Родительская академия "Тревожность при переходе в 5 класс"

Шахматова Полина Викторовна

Материал для родителей "Тревожность четвероклассников при переходе в основную школу". Рассмотрены признаки тревожного поведения и результаты психодиагностического исследования четвероклассников. Работа с родителями построенна таким образом, чтобы родители могли самостоятельно представить признаки и особенности тревожных детей. Используются дискуссионные техники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon priznaki_trevozhnosti.doc30 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc34 КБ
Microsoft Office document icon dlya_nach_zvena.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская академия в 4х классах                                                                                               «Тревожность обучающихся при переходе в основную школу»

Цель:

  • Ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,
  •  Раскрыть особенности школьной тревожности  у обучающихся при переходе в среднее звено
  • Показать эффективные способы снижения уровня школьной тревожности

Материал: ватман, стикеры, бумага, ручки, мультимедийное оборудование для презентации, таблички с признаками тревожности, методические разработки с рекомендациями.

Ход собрания

Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня нашу встречу я предлагаю посвятить одному важному вопросу, связанному с переходом ваших детей  в пятый класс. Вы знаете, что переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных, как психологических, так и педагогических проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Его “проблемность” связана с тем, что на рубеже четвертого и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения:

  • появляются новые учителя,
  • новые разнообразные требования,
  • новые одноклассники,
  • новые предметы

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности. Именно проблему  «Школьной тревожности» я предлагаю Вам сегодня рассмотреть.

1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: эмоциональное погружение в проблему.  

Для того чтобы мы могли определить с вами суть проблематики предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Ассоциации». У каждого из вас есть небольшой листок. «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Как вы думаете, о чем тревожатся ваши дети?» Напишите свой ответ и разместите его на нашем плакате на стороне где написано слово «Дети».

Психолог размещает ответы на плакате, анализирует полученные ответы.

Вы видите, что на данном плакате есть раздел, где написано слово «Родители», у данного упражнения  есть второй этап работы. Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «О чем волнуетесь Вы при переходе вашего ребенка в пятый класс?

Психолог размещает ответы на плакате, анализирует полученные ответы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что тревожность относиться к каждому из нас, это нормальное состояние, которое может быть спровоцировано ситуацией, или чередой событий в жизни.

2. Теоретическая часть (просмотр слайдовой презентации)

На данном этапе работы я предлагаю вам рассмотреть понятие тревожности и проанализировать результаты исследований. 

Слайд 2. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности человека испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе по относительно малым поводам.

Слайд 3. Тревожность бывает ситуативная и общая. Ситуативная тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

Общую тревожность – тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность). Следует отметить, что тревожность может быть возрастная, которая присуща большинству здоровых людей, и индивидуальная (присущая только конкретному человеку).

Слайд 4. Рассматривая школьную тревожность как определяющий фактор перехода в пятый класс следует выделить следующие показатели:  общая тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребностей, страх самовыражения, страх проверки знаний, страх несоответствия ожиданий, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы в отношениях с учителями.

Слайд 5.  На данном слайде представлены общие результаты школьной тревожности при переходе в 5й класс.

3. Работа с бланками «Тревожный ли мой ребенок?»

Признаки тревожности

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. у него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов.

Средняя — 7—14 баллов.

Низкая — 1—б баллов.

4. Как помочь ребенку с высоким уровнем тревожности.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений. Предлагаю вам выполнить работу в группе (распределение работы по группам, каждая группа работает по одному из названных направлений). Участники работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожными детьми для оформления уголка для родителей. Затем проводиться совместное обсуждение в группе.

Оформление «Уголок родителя». Психолог анализирует работы родителей, при этом показывает эффективные способы помощи.

5. Рекомендации для родителей

Шпаргалка дл взрослых,

или Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.        

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

12. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Как мы уже говорили на наше встрече, что переход в 5й класс сопровождается рядом трудностей для ребенка. Поэтому если вы наблюдаете, что с вашим ребенком происходят изменения, он замыкается или изменяется поведение. Вы можете обратиться за помощью к классному руководителю или к психологу. Спасибо вам за работу, я готова ответить на ваши вопросы.

12 марта 2013 год                        педагог-психолог Шахматова П.В.        Страница



Предварительный просмотр:

Признаки тревожности

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. у него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Признаки тревожности

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. у него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Признаки тревожности

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. у него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Признаки тревожности

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. у него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ

(собрание для родителей четвероклассников)

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации в пятом классе.

