Взаимосвязь ведущего типа темперамента школьников с их тревожностью

Краткое описание работы Шалаевой Екатерины,

 ученицы 8-а класса МОУ сош № 1 г. Наволоки

«Взаимосвязь ведущего типа темперамента школьников с их тревожностью»

Исследовательская работа Шалаевой Екатерины посвящена изучению взаимосвязи ведущего типа темперамента с уровнем тревожности учащихся 8 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г. Наволоки. В ходе работы были решены следующие задачи:

1. С помощью литературных источников изучили особенности каждого вида темперамента и степень проявления тревожности в стрессовой ситуации у каждого из типов.

2.Изучили ведущий тип темперамента у учащихся 8 класса нашей школы

3.Определили уровень тревожности у каждого ученика 8 класса.

4.Соотнесли ведущий тип темперамента школьников с их тревожностью.

5.На основании полученных данных сделали выводы и разработали рекомендации для учащихся с различными типами темперамента.

В ходе теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Каждому типу темперамента соответствует свой уровень тревожности, благодаря «степени» силы нервной системы;

2.Тип темперамента действительно взаимосвязан с тревожностью школьников, т.е наша гипотеза нашла своё подтверждение

3.Необходимо учитывать соответствующие рекомендации по снижению уровня тревожности учащихся с разными типами темперамента

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шалаева Екатерина Дмитриевна,

ученица 8-а класса МОУ сош № 1 г. Наволоки

Руководитель: Шалаева Т.С,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Тема: «Взаимосвязь ведущего типа темперамента школьников с их тревожностью»


Содержание

  1. Введение                                                                                                        2
  2. Обзор литературы                                                                                         3
  3. Описание практической работы                                                                 7

 Результаты диагностики                                                                            7

 Выводы                                                                                                     10

  1. Заключение                                                                                                  10
  2. Библиографический список                                                                       11

                                                                                           

Введение.

             В современном мире умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния является важным навыком для каждого человека. Для этого необходимо знание своих ресурсов, возможность их развивать, использовать и оперировать ими в процессе совладания со стрессом. Это и определило актуальность нашего исследования. Так как одной из личностных особенностей, которая передаётся человеку по наследству, является ведущий тип темперамента, мы решили в ходе нашего исследования выяснить, взаимосвязь ведущих типов темперамента с тревожностью школьников и разработать рекомендации по снятию напряжения с каждым из четырёх типов.

            Цель работы: определить взаимосвязь ведущего типа темперамента с тревожностью учащихся 8 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г. Наволоки. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. На основании литературных источников изучить особенности каждого вида темперамента и степень проявления тревожности в стрессовой ситуации у каждого из типов.
  2. Изучить ведущий тип темперамента у учащихся 8 класса.
  3. Определить уровень тревожности у каждого ученика 8 класса
  4. Соотнести ведущий тип темперамента школьников с их тревожностью.
  5. На основании полученных данных сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся с различными типами темперамента.        

      Предмет исследования: взаимосвязь ведущего типа темперамента учащихся с их тревожностью

Объект исследования: ведущий тип темперамента  и тревожность учащихся 8 класса.

В качестве гипотезы мы предположили, что ведущий тип темперамента учащихся взаимосвязан с их тревожностью.

             В работе были использованы следующие методы и методики: тестирование учащихся по         методике Г.Айзенка на определение ведущего типа темперамента у учащихся 8 класса [2], методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [1]

Обзор литературы

              Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния является важным навыком для каждого человека. Для этого необходимо знание своих ресурсов, возможность их развивать, использовать и оперировать ими в процессе совладания со стрессом. Людей можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты. Экстраверт — это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

   Интроверт — человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

         Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность. Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. [5] Невротизм (нейротизм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников. [3]. Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. [4]

           Среди личностных особенностей человека выделяют темперамент. Темперамент (лат.temperamenty) - соразмерность, «соотношение частей»; это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. [8]

             Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа [9], который считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

- если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.

- если преобладает желчь («холе»), то темперамент холерический - раздражительный, возбудимый, несдержанный, с быстрой сменной настроения.

- если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.

- если преобладает черная желчь («меланхоле»), то это меланхолик - болезненно застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляется.

             Изучив соответствующую литературу и интернет ресурсы мы обобщили полученную информацию и выяснили, что в каждом типе темперамента можно выделить как отрицательные, так и положительные стороны:

Холерик. Его девиз «ни минуты покоя». Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, несдержанности, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах [8]

Сангвиник. Его девиз «Доверяй, но проверяй». Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил. При отсутствии серьезных целей вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Флегматик. Его девиз «Не торопи». Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен. Экономит силы.

Меланхолик Его девиз «Не навреди». У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

 Необходимо отметить, что «чистые» типы темперамента встречаются редко, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. К  тому же тип темперамента не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Можно установить закономерность в возникновении трудностей. Наглядно можно сопоставить между собой некоторые качества типов темперамента по таблице свойств темперамента (школа Теплова) [10]

Опираясь на данную таблицу можно предположить, что реакция на стресс будет различаться в соответствии с типом темперамента. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т. к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе). [7]

         Как мы выяснили из литературных источников, более подвержены стрессу люди с высоким уровнем нейротизма, с такими ведущими типами темперамента, как меланхолики и холерики. Мы решили проверить это практическим путём.

Описание практической работы.

