Позитивная дисциплина и воспитание детей

Соломенцева Ольга Анатольевна

     Здесь представлены некоторые примеры посланий для ребенка, говорящие ему о том, что о нем заботятся и его любят. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение – процесс всей жизни как для детей, так и для родителей. 

     Из многих исследований следует, что забота о ребенке в процессе воспитания играет очень важную роль. Теплая, понимающая и поддерживающая забота взрослых. Ученые обнаружили, что дети легче учатся, если они воспитываются у заботливых, теплых родителей, чем у резких и грубых взрослых. Дети заботливых родителей также гораздо реже становятся правонарушителями, чем дети, воспитывающиеся у отвергающих родителей.

     Здесь представлены некоторые примеры посланий для ребенка, говорящие ему о том, что о нем заботятся и его любят:

  • ·         Ты значим как личность
  • ·         Я верю в тебя
  • ·         Я доверяю тебе
  • ·          Я знаю, что ты можешь справляться с разными жизненными ситуациями
  • ·         Тебя слушают
  • ·         О тебе заботятся
  • ·         Ты для меня очень важен
  • ·         Мне хорошо с тобой
  • ·         Я люблю тебя
  • ·         Ты можешь говорить со мной о том, о чем тебе хочется
  • ·         Это нормально – ошибаться
  • ·         Ты часть нашей семьи
  • ·         Я учусь вместе с тобой. 

     Каждый взрослый, заботящийся о ребенке, несет ответственность за его воспитание и социализацию, формирование приемлемого поведения. Эти функции взрослых часто называют руководством воспитанием детей или дисциплиной. Руководство или дисциплина в позитивном ключе является ключевым фактором, так как оно стимулирует формирование у детей самоконтроля, учит их ответственности и помогает им делать осознанный самостоятельный выбор. Чем более эффективно взрослый осуществляет поощрение приемлемого поведения ребенка, тем меньше времени и усилий у него уйдет на корректирование девиантного поведения. Специалисты по семейной терапии сходятся во мнении, что применение физической силы, угроз и унижений мешает здоровому развитию ребенка. Например, доказано, что порка может оказывать негативное влияние на детей. 

     Важной задачей является обучение детей самодисциплине. Это требует терпения, чуткого внимания, кооперации и хорошего понимания ребенка. Это также требует знаний о собственных сильных и слабых сторонах в решении дисциплинарных задач. К сожалению, единственная форма подготовки к решению этих вопросов у многих родителей представлена только своим личным детским опытом. Такой прошлый опыт не всегда может помогать в воспитании своих детей.       

     Отклоняющееся поведение детей невозможно предотвратить полностью. Дети, любопытные и бесконечно креативные, часто совершают поступки, которых не ожидают родители и другие взрослые. Однако существует много позитивных шагов, которые могут предпринять родители в целях предупреждения отклонений в поведении.

  • ·         Вводить четкие, последовательные правила
  • ·         Давать понять о надежности и безопасности окружения
  • ·         Демонстрировать интерес к деятельности ребенка
  • ·         Обеспечивать ребенка подходящими и привлекательными игрушками
  • ·         Поощрять проявления самоконтроля  
  • ·         Фокусироваться на желательном поведении больше чем на том, которое стоит избегать
  • ·         Создавать у ребенка образ его самого как надежного, ответственного и способного к кооперации
  • ·         Ожидайте лучшего от ребенка
  • ·         Давайте четкие указания, не более одного за один раз
  • ·         Говорите «да» где это только возможно
  • ·         Отмечайте сами и обращайте внимание ребенка, когда он что-то делает верно
  • ·         Предпринимайте действия прежде, чем ситуация выйдет из-под контроля
  • ·         Поддерживайте ребенка как можно чаще
  • ·         Подавайте хороший пример

·         Помогите детям увидеть, как их действия влияют на других

     Возможные причины отклоняющегося поведения детей

Если родители понимают причины отклоняющегося поведения детей, они могут более успешно эти трудности редуцировать. Здесь представлены некоторые возможные причины девиантного поведения.

  • ·         Проверить, будут ли родители проводить в жизнь принятые правила
  • ·         Требования к ребенку в школе и дома сильно отличаются
  • ·         Они не понимают правила или можно предположить, что правило не соответствует их актуальному уровню развития
  • ·         Они хотят  заявить о себе и продемонстрировать свою независимость
  • ·          Они болеют, устали или хотят спать
  • ·         Им не хватает четкой правильной информации и прошлого опыта, на который можно опереться
  • ·         Ранее ребенок уже получил «вознаграждение» за свое девиантное поведение в виде дополнительного внимания взрослого
  • ·         Дети копируют поведение своих родителей

Отклоняющееся поведение возникает, когда ребенок выбирает нецелесообразные формы поведения. До совершения действий, задайте себе следующие вопросы:

  • ·         Действительно ли ребенок сделал что-то не так? Есть ли здесь действительно проблема, или вы просто устали и вышли из терпения?

- Если реальной проблемы нет, освободитесь от стресса вдали от ребенка.

- Если есть действительная проблема, перейдите к следующему вопросу.

  • ·         Подумайте секундочку. Может ли ваш ребенок выполнять то, что вы от него ожидаете?

- Если вы нереалистичны в своих ожиданиях, пересмотрите их.

- Если ваши ожидания соответствуют реальности, перейдите к следующему вопросу.

  • ·         Знал ли ребенок в момент совершения поступка о том, что он делает что-то не так?

- Если ребенок не знал, что делает что-то непозволительное, помогите ему осознать, что вы ожидаете, и как он может это реализовать. Предложите помощь.

- Если ребенок знал, что делает то, что нельзя делать, и нарочно пренебрегает разумными ожиданиями, то это отклоняющееся поведение.

Если это был несчастный случай, как, например, мокрые штанишки во время сна, то это не отклоняющееся поведение. Если это поведение не было несчастным случаем, попросите ребенка объяснить причины этого поступка. Если ребенок достаточно взрослый, спросите, как он мог бы разрешить проблему или исправить ситуацию. Используя подход разрешения проблем, ребенок может развить навык продумывания ситуации и выработки возможных решений.

Ваш ребенок уникальная индивидуальность. Для эффективного взаимодействия с ним стоит потратить время, чтобы узнать о его особенностях, свойственных ему качествах. Наблюдайте его в разных ситуациях и кратко набросайте ответы к нижеследующим вопросам.

Чем мой ребенок похож на меня?

Чем мой ребенок отличается от меня?

Как он привлекает мое внимание?

Что он любит?

.

 Г(О)БУ «Центр развития семейных форм устройств, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства

«СемьЯ»

Отдел сопровождения замещающих семей

Позитивная дисциплина и воспитание детей

Педагог – психолог

Г(О)БУ Центр «Семья»

О.А. Соломенцева

Тербуны – 2, 2017