемыми.

В современной трактовке модель познавательной деятельности на уровне учебного элемента (нижний уровень предметного описания структуры курса) имеет следующие 4 этапа:

 этап мотивационно-ориентировочный;

• этап уяснения знаний;

• этап отработки умений (навыков);

• этап контроля.

Каждый из перечисленных этапов познавательной деятельности преследует свои дидактические цели.

 

Задача мотивационно-ориентировочного этапа – привести обучаемого в состояние готовности к восприятию материала, подлежащего усвоению. Включает две фазы: мотивационную и ориентировочную.

 

Под уяснением понимают порождение, возникновение в сознании обучаемого новых образов, понятий и систем понятий. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле).

 

Под отработкой понимается совершенствование знаний, возникших в процессе уяснения, за счет выработки умений применения знаний. Следует подчеркнуть, что отрабатывать можно только то, что уяснено. Нельзя закрепить то, чего нет, в процессе отработки знаний продолжается уяснение (знания уточняются, дополняются), т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, легкости, прочности и т.д.

 

Контрольный этап познавательной деятельности связан с установлением того, достигнута ли цель обучения. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного хода действия возникает необходимость исправления, коррекции деятельности.

Контрольная работа, зачет, экзамен – это не этап познавательной деятельности, а вид учебной деятельности!

 

Освоение деятельности и, следовательно, усвоение обеспечивающих ее знаний может быть успешным только при условии, что обучаемый последовательно пройдет все фазы по переводу знаний из внешней формы во внутреннюю:

  • Деятельность по восприятию учебной информации;
  • Деятельность по усвоению;
  • Контрольно – корректировочная деятельность.

 

Исходя из потребностей и целей учебного процесса, учитель принимает решение о  видах обучения:

  • информационно-справочные;
  • информационно-ознакомительные;
  • тренировочные (задачники, практикумы);
  • контролирующие;
  • обучающие – учебно-методические комплексы;
  • лабораторно-исследовательские;
  • другие.

Далее разработать, подготовить нужные учебные материалы (тексты, упражнения, тесты и т.п.), которые разрабатываются, исходя из их назначения на основе структуры формируемой деятельности и с учетом фазовой структуры познавательной деятельности обучаемых. Разработка структуры  обучения и соответствующих учебных материалов дает ответ на вопрос: «Как учить?». 

 

1.2.2. Формируемая деятельность

Содержательная часть является основой учебной деятельности, так как именно для усвоения содержания и организуется эта деятельность. Основным этапом разработки содержания обучения по дисциплине является структурирование содержания знаний с выделением разделов, тем, учебных вопросов и учебных элементов.

Содержание – это заданная система действий, подлежащих освоению, и т.е. знания, которые обеспечивают освоение этой системы. Содержание образования должно соответствовать уровню современной науки, включать сведения, необходимые для создания у обучаемых представлений о частных и общенаучных методах познания и показывать им важнейшие закономерности процесса познания. В учебном процессе содержание предметной области является объектом как деятельности преподавателя, представляющего учебный материал (обучения), так и учебной деятельности (учения) обучаемого, усваивающего этот материал.

Общепринятым считается, что в состав учебного материала входят три компоненты: знания, умения, навыки, которые в сумме являются  учебными компетенциями 

В основании пирамиды знаний находятся учебные элементы. Они представляют собой минимальные порции учебного материала, имеющие смысловую ценность на данном этапе изучения предмета, каждый из которых является предметом, явлением (процессом) или методом деятельности. В состав учебного элемента обычно входят: определения, свойства (характеристики), внутренние и внешние связи, алгоритмы и методы решения задач, процессы, в том числе условия применимости.

Объем учебного элемента определяется: из времени, отведенного на изучение; выбранной теории учения; требуемого уровня усвоения; предварительного знания объекта (курс физики, в частности, изучается в школе, вузе, в специальных курсах); посильности усвоения «за раз».

