Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков.

Берлянчик Оксана Сергеевна

Примерная программа оказания социально-психологической помощи в отношении отклоняющегося поведения. Создание условий для формирования у несовершеннолетних устойчивых установок на неприятие психоактивных веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_addiktivnogo_povedeniya_detey_i_podrostkov.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков.

Актуальность проблемы

        Одной из причин зависимости от алкоголя, табака и наркотиков является   семья, где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают зависимостью к алкоголю, курению. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.

Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), дети и подростки постоянно испытывают разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, дети не всегда умеют адекватно определить и оценить  тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время,  не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подростки не всегда обретают общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция).

        Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголя, наркотиков, транквилизаторов...) либо осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).

Лучшая методика борьбы с употреблением психоактивных веществ и девиантным поведением - профилактика. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и противоправных действий. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.

        Цель: создание условий для формирования у несовершеннолетних устойчивых установок на неприятие психоактивных веществ.

        Задачи:

1.Определить специфику наркомании, алкоголизма, табакокурения  как особого социально-психологического феномена;

2.Выявить социально-психологические причины распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в детской и подростковой среде;

3.Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение ПАВ в рамках работы классного руководителя;

4.Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Профилактическая работа основывается на следующих принципах:

  1. Долгосрочность и непрерывность;
  2. Адресность;
  3. Своевременность;
  4. Профессионализм;
  5. Многоаспектность;
  6. Легитимность;
  7. Аксиологичность.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

1) Работа с детьми:

общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

работа с детьми “группы риска”;

2) Работа с педагогическим коллективом:

подготовка учителей к ведению профилактической работы;

организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

информирование и консультирование родителей по проблеме ПАВ;

работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);

психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять сигареты, алкоголь, наркотические вещества.

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Реализация программы:

Первый этап: диагностирующий.

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций вредных привычек

Задачи:

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
  2. Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к вредным привычкам.
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
  4. Выявление детей “группы риска”.

Методы работы:

1.Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы вредных привычек.

2.Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в  образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Второй этап: организационно-практический.

Цель: реализация  работы ПАВ в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
  2. Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
  3. Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  1. Информационный;
  2. Метод поведенческих навыков;
  3. Конструктивно-позитивный метод.

Формы работы:

лекция;

беседа;

психотерапевтические занятия;

тренинг;

ролевая и деловая игра;

мозговой штурм;

круглый стол;

дискуссия;

конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

социологический опрос;

показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Третий этап - заключительный.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
  2. Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы .
  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.

Методы работы:

  1. Анализ отчетной документации.
  2. Опрос, беседа.
  3. Анонимное анкетирование.

Техническое оснащение программы:

  1. DVD, телевизор;
  2. Музыкальный центр;
  3. Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
  4. Цифровой фотоаппарат;
  5. Расходные материалы.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
  2. Уменьшение числа учащихся "группы риска".
  3. Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.

Примерный план профилактической работы по аддиктивному поведению несовершеннолетних.

Наименование мероприятия

Время проведения

Класс

Ответственные

1.

Анкетирование “Вредные привычки”

сентябрь

5-9

Психолог

2.

Организация и проведение профилактических бесед

В течение учебного года

1-11

Социальный педагог

3.

Организация и проведение тренинговых упражнений

октябрь

5-9

Психолог

4.

Месячник по профилактике правонарушений

ноябрь

1-11

Зам. директора по ВР,

классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор

5.

Выпуск школьной информационной газеты  на тему: “Нет наркотикам!”

декабрь

9-11

Организатор

6.

Цикл бесед

“Курить – здоровью вредить!”

январь

5-11

Социальный педагог

7.

Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением

февраль

5-9

Учитель изо, социальный педагог

8.

Круглый стол - “Не сломай судьбу свою”

март

5-11

Библиотекарь, социальный педагог, психолог

9.

Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч”

В течение года

4-11

Классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор

10.

Лекция “Причина одна, последствий - множество”

апрель

5-9

Социальный педагог, психолог

11.

Классный час “Человек. Личность. Гражданин”

май

9-11

Классные руководители, социальный педагог