Методическая разработка занятия по формированию и развитию процессов самопознания и саморазвития.

Тема: занятие по формированию и развитию процессов самопознания и саморазвития.

Название: вырабатывай характер.

Цель:  развитие процессов самопознания и саморазвития.

Задачи:

Образовательная - дать понятие о характере, чертах характера, помочь познать себя, выявить свой характер.

Развивающая – способствовать развитию мышления.

Воспитательная – воспитать представление о правильном, нравственном поведении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: занятие по формированию и развитию процессов самопознания и саморазвития.

Название: вырабатывай характер.

Цель:  развитие процессов самопознания и саморазвития.

Задачи:

Образовательная - дать понятие о характере, чертах характера, помочь познать себя, выявить свой характер.

Развивающая  способствовать развитию мышления.

Воспитательная – воспитать представление о правильном, нравственном поведении.

Оборудование: плакат с названием темы, листочки, ручки, карточки.

План:

1. орг. момент (1мин)

2. беседа о характере (15мин)

3. упражнение список черт характера (7 мин)

4. аукцион (10 мин)

5. упражнение на определение черт характера (10 мин)

6. рефлексия (2 мин)

Ход занятия.

беседа о характере.

Ребята, как вы думаете, люди отличаются друг от друга или мы все одинаковые? Чем же люди отличаются? (ответы детей)

- Люди отличаются характером. (На доске – слово характер)

- В старину говорили, что характер- это печать человека, то есть «отпечаток», приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания.

- Как вы думаете, характер дается человеку с рождения? (Нет)

- А что влияет на формирование характера? (влияют семья, воспитание, друзья итд.)

- В чем проявляется характер? (в поведении, делах, поступках.)

-Попробуйте сами сформулировать, что такое характер (ответы детей)

- Характером называют совокупность качеств человека, которые проявляются в особенностях его поведения и отношения к  окружающей действительности.

- Есть два противоположенных типа поведения человека- альтруизм и эгоизм.  Как вы понимаете эти слова? (Альтруизм - жить для других, эгоизм - жить для себя.)

- Хорошо быть только альтруистом или эгоистом? (Нет: эгоист наносит ущерб другим ради себя, альтруист - себе ради других.)

-Вот что говорил известный психолог Эрих Фромм: «Человек, который любит только других, не любит себя и вообще не способен любить». Иначе говоря, человеку нужна мера и того и другого.… Как вы думаете, в течение жизни у человека меняется характер? (Да.)

- Как вы думаете, в чём же проявляется характер человека?

Характер проявляется в поведении человека, в том, как человек реагирует на поступки других людей. Манера общения может быть грубой или вежливой, тактичной или бесцеремонной.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к людям, к выполняемой работе. И поэтому, характер, прежде всего, проявляется в деятельности, в труде или в учёбе. И если эта работа требует много времени, терпения, тем полнее раскрывается характер человека, который выполняет эту работу.

Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать эти препятствия и трудности; другие выбирают наиболее простые и лёгкие пути. Для одних людей очень важно, существенно, с каким результатом они выполнили ту или иную работу, удалось ли им превзойти других людей, то есть сделать её лучше, интереснее. Другим же совершенно безразлично, и они довольны тем, что справились с работой, даже если плохо.

Упражнение «список черт характера».

Ваша задача разбиться  на две группы. Каждая команда,  за 5 минут  должна написать как можно больше черт характера. По очереди команды зачитывают ответы, выигрывает команда, которая написала больше черт характера.

Упражнение «Аукцион»

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств человека.

Сейчас мы поиграем в аукцион. Товары, которые продает и принимает продавец - это человеческие качества характера.

Ваша задача записать на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные.

 Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из вас сможет избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

 

Упражнение на определение черт характера.

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств человека.

Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди рассуждает на тему.

Я хочу быть…(называет 2 черты характера)

Я не хочу быть…

Основная черта, которой я горжусь, это….

(о соседе справа): Мне нравится в нём ...

А теперь давайте вместе составим рекомендации по выработке характера. Какие рекомендации, по- вашему, нужно считать главными? (ответы)

Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.

Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Не впадать в апатию, уныние.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

Что такое характер?

В чем он проявляется?

 Что влияет на формирование характера у человека?

 Существует ли нормальный характер?