Расчленение изучаемого материала на структурные единицы происходит согласно логике построения формируемой деятельности, а обучаемый должен осуществить анализ имеющихся знаний и умений и увязать с ними новые знания. Этот анализ можно назвать процессом усвоения знаний. Таким образом, учебная деятельность обучаемых включает в себя действия по уяснению содержания обучения и действия по его обработке. Усвоить определенную порцию учебных знаний – значит установить первоначально их место в структуре данного раздела учебного материала.

В современном представлении модель формируемой деятельности представляется в виде модели обучаемого в предметной области, подчеркивая тот факт, что это знания, умения, навыки, которые должны быть усвоены учеником в процессе учения, а не просто «даваться» ему.

Поэтому одной из задач при построении предметной модели обучаемого должно быть установление структуры предметных знаний.

Перечень тем, подлежащих изучению, назовем тематической предметной моделью обучаемого. Кроме того, методологически очень важно определить, какую роль играют те или иные знания, какие функции они выполняют, то есть осуществить функциональное структурирование. Это можно сделать, составив перечень функциональных рубрик, определив таким образом функциональные знания. При этом среди них могут быть знания, выполняющие как не преобразующие функции (декларативные знания, например, определения, следствия, выводы), так и преобразующие (процедурные знания, например, методики, алгоритмы). Очень важно определить, какую роль играют те или иные знания, какие функции они выполняют, то есть осуществить функциональное структурирование.

Для определения состава формируемой деятельности необходимо структурировать материал учебного курса, исходя из иерархии целей обучения и нормативной модели обучаемого

Указываются   наименования   разделов   по   предметной области, темы и учебные элементы; далее перечисляются задачи и умения, связанные с применением знаний. После этого приводится перечень взаимосвязанных понятий, практических задач и умений, связанных с порождением общих научных, знаний эмпирического и теоретического уровня и указываются области и подобласти, на которых эти задачи будут отрабатываться.

Кроме задания умений по составу необходимо также определить и уровни усвоения (овладения, обученности) действий, которые должны быть достигнуты в ходе и к концу обучения.

Под уровнем усвоения действий понимается степень сформированности действий, характеризуемая достигнутыми в обучении показателями по всем возможным параметрам действий.

Необходимо также предусмотреть включение в курс контрольных работ.

Образцом контрольного задания для учебной дисциплины в целом может быть комплексное задание на выполнение деятельности, состоящей из многих умений. Если цели дисциплины мозаичны (множество разнообразных мелких умений), то можно искусственно сформировать сложное задание, требующее многих умений, а также составить контрольную работу, включающую множество небольших вопросов и задач.

Справка. Уровни усвоения деятельности

Репродуктивный воспроизведение

Репродуктивный алгоритмический

Продуктивный практический

Продуктивный творческий

Параметр уровень усвоения должен обладать полной диагностичностью и позволять точно задать цель изучения предмета и каждого учебного элемента, а также проверить с любой точностью и надежностью степень их усвоения учащимися.

Следует обратить внимание на следующие принципиально важные обстоятельства:

1 Уровни усвоения деятельности следуют друг за другом и вытекают одно их другого, В процессе учения невозможен пропуск уровней!

2 Переход с уровня на уровень происходит скачком. В процессе тренировки вдруг появляется мысль «Ура! Умею!»

Что же происходит в тот период, когда нет видимого прогресса в развитии умения? «Плато навыка» является периодом, в течение которого происходит автоматизация умений более элементарного порядка, переход их в навык. Когда это происходит, происходит и перестройка всего способа выполнения.

Аналогичная зависимость существует и для усвоения теоретических знаний. Все мы по своему опыту знаем, что новый материал должен «уложиться» в памяти, прежде чем приниматься за усвоение следующей порции, следующего уровня.

При решении проблем освоения 3 и 4 уровней следует привлекать давно и хорошо развитые методы и алгоритмы эвристического поиска решений.

