Статья "Особенности ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)"
Статья об одном из самых частых поведенческих расстройств у детей - синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. В статье рассматриваются основные проявления СДВГ у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Особенности ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)" | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности ребенка
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Ульяшина С. В.
Это одно и самых частых поведенческих расстройств у детей, а у многих людей оно сохраняется и в зрелом возрасте – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается не диагностированным. Важно распознать синдром в самом раннем детстве. Ранняя и непрерывная терапия в детском возрасте способствует формированию нормального поведения ребенка и зрелой личности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это поведенческое расстройство, относящееся к категории гиперкенетических расстройств, диагностируемое преимущественно у детей, характеризующее триадой симптомов: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность [3].
Основные проявления СДВГ у обучающихся можно охарактеризовать следующим образом.
1. Ребенок не просто много двигается, а слишком много двигается:
- вскакивает с места без разрешения;
- бесцельно бегает, ерзает, или куда-то карабкается, когда это является неуместным;
- суетлив, не может сидеть спокойно;
- не может играть в тихие игры, спокойно отдыхать;
- покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда необходимо оставаться на месте.
2. Ребенок под влиянием эмоций совершает действия раньше, чем успевает подумать о том, что делает:
- выкрикивает ответы до того, как завершены вопросы;
- слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения;
- вмешивается в разговор и деятельность других;
- неспособен ждать своей очереди в играх, во время занятий;
- драчлив.
3. Ребенку трудно сосредоточиться:
- неспособен сконцентрироваться на предмете, его деталях, делает ошибки, легко отвлекается посторонним шумом;
- не слышит, когда к нему обращаются;
- избегает или не любит задачи, требующие длительного напряжения, не выполняет задание до конца;
- часто теряет свои вещи;
- имеет речевые проблемы (чтение, письмо, произношение).
Часто наблюдаются нарушения в координации, нарушение тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо, раскрашивание) [2].
Эмоциональные нарушения проявляется в неуравновешенности ученика, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам.
У обучающегося часто отмечаются проблемы в отношениях с окружающими: со сверстниками и взрослыми. Во взаимодействии со сверстниками, такие обучающиеся стремятся руководить другими. Поэтому у них, как правило, мало друзей. Из-за стремления верховодить вынуждены общаться чаще с младшими детьми, а не со своими сверстниками.
Парциальные задержки развития. У учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью низкая уcпеваемость, несмотря на показатели IQ, соответствующие возрастной норме. Каковы же могут быть возможные
причины?
Среди причин у обучающихся можно выделить невнимательность, нетерпимость к неудачам, отсутствие упорства, парциальные задержки развития школьных навыков: письма, чтения, счета. У таких учеников часто наблюдаются поведенческие расстройства. Наблюдаются и другие особенности: ночной энурез, плохо засыпает, утром часто бывает сонлив [1].
Таким образом, учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога, учителей и родителей. Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся является приоритетной задачей для современной школы.
Список литературы:
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.
- Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения, М. , 2003