Ход собрания

1. Введение.

Психолог. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным  периодом развития.

2. Разминка.

Упражнение «Корзина чувств».

 У ведущего в руках находится своеобразная «Корзина чувств».

Ведущий. Понятно, что родители не меньше детей переживают период их перехода в среднюю школу. У вас тоже есть свои тревоги, страхи. Сформулируйте и запишите их на листочки, а затем  «выбросите» их в «корзину чувств». Наша «корзина» собирает тревоги и удаляет их.

Родители  пишут и, проговаривая свои переживания,  бросают листочки в «корзину чувств».

3. Теоретическая часть.

Ведущий. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью  рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка.

Рассогласованность требований.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них  может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит…. Подобные функциональные нарушения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала обучения. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к специалистам.

 Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?

Прежде всего, рассогласованность, даже противоречивость  требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных  в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение, и т. п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону  такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим  трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, напримеp: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык» - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Свобода или одиночество?

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем  и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, ели дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно  разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит  в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидаулизацией, обезличиванием подхода педагогов, для которых пятиклассники пока являются «новенькими». У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых  в школе они не нужны. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам,  играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуя «тайные  уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но это может быть и стремлением утвердить себя как «cтаршего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка эти стремления могут сочетаться.

4. Рефлексия.

- Расскажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня,  о чем задумались, что было интересным, а что не очень.

Спасибо за внимание. Удачи вам!

Материал для выступления на педагогическом совете и родительском собрании

Тревога и депрессия в детском возрасте

(виды и проявления)

       Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практической психологии.

Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:

1.Генетические

1.Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

  • психотического характера;
  • непсихотического характера.

2.Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3.Личностные особенности родителей.

4.Личностные особенности.

2.Церебрально-органические

1.Патология беременности и родов.

2.Нарушение вскармливания.

3.Нарушения психомоторного развития

4.Травмы, операции, интоксикации.

5.Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия - ППД - сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

3.Микросоциальные

  1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.
  2. Нарушение системы мать-дитя.
  3. Дефекты воспитания.
  4. Посещение детских учреждений.
  5. Наличие сестер и братьев.
  6. Неполная семья.
  7. Курение и алкоголизм у родителей.
  8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.
  9. Изменение стереотипа общения.

10.Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

  • срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);
  • неправильное построение режима для ребенка;
  • неправильные воспитательные приемы;
  • отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
  • создание односторонней аффективной привязанности;
  • отсутствие единого подхода к ребенку.

К школьным стрессовым ситуациям можно отнести:

  • отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;
  • неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;
  • смена школьного коллектива;
  • негативное отношение учителя;
  • пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);
  • неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Клинические проявления психосоматических расстройств у детей и подростков.

Отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности у детей обнаруживаются задолго до появления явных психосоматических расстройств. Причем, в более младшем возрасте оно проявляется различной степенью выраженности и стойкости дистимических явлений, суетливостью, неусидчивостью и двигательным беспокойством. Старшими детьми эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как беспокойство, душевный дискомфорт.

Проявления эмоционального напряжения у детей условно можно разделить на 3 группы:

1.Преневротические:

-нарушения сна (трудности засыпания, сноговорение, кошмарные сновидения)

-тики (двигательные и вокальные)

-патологически привычные действия (ППД) - сосание пальцев, доподростковая мастурбация,

-навязчивости

-непослушание

-враждебное отношение к окружающим

  • безучастность
  • трудности в разговорной речи
  • страх
  • беспричинный плач и др.

2.Вегетодистонические:

-потливость

-головные боли

-сердцебиение

-головокружение

-одышка

-обмороки

-повторные боли в различных частях тела

-гипертермия кожи при волнении (кожная чувствительность)

-отрыжки воздухом

-тремор

-алгические ощущения и дисфункции различных органов и систем

3. Соматические:

-повышенная жажда

-нарушение аппетита (повышение или понижение)

-рвота после еды

-непереносимость отдельных видов пищи

-ожирение

-субфебрилитет неясного происхождения

-гиперпирексия

-эпизодический кожный зуд

-неоднократно появляющиеся кожные высыпания и др.

Практически у всех детей с психосоматическими (психовегетативными) нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности (от субдепрессии до выраженной депрессии).