 

 Знания, Умения, Навыки (ЗУН)

Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.

Знания  – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать – значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и способами их использования.

Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.

Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.

Данные – это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

  • хранятся (запоминаются);
  • воспроизводятся;
  • проверяются;
  • обновляются.

Различают знания декларативные – утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные – описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания – это правила связи, а процедурные знания – это правила преобразования.

Знания:

  • хранятся (запоминаются);
  • воспроизводятся;
  • проверяются;
  • обновляются, в том числе переструктурируются;
  • преобразуются;
  • интерпретируются.

Умения

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Умения:

  • применяются;
  • преобразуются для обеспечения гибкости или приспособления к изменившимся условиям;
  • обобщаются;
  • пересматриваются.

 

Навыки

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Дополнительно:   «Закономерности учения»

Логическая структура – пример

Логическая структура – это граф понятий и связей между ними. Строится он в виде опрокинутого кроной вниз дерева. Рассмотрим его на примере логической структуры математической науки (рис. 1.3.1.1)

 

http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/P1/P311.gif

Рис. 1.3.1.1 Логическая структура математической науки

В корне графа расположен исходный объект классификации (1. Математика), далее идут составные части исходного объекта, выделенные по определенному признаку (2; 3; 4; 5 – разделы математики). Каждая часть разделяется на подразделы (6; 7; 8 – подразделы раздела 2).

Число ступеней (порядков) графа зависит от требуемой подробности классификации, а выбор признаков – от целей классификации. Каждый объект классификации при необходимости его подробного рассмотрения может быть представлен в виде самостоятельного графа (рис. 1.3.1.2).

 

http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/P1/P312.gif

Рис. 1.3.1.1 Логическая структура предмета «Арифметика»

Поскольку в учебных заведениях науки никогда не изучаются в полном объеме, то всегда учебная программа по предмету – это некоторое ограниченное по тем или иным соображениям число объектов изучаемой науки.

С помощью таких графов легче решать вопросы отбора учебного элемента из логической структуры соответствующей науки, ликвидировать дублирование их в разных предметах, устанавливать межпредметные связи.

Граф учебного предмета показывает число изучаемых учебных элементов и связи между ними, что важно для анализа посильности усвоения учебного предмета по его объему. Соотношение графов науки и соответствующего учебного предмета очень полезно преподавателям, ведущим занятия по данному предмету.

Формируемая деятельность

Виды умений, формируемых в обучении

Усвоение какого-либо учебного предмета означает последовательное освоение системы умений: когнитивных, предметных, профессиональных.

Общепознавательные цели обучения связаны с усвоением в основном трех групп т.н. когнитивных (познавательных) умений (а, желательно, навыков), не являющихся предметно специфическими: базовых, методологических, общих.

Эти приемы необходимо формировать и тренировать на разном предметном материале при изучении различных дисциплин

Владение этими умениями учащимися в значительной степени определяют способность к усвоению любой дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Использование и раскрытие их применения при изложении содержания любой дисциплины способствует развитию и закреплению познавательных умений у учащихся.

При обучении любой дисциплине должны формироваться ряд основных, взаимосвязанных видов предметных умений:

  • Умение манипулировать знаниями – воспроизведение, интерпретация и т.п.
  • Умение решать типовые задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения).
  • Умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения).
  • Умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине.
  • Применять когнитивные умения при решении задач.

Перечисленные умения следует планировать и формировать в каждом курсе обучения по любой дисциплине. Формирование умения решать типовые задачи всегда было и будет важнейшей целью любого обучения. Без этого невозможна ни подготовка к профессиональной деятельности, ни решение творческих задач.

Профессиональные умения – оптимальное решение профессиональных задач, требующих применения знаний и умений из различных дисциплин

Умения, которыми должен обладать специалист, характеризуются иерархичностью, т.е. имеют ряд уровней – конечных и промежуточных. Конечный уровень умений специалиста включает умение решать итоговые задачи и умения профессиональной деятельности. По отношению к конечным задачам решения всех остальных задач и обучение умениям их решать являются промежуточными.

