Школьная тревожность

Петрова Вера Михайловна

Одним из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса является  организация психологически благоприятного климата обучения.  Школьная тревожность - одна из типичных проблем с которой сталкиваются психологи, педагоги и родители. Особое внимание оно привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизни ребенка, не только на учебу, но и на общение, на здоровье, на общий уровень психологического благополучия.   Моя статья будет посвящена профилактики школьной тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_trevozhnost-_statya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса является  организация психологически благоприятного климата обучения.  Школьная тревожность - одна из типичных проблем с которой сталкиваются психологи, педагоги и родители. Особое внимание оно привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизни ребенка, не только на учебу, но и на общение, на здоровье, на общий уровень психологического благополучия.   Моя статья будет посвящена профилактики школьной тревожности.

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Подросток не уверен в правильности своего поведения, чувствует собственную неполноценность.

Следует отличать тревогу от тревожности.

  •  Тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным.

  • Тревожность является устойчивым состоянием.

Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, в любом виде деятельности – это тревожность.

В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой она начинает оказывать  не мобилизующее действие, а наоборот мешает, создавая дополнительные трудности.

Не секрет, что начиная с 5 класса на первое место выходят отношения со сверстниками, самоутверждение в группе. Профилактикой тревожности являются дружеские отношения с одноклассниками, уверенность в поддержке, однородность интересов, увлечений, мнений.

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

(Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей)

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

Мотив  избегания  неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в  собственные силы, не возможность успеха, боязнью критики.

Ребята, у кого преобладает стремление к избеганию неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или не везением, виновностью других. Поскольку ученик не может повлиять на эти обстоятельства, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным.

 В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность».

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

При страхе самовыражения  дети замыкаются в себе, отказываются говорить с взрослыми и сверстниками о своих проблемах. Внешне это выглядит как стеснительность. Появляется скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске. Он кажется малоэмоциональным, хотя внутри у него «кипит буря». Со временем становятся возможными резкие необоснованные вспышки агрессии или плача.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Если тревожность сфокусирована преимущественно вокруг ситуации проверки знаний, она может проявляться в том, что ребенок отказывается принимать в них участие или старается сделать это как можно более незаметно. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы учителя или родителя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Нежелание ходить в школу чаще всего связанно с  недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Начиная со средней школы, довольно типичным проявлениями становятся прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые по словам школьника ведут «плохие» учителя.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Неадекватные ожидания со стороны родителей, являются типичной причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. В плане школьной тревожности — это, прежде всего, ожидания, касающиеся школьной успеваемости. Чем более родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность. 

 Необходимо учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессового характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Это может выражаться в агрессии, отказе от выполнения заданий, игнорировании требований учителей и родителей.

Хорошо если родители знают  элементарные приемы релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений - это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне. Но и приемы самовнушения тоже очень эффективны.

Как помочь тревожному ребенку

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Хотелось бы привести некоторые методы и приемы, позволяющие родителям  снизить уровень школьной тревожности

1) Не сравнивайте ребенка с окружающими. Только с его собственными достижениями (неделю, месяц, четверть назад) (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);

2) формирование оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ребенка, либо выражая уверенность в преодолимости препятствий.

3) целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата;

4) при работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков, отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся);

5) целесообразны репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, контрольных, ответов у доски), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными. Если это невозможно: ребенок информируется четко и детально о планируемом мероприятии. То же самое можно сказать о любых тревожащих переменах: все их детали доверительно обсуждаются с учеником. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность;

6) понимание важности четких, понятных и последовательных требований

противоречивые требования ( сегодня запрещает то, что разрешалось вчера,  приводят,  к усилению тревожности)

 7) даже если требуется наказать ребенка нужна, четкая аргументация свою позиции, недопустимы унижений, высмеиваний ребенка, это заставляет ребенка испытывать чувство беспомощности, неполноценности. Гораздо  эффективнее – лишение привычной награды, поощрения, а не страх наказания. Когда ребенок привыкает к поощрению словами одобрения, отсутствие похвал является наказанием. Однако в идеале – конечно, ребенок должен стать собственным арбитром и ориентироваться на самооценку, самоконтроль. Старайтесь как можно чаще спрашивать детей – в чем состояли их ошибки, какую оценку они выставили бы себе сами? Это заставляет их лучше понять требования, они спокойнее смиряются с низкой оценкой.

8) поскольку публичное обсуждение болезненных для ребенка вопросов повышает уровень тревожности – беседы на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других);

9) чрезвычайно важно демонстрировать ребенку принятие, уважение безотносительно его достижений. Большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова («Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница), тактильный контакт (если речь идет об ученике младших классов);

10) очень существенным фактором, снижающим тревожность ребенка, является контроль над пугающими мыслями. Непосредственно перед стрессовой ситуацией недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание  о его прошлых достижениях, слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!;

11) Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Школьная тревожность – явление разрушительное и пагубное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его Личности в целом. Профилактика и избавление от тревожности – забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей.