Конспект совместного занятия педагога-психолога и логопеда ДОУ для работы с родителями и детьми с ОВЗ

Данная разработка может испльзоваться психологами и логопедами для работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместного занятия логопеда и психолога

«Мама, папа, я - понимание всегда».

Аннотация

Методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с родителями обучающихся с ОВЗ. Использование комплексных подходов взаимодействия поможет специалистам образовательного учреждения   организовать  и систематизировать технологическую цепочку как целостную педагогическую деятельность, создать мотивацию на сотрудничество специалистов и родителей для повышения результативности в коррекции психических  и речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………..…..2

Введение…………………………………………………………………….…..4

Основная часть………………………………………………………………….6

Технологическая карта………………………………………………………...10

Список использованных источников…………………………………………12

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Включение в образовательный процесс детей с ОВЗ с применением старых подходов к их образованию и воспитанию не являются достаточно эффективными.

Родители, специалисты и другие участники педагогического процесса должны работать в тесном сотрудничестве с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.

Методическая разработка совместного занятия логопеда и психолога с детьми с ОВЗ и их родителями.

Форма проведения: совместное занятие логопеда и психолога с детьми с ОВЗ и их родителями.

Участники: дети с ОВЗ , родители.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

 Задачи:

  1. усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  2. оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
  3. формирование адекватного восприятие родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»
  4. активизация коммуникаций в семье
  5. повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда строится на следующих принциах:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования.
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество организации с семьёй
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
  • возрастная адекватность

Продолжительность проведения:1 час.

Ход проведения занятия.

Приветствие. Упражнение «Улыбка» (педагог-психолог)

Все встают в круг и взявшись за руки посылают улыбку соседу справа.

В завершении психолог говорит слова «Руки вверх я подниму, Здравствуйте всем, вам скажу». Мы поделились своими улыбками, и они к нам вернулись. Я думаю всем стало светлей от нашей общей большой улыбки.

Разминка «Нестандартное приветствие». (педагог-психолог) Родители и дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечиками;

3 хлопка - здороваемся спинками.

Основная часть.

Психолог:

Обойди весь мир вокруг, только знай заранее,

 Не найдешь теплее рук и нежнее маминых,

 Не найдешь на свете глаз ласковей и строже

 Мама каждому из нас всех людей дороже.

Упражнение «Узнай свою маму».        (педагог-психолог)
Водящему ребенку завязывают глаза. Все мамы по -  очереди зовут его. Он по голосу должен узнать свою маму. 

Ребята, вы все очень хорошо узнаете голос своих мам, а теперь давайте посмотрим, умеете ли вы узнавать другие звуки.

Упражнение «Что звучало?» (учитель -логопед)

Данное упражнение направлено на развитие слухового внимания и слуховой памяти. Находясь за ширмой, родители демонстрируют детям различные звуки: стук чайной ложечкой по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянному брусочку. Затем те же звуки повторяются, но в другой последовательности (дети не должны видеть действия родителей). Попросите детей определить по какому предмету вы ударяете.

Многие люди воспринимают детей с ОВЗ, следуя сложившимся в социуме стереотипам. Очень прискорбно, если и сами родители попадают под влияние этих стереотипов. Негативное отношение к понятию ребенок с ОВЗ, может спроецировать негативное отношение к собственному ребенку. Сейчас мы выполним упражнение, которое может помочь уйти от стереотипного восприятия окружающего мира и себя самого.

Упражнение «Перекличка животных» (учитель-логопед)

Упражнение направлено на развитие речевого дыхания.

Логопед распределяет между родителями роли различных животных, птиц. Родители и дети  должны услышав от ведущего название своего животного на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если логопед старается запутать играющих: называет животное, а сам смотрит на родителей и детей, исполняющего совсем другую роль.

Нам с вами не нравится, когда на нас оказывают давление, но наиболее частая ошибка родителей - авторитарный тип воспитания, особенно сложно он воспринимается ребенком с ОВЗ. Зачастую родители детей с ОВЗ настроены к своим детям негативно. Сегодня мы попробуем изменить это отношение (если таковое имеется).

К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на достоинствах. У большинства взрослых существуют так называемые «запреты на поглаживание»: они испытывают трудности при высказывании положительных оценок. Мы обычно легко формулируем недостатки других людей, но смущаемся, если нужно вслух называть их достоинства. Особенно в его присутствии. 

Упражнение «Ласковое слово» (педагог-психолог)

Произнесите вслух достоинства своих детей, обращаясь непосредственно к ним и используя ласковые слова: 
Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты … (3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает (неговорящие дети могут обнять мам). Так по кругу все пары высказываются.

Безусловно, положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

Психологическая поддержка - это способ выражения приятия.

родителя проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Теперь, мы стали друг другу ближе и можем перейти к следующему упражнению.

