Описание предпочитаемого будущего, как методика работы с детьми и взрослыми, находящимися в конфликте.

Аванесова Эльвира Нерсесовна

В данной статье вы ознакомитесь с методикой описания предпочитаемого будущего при работе со взрослыми и детьми, находящимися в конфликте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avanesova_e.n.docx13.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Описание предпочитаемого будущего, как методика работы с детьми и взрослыми, находящимися в конфликте.

Подготовила: Аванесова Э.Н

Поступая в школу, ребенок сталкивается со многими трудностями, которые обусловлены, прежде всего, новыми условиями, значительно отличающиеся от тех, к которым ребенок ранее привык (детский сад, дом). Более того, в условиях школы ребенок впервые сталкивается с необходимостью не только выстраивать межличностные отношения, но также разрешать конфликты, возникающие в процессе построения этих межличностных отношений.

          Образовательный процесс устроен так, что взаимодействие происходит между людьми разных возрастов, и у каждого участника образовательного процесса свой уровень социальной адаптации и коммуникативных навыков и умений. Ввиду этого, такой социальный институт как школа полон конфликтов различных уровней: между детьми, между детьми и взрослыми, между взрослыми и взрослыми.

        Известно, что для школьной системы характерны контроль и оценивание. Как говорил А. Лэнгле, «постоянное использование этих инструментов без необходимого уважительного отношения к границам личности ребенка, соразмерности оценивания и признания ценности и уникальности каждого может тормозить и травмировать психическое и личностное развитие учащихся». Также отмечается, что школьная среда не всегда позволяет удовлетворять базовые потребности ребенка, которые описывает А. Маслоу,  что является серьезным преткновением перед построением полноценной и счастливой жизни.

       Как в своей статье пишет М.А Хазанова,  «школьная медиация является психологическим пространством, где в большей мере может удовлетворяться  значительная часть базовых потребностей, благодаря структурно содержательным особенностям процесса медиации. И мы можем предполагать, что школьная медиация может стать зоной ближайшего развития для ребенка(ЗБР)». «Зона ближайшего развития- понятие, введенное Л.С Выготским для характеристики связи обучения и психического развития и определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого».

На сегодняшний день с целью способствовать разрешению конфликтов между участниками школьного пространства, используются различные технологии, которые направлены, прежде всего, на осознание участников конфликта истинных причин самого конфликта, а также ожидаемого результата.

Для разрешения конфликтов применяют различные технологии, такие как групповые тренинги, медиативные беседы, интервью. Одним из наиболее эффективных способов, как показывает практика, являются индивидуальные беседы или интервью, направленные на описание предпочитаемого будущего. Такое интервью строится на основе ориентированной на решении краткосрочной терапии(ОРКТ). Основатели этого подхода- Стив де Шейзер  и Инсу Ким Берг. Такие беседы позволяют увидеть свои сильные стороны, найти оптимальное для себя решение и устремить свой взгляд в счастливое будущее.

На наш взгляд, интервью, направленное на описание предпочитаемого будущего, может способствовать достижению целей, которые ставятся при работе с детьми и взрослыми, находящимися в конфликте.