Для этого этапа работы были поставлены и осуществлены следующие задачи:

  1. Изучить ведущий тип темперамента у  учащихся 8 класса.
  2. Изучить уровень тревожности у учащихся 8 класса
  3. Соотнесение ведущие типы темперамента учащихся с уровнем тревожности
  4. На основании полученных данных сделать  выводы и разработать рекомендации

для учащихся с различными типами темперамента

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: испытуемые с разными типами темперамента и свойствами нервной системы имеют разный уровень тревожности. Был использован следующий комплекс методик:

  1. Методика Г.Айзенка по определению ведущего типа темперамента у учащихся 8 класса [2].
  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [1]

Результаты диагностики

           Диагностика учащихся 8 класса проводилась 12 и 14 октября 2015 года. Были получены следующие результаты (дети заранее были зашифрованы и им были присвоены порядковые номера, см. Приложение 1):

           Таким образом, из таблицы видно, что в классе 4 человека со смешанным типом темперамента, у остальных 23 учеников наблюдается ярко выраженный тип: 6- холериков, 8 – меланхоликов,  8 – сангвиников и 1 – флегматик. (см. Приложение 2)

           Было выявлено, что у холериков повышенный или высокий уровень тревожности. Связано это с тем, что холерики обладают высокой активностью психических процессов, но вместе с этим быстрой истощаемостью, которая сказывается на эмоциональном реагировании на стресс. У меланхоликов наоборот слабая активность психических процессов, но так же, как и у холериков — быстрая истощаемость. У большинства меланхоликов выявлен также повышенный уровень тревожности. У флегматика достаточно большая сила психических процессов и медленную их истощаемость. У них  уровень тревожности в норме. И у сангвиников сильная нервная система и психическая активность среди всех типов темперамента. Истощаемость психических процессов достаточно медленна. Также из класса у сангвиников уровень тревожности в норме, что соответствует их типу темперамента. Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение – тип темперамента действительно напрямую связан уровнем тревожности школьников.

           Так как тип темперамента передаётся по наследству, а уровень тревожности связан с ним, мы попытались сформулировать рекомендации по воспитанию детей с разными  типами темперамента, направленными на снижение уровня тревожности:

Сангвиникам – необходимо повышать уровень самооценки школьников. Использование таких средств педагогического воздействия, как легкая ирония, остроумие. Учить не отступать перед трудностями, даже если не интересно. Как правило, в период адаптации такие дети не испытывают трудностей, легко входят в новую обстановку и в новую деятельность, но это подчас оборачиваются отрицательной стороной: подросток имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов. Это наиболее стрессоустойчивый тип темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Холерикам – такого подростка нужно контролировать больше других. Воспитание холерика требует от родителей и педагогов гуманности, ругать их необходимо только после того, как он успокоиться, иначе можно вызвать у него ещё больший взрыв эмоций и даже ненависть. Для снятия тревожности этим детям лучше заняться уборкой в доме или подвижными играми. Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции. Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений. Воспитывать у них сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе. Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом

Флегматикам - Учить работать в постоянном темпе, развивать навык контроля времени. Не проявлять недовольство его нерасторопностью. Таких детей необходимо учить выражению своих эмоций, почаще говорить с ним о том, что чувствуют и как переживают другие дети. В качестве коррекции по снижению уровня тревожности им могут подойти занятия в сенсорной комнате, релаксация.

МеланхоликамДетям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость. Необходимо учить приёмам саморегуляции, повышать самооценку. Развитие самоконтроля учебных действий. Перед стрессовой ситуацией больше проводить тренировок для минимизации волнения. На подростков-меланхоликов нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Так как эти дети относятся к «интровертам», то в период адаптации очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

          В тоже время повышенная тревожность иногда может носить положительный характер, т.е может улучшать результаты деятельности. Поэтому педагогам и родителям необходимо также учитывать данный фактор.

Выводы.

          В ходе теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Каждому типу темперамента соответствует свой уровень тревожности, благодаря «степени» силы нервной системы.
  2.  Тип темперамента действительно взаимосвязан с тревожностью школьников.
  3.  Необходимо учитывать соответствующие рекомендации по снижению уровня тревожности учащихся с разными типами темперамента

Заключение.

          В ходе нашего исследования мы с помощью дополнительной литературы изучили ведущие типы темперамента в психологии, определили характерные черты каждого типа:  стрессоустойчивость, тревожность. На основании результатов определили взаимосвязь ведущего типа темперамента школьников с их тревожностью. Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и практическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированную гипотезу, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.  

Работа по снятию тревожности у учащихся с разными типами темперамента продолжается.  В настоящее время педагогом-психологом при моей помощи проводятся коррекционные мероприятия в игровой  сенсорной комнате. С учащимися меланхолического и холерического типами темперамента (с высоким уровнем нейротизма) проводятся подвижные игры, занятия в сухих бассейнах, дыхательная гимнастика и занятия с зеркальным акустическим панно. С учащимися сангвинического и флегматического типов темперамента (с низким уровнем нейротизма) проводятся релаксация, аутотренинги, также дыхательная гимнастика и игры, используя сенсорное оборудование. Также всем школьникам даны рекомендации по снятию ситуативной тревожности и напряжения.

Библиографический список:

  1. http://azps.ru/tests/tests_philips.html
  2. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/303-eysenck-method
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1169
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
  5. http://psychology.academic.ru
  6. Брушлинский A.З. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал. - 1992.
  7. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
  8. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995
  9. Основы психологии: практикум / Ред. Сост. Л.Д.Столяренко – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 686 [10] с. – (Высшее образование)
  10. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.