Агрессия детей в дошкольном возрасте

Брыксина Анастасия Александровна

Агрессия – это  мотивированное  деструктивное  поведение,  противоречащее  нормам  и  правилам  существования  людей  в  обществе,  наносящее  вред  объектам  нападения  (одушевленным  и  неодушевленным),  приносящее  физический  и  моральный  ущерб  людям  или  вызывающее  у  них  психологический  дискомфорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_detey_v_doshkolnom_vozraste.pptx841.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д/с «Золотая рыбка» Тема: «Агрессия детей в дошкольном возрасте» Подготовила: Педагог – психолог Брыксина А.А.

Слайд 2

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии

Слайд 3

Причины, вызывающие агрессивное поведение детей Стиль воспитания в семье ( гипер – и гипоопека ); Повсеместная демонстрация сцен насилия; Нестабильная социально – экономическая обстановка; Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.) Социально – культурный статус семьи и т.д . Страх . Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике. Запреты . У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают. Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности. Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки. Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности. Старается доказать свою независимость и самостоятельность. Чрезмерное эмоциональное напряжение. Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят. Копирует поведение окружающих взрослых или детей .

Слайд 4

Формы агрессивного поведения: физическая психическая словесная эмоциональная

Слайд 5

Цели: выражать гнев или враждебность; чтобы достичь поставленной цели; ответ на страх; реакция на боль; для утверждения превосходства; для запугивания окружающих.

Слайд 6

Типы агрессии: Импульсивная - аффективная, совершаемая в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале. Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели - покупке новой, более интересной игрушки для себя.

Слайд 7

Физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения ВНИМАНИЕ!

Слайд 8

Если родители применяют наказания в семье, дети: не умеют контролировать свое поведение; испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят; имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте; становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми; теряют качество отношений с родителями.

Слайд 9

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии : полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); • переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста) • позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Слайд 10

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Слайд 11

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Слайд 12

4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); крик, негодование; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, "чтение морали", наказания или угрозы наказания; обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Слайд 13

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора

Слайд 14

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: публично минимизировать вину ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Слайд 15

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться.; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

Слайд 16

Методы коррекции: • обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил; • почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест); • по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент; • уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут); • наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить; • не предъявлять требований не по возрасту; • всегда стараться понять причину того или иного поступка; • любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить; • почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Слайд 17

Упражнения, направленные на обучение детей способам разрядки агрессии: Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию. Комкать и рвать бумагу.

Слайд 18

Благодарю за внимание

Слайд 19

Список литературы. 1.Аралов М .А. Справочник психолога ДОУ. М..2007 г. 2.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону 2007г. 3. Истратова О.Н. Широкова Г.А. Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога от 3 до 10 лет. Ростов – на-Дону 2008г. 4.Погудкина И.С . Работа психолога с проблемными дошкольниками. М..2007г. 5.Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие.- СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 6.Широкова Г.А. Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону 2007г.