Семинар-тренинг для родителей "Формирование адекватного восприятие собственных детей"

Станиславская Кристина Сергеевна

Детско-родительские отношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье

Задачи:

формировать ответственность родителей за социализацию ребенка;

- ознакомить участников с различными подходами к семейному воспитанию и методами поддержки ребенка;

-  определить оптимальные пути общения с ребенком;

- способствовать осознанию важности объективного оценивания и проявления безусловной любви.

Предварительная работа: Анкетирование «Стили семейного воспитания

Оборудование: ножницы, карандаши, бумага, салфетки

Информационное сообщение «Стили воспитания»

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами.

Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная (гиперопакающий тип и гипоопекающий тип).

Приложение 1. Типы  детско-родительских отношений.

Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям давно и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.

  1. Упражнение: «Пословицы»

Составление пословицы из частей.

- Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

 - Умел дитя родить, умей и научить.

Метафора «Река и берега»

Мне нравится когда сравниваю ребенка с рекой - веселой, стремительной и бурной или глубокой и медленной. Она плывет себе куда ей вздумается, движется свободно и непринужденно. И каждое движение реки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда будто впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители имеют свои устойчивые ценностные установки, знают как воспитывать ребенка, понимают, что важно для него, - это берега прочные и надежные. Тогда и река чувствует себя защищенной и более уверенной.

Где вы видели такие берега, которые давили на реку или заставляли ее течь в другую сторону? Она протекает свободно, в соответствии со своей природой, а берега лишь несколько направляют ее движение. Река, не имеет берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Так и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самосознания своих истинных желаний и потребностей, из-за чего попадает под чужое влияние или давление окружения.

Многие родители жалуются, что дети их не слушаются… а может быть они просто не слышат вас?! И может быть дело вообще не в упрямстве детей, а в нас родителях?!

  1. Упражнение «Глаза в глаза»

Родители разбиваются на пары. Одни родители встают на стул, другие садятся на пол

Психолог: Удобно ли вам так общаться? Проделав эти действия вы ощутили, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит

Для понимания свои детей родители должны быть не рядом и не над, а вместе

В воспитании ребенка не обойтись без запретов.

Хочется рассказать историю о девочке 4 лет и бабушке. Бабушка разрешила девочке поиграть на балконе. «Играй, только голову между прутьями не засовывай», — сказала бабушка. Как вы уже догадались, первое, что девочка сделала, когда бабушка вышла, это засунула голову между прутьями. Скорее всего у девочки и в мыслях  не было совать голову между прутьями, но бабушка подсказала идею.

Психологи называют частицу «Не» — коварной частица. Оказывается подсознание детей частицу «не» и слово «нет» не воспринимают. Она имеет тенденцию выскакивать из детского сознания. Так, вместо «Не бей, не толкай», остается посыл: «Бей, толкай», а вместо «Не трогай, не бери» — «Трогай, бери».

Попробуем оказаться от «не»?

  1. Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя слова «НЕ». К примеру:

- Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора).

- Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)

- Не разговаривай так громко. (Будем разговаривать тише)

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)

- Нельзя идти на улицу раздетым. (На улице холодно, нужно одеваться)

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Прежде чем взять чужую вещь нужно спросить разрешения)

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки нужно составлять на место)

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)

-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)

Упражнение «Снежинка»

Свернуть салфетку пополам

Отрезать верхний правый угол

Отрезать нижний правый угол

Свернуть еще раз пополам

Отрезать правый нижний угол

Свернуть еще раз попала отрезать левый верхний угол

При одинаковой инструкции получаются совершенно разные снежинки. Так же и в жизни, все мы растем и живем в одной стране, одном селе, но при этом все мы разные. У каждого свой вкус, свои предпочтения, свои интересы, своя точка зрения на происходящее. Все эти особенности всегда нужно помнить, при общении с людьми, будь то взрослый человек или маленький ребенок.

Мы все любим своих детей, пусть каждый по-разному. Но в первую очередь его нужно уважать, и прислушиваться к нему ведь он тоже личность, пусть такой маленький, но уже личность.

Литература:

Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.-сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-pedagogami/treningi-dlya-pedagogov/341-seminar-praktikum-vospriyatie-roditelyami-sobstvennich-detey


Переформулировать высказывания

  1. Нельзя переходить улицу на красный свет

  1. Не спеши во время еды.

  1. Не разговаривай так громко.

  1. Не рисуй на стене.

  1. Нельзя идти на улицу раздетым.

  1. Нельзя драться.

  1. Нельзя брать чужие вещи без разрешения.

  1. Нельзя разбрасывать игрушки.

  1. Нельзя тыкать пальцем.

  1. Нельзя кричать в общественных местах


 Умел дитя родить, умей и научить.         

Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.