выступление октябрь 2018

Туляшева Альбина

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл norma_i_patologiya_els.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие нормы и патологии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников

Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке.

Норма-понятие социально обусловленное. Это образец, то, что характерно для большинства людей.

«Психическая Норма — индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали»

Нормальные психические процессы должны адекватно отражать окружающую действительность, позволять адекватно воспринимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, обеспечивать критичность мышления, управление мыслями.

В то же время психическая норма не является чем-то застывшим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и развитием своих потенциальных возможностей. Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели окажется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психологической защиты, облегчающие состояние личности. Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряжения, подъема и т. д.

Употребление слова "патология"  акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т.е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных или иных биологических механизмов регуляции поведения). 

Оригинальное значение древнегреческого слова "patos", от которого и происходит термин "патология" - это страдание. Следовательно, под патологией модно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Употребление слова "патология" также предполагает наличие одной или несколько причин отклонения от нормы. Особые трудности возникают при определении нормы и патологии у детей. Психология детского возраста отличается от психологии взрослого тем, что в этом возрасте, отсутствует достаточное понимание сущности изменений, происходящих в их потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах. Проблема аномалий личности в этом возрасте более значима не для самих детей, а для родителей, воспитателей, так как они оставляют за собой право корректировать поведение ребенка, формировать у него так называемые «правильные» формы поведения.
Подчеркивая важность определения понятия «норма» в личностном развитии, Л. Пожар считает, что это междисциплинарная проблема и решить ее с позиций только биологического, либо узко психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому данное понятие следует рассматривать с точки зрения статистической, функциональной и идеальной нормы.
Статистический аспект нормы
. Нормальным считается такое состояние, которое находится в рамках средней величины или*оговоренной меры распределения. Но статистическую норму следует воспринимать с известной степенью осторожности. Например, если у индивида интеллект выше, чем норма, это не означает, что он ненормальный, но с точки зрения развития интеллекта он обнаруживает отклонение от нормы. Иначе говоря, не всякое отклонение от статистической нормы следует отождествлять с патологическим.
Функциональный аспект нормы принимает во внимание единичность индивида. Этот вид нормы иногда называют индивидуальной нормой. В воспитательной практике перед нами стоит не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями. В этом случае нормальным считается такой человек, который воспринимает себя таким, какой он есть. В воспитательной работе с аномальными детьми мы должны при обсуждении нормальности исходить из возможностей и способностей самого аномального ребенка, т. к. именно этот круг потенциально возможных способностей является для него нормой, а все отклонения от этой нормы следует считать прогрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение. То есть функциональная норма является исходным пунктом в работе с аномальными детьми.

Идеальная норма — это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в данных общественных условиях и природном окружении. Но идеальной нормы достигнуть нельзя, к ней можно только приблизиться. Однако отсутствие стремления к какому-либо идеалу — это признак ненормальности. Вместе с тем ненормальным является и то, если у человека много противоречивых идеалов.
Между этими условными полюсами находится обширное поле пограничных с нормой и патологией уровней развития. К этим пограничным состояниям могут быть отнесены стереотипы поведения, эмоционально-личностные реакции и другие девиации поведения; акцентуированные черты характера, которые формируются у детей и подростков как в связи с социальной ситуацией развития, так и под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний.
Таким образом, для нормальной человеческой психики характерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому отклонение от среднестатистического варианта поведения не всегда говорит о той или иной патологии. Например, некоторые гипертрофированные черты характера и особенности поведения могут проявляться в виде чудачества, но в определенных условиях этот человек вполне может уживаться с другими людьми.
Прежде всего необходимо учитывать, что ребенок с ограниченными возможностями индивидуален, неповторим, и модель нарушений его личностного развития надо определять сугубо конкретно.