Психологические особенности детей с умственной отсталостью различного типа
Таблица Психологические особенности детей с умственной отсталостью различного типа. Таблица содержит: формы нарушений, степень умственной отсталости и особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_s_umstvennoy_otstalostyu_razlichnogo_tipa.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с умственной отсталостью различного типа.
Формы нарушений | Степень умственной отсталости | Особенности детей |
Олигофрения Особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Деменция Стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. | Дебильность Легкая степень умственной отсталости IQ -50-70 при которой человек ограниченно способен к обучению и когда становится взрослым, может вести самостоятельную жизнь. | Дебильность (лат. - слабый, хилый) - легкая степень умственной отсталости. Среди всех умственно отсталых лиц лица с дебильностью составляют около 85-90%. Несмотря на общий признак умственной отсталости - недоразвитие всей психики в целом - лица с дебильностью и по своим личностным, и по социальным особенностям имеют свою индивидуальность. Специалисты отмечают недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что умственно отсталые дети меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают его вообще. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Отмечаются такие особенности, как нарушена координация рук, низкая способность к интеллектуальной деятельности. Нарушения есть во всех процессах непосредственного отражения действительности – ощущениях и восприятии. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется больше времени на восприятие любого предмета. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени. Они часто ошибаются при различии понятий «правый» и «левый». Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у этих учащихся имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Их память часто кратковременна, характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Нарушено соотношение между произвольным и непроизвольным запоминанием. Характер непроизвольного запоминания определяется в значительной мере содержанием материала. Они наиболее полно, точно запоминают реальные объекты, менее успешно изображение объектов, хуже всего слова. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Возможна хорошая механическая память. У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость. Мышление предметно-конкретное. Абстрактное мышление недостаточно развито. Слабость обобщений или конкретность мышления — специфическая черта умственно отсталых детей. Они не способны вырабатывать сложные понятия, не могут отделить главное от второстепенного. Им трудно охватывать ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону события. Они часто поступают в массовую общеобразовательную школу, но уже в самом начале своего обучения успевают очень плохо, не могут полноценно усвоить даже элементарный учебный материал. В ряде случаев неплохая механическая память, усидчивость, настойчивость родителей и усилия педагогов позволяют больным освоить программу начальной школы, обучение в старших классах им недоступно. . Справляясь с программой каждого класса массовой школы за 2-3 года, лица с дебильностью заканчивают не более 3-4-х классов и переводятся на обучение во вспомогательные школы. Такие лица приобщаются к тому или иному виду неквалифицированного труда, все трудовые процессы выполняют механически, чисто подражательно. Их интересы сконцентрированы преимущественно на удовлетворении физиологических потребностей, их мало занимает общественная жизнь, еще в меньшей степени интересуют отвлеченные вопросы и события. Лица с дебильностью все же способны обобщать данные жизненного опыта, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях, учитывая предшествующий практический опыт, они проявляют достаточную целенаправленность и активность. Чем легче степень дебильности, тем большим словарным запасом и набором отдельных понятий оперирует подэкспертный. Большинство больных с дебильностью с возрастом все более правильно оценивают складывающуюся. ситуацию, лучше контролируют свои поступки, с учетом накопленного жизненного опыта могут адекватно изменять свое поведение, у них нарастает уровень критических способностей. При умеренной и легкой дебильности они достаточно хорошо адаптируются к повседневным требованиям, выбирают посильные для себя виды деятельности, самостоятельно организуют свой быт, не нуждаются в помощи психиатра, “растворяются в обществе, становясь вполне конкурентно-способными”. |
Имбецильность умеренная степень умственной отсталости IQ -35-49, при которой человек ограниченно способен научиться заботиться о себе и овладеть речью. тяжёлая умственная субнормальность. IQ - 20-34, при которой человек нуждается в тщательном контроле и руководстве и может выполнять только простые работы в хорошо структурированной обстановке и под наблюдением. | Примерно 10 % умственно отсталых лиц страдают имбецильностью (лат. - слабый, незначительный). Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Они обнаруживают элементарные, но все, же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников. Ориентируясь в знакомой обстановке, совершенно теряются в новой ситуации. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность. Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях. У больных с имбецильностью могут быть эпизоды сексуального возбуждения, когда они совершают общественно опасные действия, чаще всего это изнасилование или хулиганство в виде эксгибиционизма (публичное обнажение). | |
Идиотия Глубокая - идиотия. IQ < 20, при которой человеку требуется очень хорошо структурированная окружающая среда, постоянный контроль, помощь и руководство. | Идиотия (греч. - невежество) является наиболее тяжелой степенью умственной отсталости. У больных с идиотией практически не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться, сидят в одной и той же позе, раскачиваются из стороны в сторону, совершают однообразные движения. Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию. У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода. |