Сначала осуществляют задание конечных умений специалистов на уровне профиля, затем задают умения промежуточных уровней. Результатом этих процедур является система умений, которая должна быть реализована с помощью обучения отдельным дисциплинам. Успешное осуществление данной процедуры предполагает наличие общих типологий задач, их классификаций по разным основаниям, из которых затем по определенным критериям выбираются и задаются задачи и способы их решения применительно к обучению.

Состав логических приемов мышления, являющихся необходимым условием его успешности, описывается с использованием приемов формальной логики, таких, как определение понятий; подведение под понятия и выведение характеристик объекта по понятию о нем; построение суждений; обращение суждений; осуществление самых разнообразных умозаключений (дедуктивных и индуктивных), построение классификаций, доказательств и опровержений. Овладение названными приемами, выполняемыми с соблюдением законов логики, представляет собой, необходимое условие полноценного, эффективного мышления и решения любых задач.

Логические   операции   являются   необходимыми,   но   не   всегда достаточными для решения задач. Человек нередко сталкивается с задачами, которые не могут быть решены чисто логическим, выводным путем. При решении таких задач кроме логических операций должны быть применены так называемые поисковые эвристические операции. Эти операции направлены на снятие «барьеров» прошлого опыта, на пополнение опыта новыми знаниями не путем их логического выведения из уже имеющихся, а посредством дополнительного изучения объекта, анализа его с новых сторон.

К ним, например, относятся следующие эвристические операции: обобщение задачи, конкретизация задачи, последовательные доопределения задачи и ее переформирования, соотнесение условий с требованиями задачи, деление задачи на подзадачи, перевод прямой задачи в обратную, варьирование свойств ситуаций с точки зрения требований задачи, включение объекта в новые связи и структуры, выделение объекта из естественных структур, перегруппирование элементов структуры, перекодирование в язык образов, расширение области поиска, использование аналогий из далеких и близких областей, движение от искомого к данным и др.

Хорошо развиты методы и алгоритмы эвристического поиска решений, методы решения творческих задач.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Часто компетенция требует синтеза знаний нескольких дисциплин для решения профессиональной задачи.

Таким образом, в результате анализа формируемой деятельности должны быть решены следующие задачи:

• постановка и разработка системы целей обучения при использовании создаваемых ЭОР;

• разработка и описание структуры формируемой деятельности;

• определение уровней усвоения учебного материала.

В процессе постановки целей обучения и анализа формируемой деятельности должно быть выявлено содержание обучения, то есть должен быть дан ответ на вопрос: Чему учить?

Базовые понятия   воспитательно-образовательного  процесса

Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности.

Обучение (важнейшее средство образования и воспитания) – процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека.

Обучение – процесс взаимосвязанной деятельности учителей (преподавание) и учащихся (учение), заключающийся в передаче и активном усвоением знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения реализуется в рамках дидактической системы, включающей как учителей и учащихся, так и цели, содержание, методы, средства и формы обучения.

Воспитание это частный случай процесса обучения, направленного на овладение учащимся знаниями, умениями и навыками жизни в человеческом мире.

Учение – это познавательная деятельность по усвоению (интериоризации) новых знаний, умений, навыков и овладению способами приобретения знаний на требуемом уровне за определенный период времени:

  • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации интеллектуальной и практической деятельности;
  • освоение приемов и операций, из которых складывается эта деятельность;
  • владение способами использования этой информации для правильного выбора и контроля этих приемов и операций в соответствии с поставленной целью.

Усвоение учащимися знаний, умений, навыков  (УУД, компетенции) регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса умений в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же отражается в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Это означает, что в качестве результата образовательно-воспитательной работы выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик личности и уровня УУД.

                                                                 

                                                                               

  «Психолого-дидактические основы обучения»