Презентация на тему: "Психологические особенности овладения профессией"

Каргина Елена Владимировна

Презентация по дисциплине "Психология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_ovladeniya_professiey.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

P rofessio Дисциплина «Психология» Автор : Каргина Елена Владимировна 1 Психологические особенности овладения профессией

Слайд 2

Профессиография - раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. Она описывает профессии соответственно их требованиям к личности. «Профессия» - от латинского «говорить публично». 2

Слайд 3

Профессия ( P rofessio ) Профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться. Профессии создаются людьми, это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. С точки зрения человека, профессия – это основной род занятий, деятельность. Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 3

Слайд 4

Специальность (Morbi ) Отдельная отрасль науки, техники, это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия врач. Специальности – врач-хирург, врач-терапевт, врач-офтальмолог. Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург. 4

Слайд 5

Квалификация ( Qualificatio ) это степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовки. 5 это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории Должность (Magistratus ) Должностные обязанности – это отображение трудовых функций в нормативных актах. (профессия – средний медработник, специальность – м/с, должность – м/с кардиологического отделения).

Слайд 6

Признаки профессии Любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков: 6 технологических экономических педагогических медицинских психологических

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ: Предмет труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека Цель труда (для чего) Основные орудия, средства труда Рабочее место специалиста и др. 7 Экономические характеристики описывают: В каких отраслях используется данная профессия (в промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении) Каков спрос на данную профессию на рынке труда Каков преимущественный характер оплаты труда.

Слайд 8

Педагогические характеристики определяют: Какие требования предъявляет данная профессия к уровню и содержанию образования Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности 8 Медицинские характеристики определяют: Какой уровень здоровья требуется для данной профессии Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии

Слайд 9

Психологические характеристики содержат информацию о том: Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека 9

Слайд 10

классификация профессий (по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира) Эта классификация разработана Е.А. Климовым Выделяются пять типов профессий: 1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 10 2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

Слайд 11

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 11 4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

Слайд 12

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра. 12

Слайд 13

Профпригодность Профессиональная пригодность (профпригодность) характеризуется совокупностью психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения им эффективности в той или иной профессии. Профессиональная пригодность – наличие природных задатков и способностей, необходимых для какой-либо профессии. Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Вопросами возникновения и формирования профпригодности занимается психология труда. Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии. Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. 13

Слайд 14

Основные структурные компоненты пригодности человека к работе являются: гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); в некоторых профессиях, например, судья, политик недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным отношение к труду (интересы и склонности к данной области трудовой деятельности) общая дееспособность (широта и глубина ума, самодисциплина, самоконтроль, активность и т.д.) специальные способности (память на ароматы, музыкальный слух, пространственное мышление и т.д.) знания, навыки, опыт в данной профессиональной области. 14

Слайд 15

Профессиональные деформации это деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями возрастной динамикой, содержанием профессии социальной средой жизненно важными событиями и случайными моментами Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной деформации специалистов. 15

Слайд 16

Уровни профессиональной деформации 1. Общепрофессиональные деформации - типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. 2. Специальные профессиональные деформации - возникающие в процессе специализации по профессии. 3. Профессионально-типологические деформации - обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру деятельности. 4. Индивидуализированные деформации - обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально качества чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением. 16

Слайд 17

Основные фазы развития профессионала (Е.А. Климов) 1. фаза оптанта (период выбора профессии) 2. фаза адепта (период профессиональной подготовки) это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профтехучилищ, и студенты техникумов, вузов, а также «слушатели», «курсанты», «ученики» мастера-наставника и др.). 17

Слайд 18

3. фаза адаптанта (привыкание молодого специалиста к работе) 4. фаза интернала (квалифицированное выполнение профессиональных функций) это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который и очень любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже «свой», «наш» - как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других). 18

Слайд 19

5. фаза мастера (специализация или универсализация в профессиональной сфере, наличие формальных подтверждений квалификации); работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае – невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание). 19

Слайд 20

6 . фаза авторитета (выполнение профессиональных задач за счет умения организовать работу коллектива, известность в профессиональных кругах, обязательное наличие формальных показателей уровня квалификации) 7 . фаза наставника (передача опыта, наличие учеников). 20