Статья "Особенности ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)"

Ульяшина Светлана Васильевна

Статья об одном из  самых частых поведенческих расстройств у детей -  синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. В статье рассматриваются основные проявления СДВГ у обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности ребенка

с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Ульяшина С. В.

Это одно и самых частых поведенческих расстройств у детей, а у многих людей оно сохраняется и в зрелом возрасте – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается не диагностированным. Важно распознать синдром в самом раннем детстве. Ранняя и непрерывная терапия в детском возрасте способствует формированию нормального поведения ребенка и зрелой личности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это поведенческое расстройство, относящееся к категории гиперкенетических расстройств, диагностируемое преимущественно у детей, характеризующее триадой симптомов: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность [3].

Основные проявления СДВГ у обучающихся можно охарактеризовать следующим образом.

1. Ребенок не просто много двигается, а слишком много двигается:

  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, или куда-то карабкается, когда это является неуместным;
  • суетлив, не может сидеть спокойно;
  • не может играть в тихие игры, спокойно отдыхать;
  • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда необходимо оставаться на месте.

2. Ребенок под влиянием эмоций совершает действия раньше, чем успевает подумать о том, что делает:

  • выкрикивает ответы до того, как завершены вопросы;
  • слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения;
  • вмешивается в разговор и деятельность других;
  • неспособен ждать своей очереди в играх, во время занятий;
  • драчлив.

3. Ребенку трудно сосредоточиться:

  • неспособен сконцентрироваться на предмете, его деталях, делает ошибки, легко отвлекается посторонним шумом;
  • не слышит, когда к нему обращаются;
  • избегает или не любит задачи, требующие длительного напряжения, не выполняет задание до конца;
  • часто теряет свои вещи;
  • имеет речевые проблемы (чтение, письмо, произношение).

Часто наблюдаются нарушения в координации, нарушение тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо, раскрашивание) [2].

Эмоциональные нарушения проявляется в неуравновешенности ученика, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам.

 У обучающегося часто отмечаются проблемы в отношениях с окружающими: со сверстниками и взрослыми. Во взаимодействии со сверстниками, такие обучающиеся стремятся руководить другими. Поэтому у них, как правило, мало друзей. Из-за стремления верховодить вынуждены общаться чаще с младшими детьми, а не со своими сверстниками.

Парциальные задержки развития. У учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью низкая уcпеваемость, несмотря на показатели IQ, соответствующие возрастной норме. Каковы же могут быть возможные

причины?

Среди причин у обучающихся можно выделить невнимательность, нетерпимость к неудачам, отсутствие упорства, парциальные задержки развития школьных навыков: письма, чтения, счета. У таких учеников часто наблюдаются поведенческие расстройства. Наблюдаются и другие особенности: ночной энурез, плохо засыпает, утром часто бывает сонлив [1].

Таким образом, учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога, учителей и родителей.  Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся является приоритетной задачей для современной школы.

Список литературы:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.  СПб., 2007.
  3. Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения, М. , 2003