Наиболее часто встречаются слабовыраженные (субдепрессивные, скрытые) депрессивные состояния.

Характерно:

-периодическое незначительное снижение настроения в течение дня, чаще к вечеру, редко по утрам с нежеланием что-либо делать;

-чувство безразличия или раздражения в отношении окружающих;

-нарушения поведения (замкнутость в себе, отсутствие улыбки, малая активность в играх, уединение) и его перемены;

-тревога за свою жизнь и жизнь родителей в контексте "а как я буду жить без них".

Умеренно выраженная депрессия (умеренный депрессивный эпизод с соматическими симптомами) встречается у детей и подростков относительно редко.

Протекает с явлениями:

  • дистимии (преходящее угнетенное настроение без видимой причины с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений, отсутствие чувства радости, вялость, физическая слабость, малая инициативность);
  • дисфории (угрюмое, ворчливо-раздражительное и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, недовольство, отрицательная оценка происходящего, конфликтность);
  • тревогой и невыраженной тоской, которая характеризуется больными как скука, грусть, безрадостность, тяжесть в теле;
  • двигательной и идеаторпой заторможенностью.

Выраженная депрессия у детей и подростков с психосоматическими расстройствами отмечается крайне редко как психогенная кратковременная реакция на ситуацию.

Характеризуется:

-значительным снижением двигательной активности;

-покорно-страдальческим видом (особенно когда речь идет о своих переживаниях);

-амимичным и даже маскообразным выражением лица во время общения с детьми.

-отсутствием жестикуляции;

-изменением осанки (иногда согбенной, старческой позой);

-ухудшением памяти, затруднением переключаемости внимания и осмысления происходящего.

Как правило, при усилении депрессивных расстройств уменьшается выраженность соматовегетативных нарушений, т.е. имеет место обратно пропорциональная зависимость.

По качественным особенностям, лежащим в основе психосоматических расстройств у детей и подростков выделяют следующие типологические варианты депрессии:

■        тревожный, встречающийся наиболее часто и протекающей с пониженным настроением, беспокойством, тревогой, чувством внутреннего напряжения, чаще по вечерам, непоседливостью, излишней двигательной, хаотичной активностью, ускоренной речью. Гримасы недовольства, грусти, испуга, плача нередко сменяются на лице в течение короткого времени.

При расспросах выявляются опасение за жизнь близких, тревога за свою жизнь, страх смерти. Затруднено засыпание, сон поверхностный, тревожный, с подъемами среди ночи и затрудненным пробуждением.

  • астенический, при котором, обращает на себя внимание внешний вид больных: унылое, грустное, иногда- недовольное выражение лица, двигательная активность снижена, вялость в начале дня. Голос негромкий, речь невыразительна, иногда замедлена. Дети и подростки предъявляют жалобы на общее недомогание, физическую и психическую утомляемость, скуку, нежелание что-либо делать, особенно во второй половине дня. Они не переносят психического напряжения, шума, жалуются на затруднение в усвоении школьного материала. Малоактивны, раздражительны, конфликтны, из-за чего ограничено речевое общение со сверстниками. Засыпают рано, сон глубокий, пробуждение позднее с сонливостью в течение некоторого времени.
  • тоскливый, клинические проявления которого, как правило, ближе к типичным депрессиям взрослых.

Больные малоактивны, несколько заторможены. Лицо амимично, поза нередко сгорбленная. Говорят тихим, затухающим голосом, с жалобно-просительными интонациями. Жалуются на скуку, чувство подавленности, грусть, печаль, отсутствие радости в жизни, нелюбовь близких. Им - "всегда плохо", однако к вечеру двигательная активность несколько возрастает и мимика становится живее. Периодически испытывают нарушения сна в виде бессонницы, иногда ранние подъемы с невозможностью уснуть.

  • смешанный (астенотревожный и тревожно-тоскливый):
  • астенотревожный вариант депрессии включает вместе с невыраженных аффектом тоски, в основном, астенические и тревожные проявления, редко истерические.
  • тревожно-тоскливый вариант депрессии наряду с тревожным аффектом включает более заметный тоскливый, а также рудиментарные истерические синестопатические и ипохондрические расстройства.

Психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков.

