Главные вкладки

    Игры для детей со сложными нарушениями

    Иваньшина Ольга Сергеевна

    Игры направленные на развитие коммуникации у детей со сложными нарушениями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям «Игры, направленные на развитие коммуникации у детей со сложными (комбинированными) нарушениями»

    Тема: «Игры, направленные на развитие коммуникации детей со сложными

    (комбинированными) нарушениями»

    Данные рекомендации могут быть полезны воспитателю, педагогу психологу, учителю-дефектологу, педагогам дополнительного образования,

    работающим с детьми с ОВЗ, родителям детей с нарушениями аутистического спектра, системными нарушениями речи

    Цель:

    информирование родителей об особенностях формирования коммуникации у

    детей со сложными (комбинированными) нарушениями.

    Задачи:

    Обобщить и систематизировать знания родителей об особенностях формирования коммуникативных навыков у детей;
    Развивать умение взрослых организовывать целенаправленное взаимодействие и сотрудничество с ребенком;
    Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-специалиста (педагога).

    Рекомендации

    Уважаемые, родители, ниже приведены рекомендации и игры, способствующие формированию и развитию взаимодействия и сотрудничества взрослого с ребенком, установление контакта между детьми.

    Чему нужно учить?

    • Учить обращаться за помощью к взрослому.

    • Формировать целенаправленную совместную деятельность.

    • Учить выполнять движения по образцу.

    • Стимулировать голосовые реакции ребенка.

    • Учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра).

    • Учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми.

    • Учить указывать за заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет.

    • Учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.

    • Учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета.

    • Учить выполнять поручения.

    Как нужно учить?

    1. Будьте терпимы, в то время, когда ребенок капризами и другими эмоциональными проявлениями требует необходимого и желаемого. Если он не говорит, пусть покажет на тот предмет, который ему нужен. Добивайтесь этого! На первых этапах вы говорите вместо него, например, «Дай конфету!». Затем в последующем ждите произнесения ребенком хотя бы звуков или

    правильного показа на желаемое.

    2. Постарайтесь организовать свободное время на выходных так, чтобы вы с ребенком занимались целенаправленной совместной деятельностью. Подумайте, что больше всего из игрушек, предметов, изобразительных средств привлекает вашего ребенка. Понаблюдайте, как он играет. Сядьте рядом, скажите ему: «Давай поиграем!», дождитесь эмоциональной реакции, если ее нет, то просто наблюдайте. Если ребенок не против, просто повторяйте действия за ним, не мешая играть, а направляя. Далее попробуйте показать, как вы играете (простое действие), если он смотрит и не против вашего участия, возьмите предмет его рукой в своей руке и повторите действие.

    3. В течение дня не оставляйте ребенка надолго наедине с собой. Просите выполнить простые поручения по дому, например, что-то подать, поставить на свое место, сложить свою одежду. Усложняйте просьбу, не забывая несколько раз показать и проговорить эмоционально вслух. Хвалите, одобряйте и поощряйте любое выполненное поручение!

    4. Подключайте к взаимодействию вашего ребенка с другими членами семьи, расскажите им, чем и как можно заинтересовать малыша. 

    5. Формируя бытовые навыки, навыки самообслуживания, какие-либо действия с изобразительными средствами, предметами, элементами дидактических игр, помните, что очень важен ваш образец, затем выполненное действие руками ребенка, находящихся в ваших руках. Ваши действия должны быть уверенными, но не резкими, речь выразительна, эмоциональна и без лишних слов.

    6. Каждый раз, приходя в гости и встречая знакомых, здоровайтесь с ними эмоционально, проговаривая слова вместо ребенка и для него. Также формируйте и развивайте навык прощания.

    Игры, направленные на развитие коммуникации

    Игра «Танцуй с другом»

    Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе». 

    Всем участникам раздать по одной игрушке. Взрослый предлагает потанцевать вместе с игрушками, так как игрушкам танцевать самим скучно. Далее, количество игрушек увеличить, и попросить участников своим игрушкам найти друга под музыкальное сопровождение. Затем попросить взять в каждую руку по выбранной игрушке и потанцевать. Затем попросить участников организовать хоровод из игрушек (сложить их в круг), взять за руки соседей и водить хоровод вместе. На последующих этапах, участники, преимущественно дети должны выбрать в качестве друга не игрушку, а другого участника для танца в паре.

    Игра «Помоги Маше»

    Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей. 

    Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.

    Игра «Подарки»

    Цель: формирование потребности в общении. 

    Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе участника, дает один шарик воздушный и просит подарить:

    а) называя конкретное имя участника;

    б) кому хочется.

    Игра «Сделай как Я»

    Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.

    Взрослый говорит ребенку «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).

    Игра «Гримаса перед зеркалом»

    Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирование навыка действия по образцу. 

    Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает внимание на его отражение, комментируя и показывая: «я – Ира, ты – Петя». Далее задать вопросы: «Где Ира (я)?, Где Петя (ты). Предложить повторить гримасу обезьянки, собачка, зайчика, выполнить конкретные действия по подражанию.

    Игра «Катаем мячик»

    Цель: формировать коммуникативные навыки. 

    Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Катится мячик в гости к Мише, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Миша, кати мячик» Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Миша, кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу.

    Уважаемые родители, помните, для того, чтобы научить своего ребенка общаться с взрослыми, детьми, научить обращаться за помощью, сообщать о своих потребностях, вы должны набраться терпения, систематически уделять для этого свое время. Только вы – образец для подражания, потому что находитесь со своим ребенком больше времени рядом, чем кто бы то ни было, и вы знаете своего ребенка как ни кто другой!