Методическая разработка занятия по формированию и развитию процессов самопознания и саморазвития.
Тема: занятие по формированию и развитию процессов самопознания и саморазвития.
Название: вырабатывай характер.
Цель: развитие процессов самопознания и саморазвития.
Задачи:
Образовательная - дать понятие о характере, чертах характера, помочь познать себя, выявить свой характер.
Развивающая – способствовать развитию мышления.
Воспитательная – воспитать представление о правильном, нравственном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_formirovaniyu_i_razvitiyu_protsessov_samopoznaniya_i_samorazvitiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: занятие по формированию и развитию процессов самопознания и саморазвития.
Название: вырабатывай характер.
Цель: развитие процессов самопознания и саморазвития.
Задачи:
Образовательная - дать понятие о характере, чертах характера, помочь познать себя, выявить свой характер.
Развивающая – способствовать развитию мышления.
Воспитательная – воспитать представление о правильном, нравственном поведении.
Оборудование: плакат с названием темы, листочки, ручки, карточки.
План:
1. орг. момент (1мин)
2. беседа о характере (15мин)
3. упражнение список черт характера (7 мин)
4. аукцион (10 мин)
5. упражнение на определение черт характера (10 мин)
6. рефлексия (2 мин)
Ход занятия.
беседа о характере.
Ребята, как вы думаете, люди отличаются друг от друга или мы все одинаковые? Чем же люди отличаются? (ответы детей)
- Люди отличаются характером. (На доске – слово характер)
- В старину говорили, что характер- это печать человека, то есть «отпечаток», приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания.
- Как вы думаете, характер дается человеку с рождения? (Нет)
- А что влияет на формирование характера? (влияют семья, воспитание, друзья итд.)
- В чем проявляется характер? (в поведении, делах, поступках.)
-Попробуйте сами сформулировать, что такое характер (ответы детей)
- Характером называют совокупность качеств человека, которые проявляются в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.
- Есть два противоположенных типа поведения человека- альтруизм и эгоизм. Как вы понимаете эти слова? (Альтруизм - жить для других, эгоизм - жить для себя.)
- Хорошо быть только альтруистом или эгоистом? (Нет: эгоист наносит ущерб другим ради себя, альтруист - себе ради других.)
-Вот что говорил известный психолог Эрих Фромм: «Человек, который любит только других, не любит себя и вообще не способен любить». Иначе говоря, человеку нужна мера и того и другого.… Как вы думаете, в течение жизни у человека меняется характер? (Да.)
- Как вы думаете, в чём же проявляется характер человека?
Характер проявляется в поведении человека, в том, как человек реагирует на поступки других людей. Манера общения может быть грубой или вежливой, тактичной или бесцеремонной.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к людям, к выполняемой работе. И поэтому, характер, прежде всего, проявляется в деятельности, в труде или в учёбе. И если эта работа требует много времени, терпения, тем полнее раскрывается характер человека, который выполняет эту работу.
Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать эти препятствия и трудности; другие выбирают наиболее простые и лёгкие пути. Для одних людей очень важно, существенно, с каким результатом они выполнили ту или иную работу, удалось ли им превзойти других людей, то есть сделать её лучше, интереснее. Другим же совершенно безразлично, и они довольны тем, что справились с работой, даже если плохо.
Упражнение «список черт характера».
Ваша задача разбиться на две группы. Каждая команда, за 5 минут должна написать как можно больше черт характера. По очереди команды зачитывают ответы, выигрывает команда, которая написала больше черт характера.
Упражнение «Аукцион»
Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств человека.
Сейчас мы поиграем в аукцион. Товары, которые продает и принимает продавец - это человеческие качества характера.
Ваша задача записать на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные.
Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из вас сможет избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
Упражнение на определение черт характера.
Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств человека.
Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди рассуждает на тему.
Я хочу быть…(называет 2 черты характера)
Я не хочу быть…
Основная черта, которой я горжусь, это….
(о соседе справа): Мне нравится в нём ...
А теперь давайте вместе составим рекомендации по выработке характера. Какие рекомендации, по- вашему, нужно считать главными? (ответы)
Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.
Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.
Не впадать в апатию, уныние.
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
Что такое характер?
В чем он проявляется?
Что влияет на формирование характера у человека?
Существует ли нормальный характер?