Упражнение «Путаница» (учитель-логопед)

Логопед читает стихотворение К. Чуковского «Путаница»

 Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

 Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

 Квакать!»

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

 Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

 Кря, кря, кря!

Все ли правильно в этом стихотворении? Нет? Родители спрашивают у детей какие звуки издают в жизни свинки, кошечки, уточки, курочки. Неговорящие дети могут просто показывать движения соответственно животным, говорящие на уровне звукоподражания- произносить звуки, издаваемые животными, хорошо говорящие дети отвечают полным ответом.

В этом упражнении мы очень весело пообщались, а в следующем нам придется не произносить не звука. Почему? Сейчас узнаем.

Упражнение «Угадай ребенка по лицу» (педагог-психолог)

Психолог: Дети уже показали нам, что они узнают своих мам даже с закрытыми глазами, а сейчас мы узнаем так ли хорошо мамы знают своих детей. Родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.

Упражнение помогает родителям еще больше сблизиться со своими детьми, принять их.

В жизни бывают такие ситуации, когда детям очень нужна поддержка взрослых, сегодня у вас есть возможность почувствовать поддержку родителей.

Упражнение «Соломинка на ветру». (педагог-психолог)

Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка» из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.

Упражнение-совместное творчество «Солнышко» (педагог-психолог)

Психолог:

 Счастье-что это такое?

 Может солнце озорное?

 Или вкусная еда?

 Или синяя вода?

 Счастье — что это такое?

 Может на цветок похоже?

 Если счастье я найду,

 Сразу маме подарю.

Дети и их родители сейчас подарят счастье друг другу, сделав вместе солнышко из ладошек (совместное творчество: дети и их мамы наклеивают на лист бумаги А3 свои обведенные ладошки образуя круг-солнышко).

Наше занятие подошло к завершению, и нам очень хотелось бы узнать ваше мнение о нем.

Рефлексия.

Родители и дети делятся своими впечатлениями о собрании, опуская в специальный ящик смайлики с соответствующим выражением лица.

Технологическая карта занятия

Этапы мероприятия

Краткое содержание этапа

Необходимые материалы

Примерное время проведения этапа

Предварительный

Подготовка кабинета, необходимого материала

Вводный

Приветствие.

Упражнение «Улыбка ».

Упражнение «Нестандартное приветствие»

Цель: создать благоприятный климат и дружественную обстановку.

10 мин

Основное содержание

 

Упражнение «Узнай маму по голосу»

Упражнение «Что звучало?»»

Упражнение «Перекличка животных»)

Упражнение «Ласковое слово»

Упражнение «Путаница»  

Упражнение «Угадай ребенка по лицу»

Упражнение «Соломинка на ветру».

Упражнение-совместное творчество «Солнышко»

Цель: познакомить родителей обучающихся с упражнениями и  приемами работы по развитию речевых и психических процессов у обучающихся с ОВЗ.

Упражнение  на развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Упражнение направлено на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Упражнение направлено на развитие речевого дыхания.

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.

Упражнение направлено на развитие речи.

Упражнение направлено на еще большее сплочение родителей и детей.

 Упражнение направлено на коррекцию страхов, застенчивости, развитие доверия, умения чувствовать других.

Упражнение способствует сплочению группы а также развитию мелкой моторики  детей.

Платки для завязывания глаз или ширма

Стаканы, чайные ложечки, фарфоровые кружки, пластмассовые игрушки, деревянные брусочки

Шарфы или платки.

Лист  бумаги А3, листы А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

5- 10 мин

5- 10 мин

5- 10 мин

5- 10 мин

5- 10 мин

5- 10 мин

5 мин

5-10 мин

Заключительный

Рефлексия

Родители делятся своими впечатлениями о собрании, опуская в специальный ящик смайлики с соответствующим выражением лица.

5 мин

Итого

60  мин

Список использованных источников

1. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.-М.: Сфера, 2009.-64 с.

2.Горбачева, Г.Д. Некоторые формы работы с родителями /  Г.Д.Горбачева //Логопед.-2009.-№5.-С.101-105.

3. Корнилова, Л.А. Рекомендации логопеда родителям (практический опыт коррекции речи) / Л.А. Корнилова //Логопед.-2009.-№8.-С.103-106.

4. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220 с.

5. Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй» Москва 2006.

6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух. С-Петербург, «Речь», 2007, 112с.
7. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М., 2007.

8.Стяпина, Л.Н. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей/ Л.Н. Стяпина //Логопед.-2009.-№1.-С.59-68.

9.Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007, 140 с.

10. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы.- М.,2007.

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. - М.: Генезис, 1998.

12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. - 150 с

13. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. - М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 80 с.

14. Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками-3 изд.- М.: Айрис –пресс, 2009 -224с.