Психотерапия предполагает: обязательный учет при составлении индивидуальной программы всех основных характеристик как личности пациента, так и клинической картины психосоматического расстройства (клиническая форма, этап заболевания и ведущий психосоматический синдром, психопатологическая типология аффективного расстройства (депрессии), лежащего в его основе, сопутствующая психопатологическая и соматоневрологическая симптоматика, характеристика внутренней картины болезней).

Индивидуальная - разговорная психотерапия (глубинно-психологическая или конфликт центрированная). Этот метод целесообразно использовать на этапе индивидуального психологического консультирования.

Практически во всех случаях индивидуальная психотерапия у детей и подростков должна сочетаться с семейной психотерапией, которая направлена на изменение совокупных и взаимосвязанных взаимоотношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Многие из психологических факторов, вызывающих отрицательное эмоциональное реагирование, формируются под воздействием семейного окружения, особенно в раннем детстве, в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому проведение семейной психотерапии при психосоматических расстройствах является почти всегда обязательным.

Цель семейной психотерапии – ориентация родителей и прародителей в вопросах воспитания, играющих значительную роль в формировании завышенного уровня притязаний и, как следствие этого, в возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировка воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффективных реакций.

 □ Сказкотерапия  – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что, с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

  Арттерапия (терапия изобразительным творчеством) используется в качестве средства общения, для получения расслабления, улучшения самооценки, преодоления страхов и психотравмирующих ситуаций, улучшения понимания и отреагирования проблем. Средства могут быть различны: рисунок, лепка, танец и т.д.

 □ Имаготерапия (символ-драма) позволяет детям и подросткам в различных образах реализовать свои измененные представления, что имеет как терапевтическое, так и диагностическое значение.

 □ Методы групповой психотерапии применяются для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогают им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая психотерапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их.

    На всех возрастных этапах эффективно проведение музыкотерапии, оказывающей успокаивающее или активизирующее влияние на эмоциональный статус ребенка, т.е. непосредственное лечебное воздействие, или выступающей в качестве вспомогательного приема, сопровождающей другие психотерапевтические методы.

Профилактика психосоматических расстройств у детей и подростков включает:

  • Достаточное общение ребенка с матерью (особенно на 1 -м году жизни).
  • Грудное вскармливание до 1 года.
  • Коррекцию психического состояния матери (тревожности, пониженного настроения).
  • Адекватное воспитание ребенка (с умеренной дисциплиной, достаточным
    эмоциональным контактом между ребенком и родителями, особенно матерью, и обязательным контактом со сверстниками).
  • Коррекцию социально-обусловленного дизонтогенеза (чаще в виде акцентуированных черт характера) с помощью психотерапевтического воздействии

Приложение № 1

«ГОРОШИНКА»

Жила-была на свете маленькая зеленая горошинка, поэтому все звали ее Зеленочка. Родилась она в дружной семье Горохов и все свое детство провела в уютном стручке. Днем горошинка развлекалась и болтала с соседями, а вечером мирно засыпала, уткнувшись в теплый бок брата или сестры.

Но однажды покой в семье Горохов был нарушен: неизвестные люди врывались в зеленые домики и собирали всех жильцов в одну большую корзину. Когда люди подошли к домику Зеленочки и открыли его, налетел сильный ветер, подхватил горошины и раскидал их по всему полю.

Зеленочка попала на соседний участок и оказалась рядом с незнакомым и очень красивым цветком. Он весь был белый и нарядный, а сердце его горело, как маленькое солнышко.

- Какой Вы красивый, - сказала горошинка, - можно узнать, как вас зовут?

- Меня зовут Ромашка, - ответил цветок, я живу здесь все лето и хорошо знаю вашу семью.

Так они познакомились и подружились. Зеленочка с удовольствием слушала рассказы Ромашки о солнце, лете, дожде и людях.

- Люди, - говорила Ромашка, бывают разные. Одни тебя любят, ухаживают за тобой, а другие могут и обидеть: сломать или затоптать. Так что, берегись, горошинка, людей, неизвестно, что у них на уме. А лето – оно всегда прекрасное, дождик – он всегда добрый, солнышко – всегда ласковое, - заканчивала свою речь Ромашка и засыпала.

Так, за разговорами, прошло лето. Осенью подул сильный ветер, подхватил горошинку и перекинул ее на соседнее поле, по которому ходили большие важные птицы. Одна из них, увидев Зеленочку, сверкнула глазами и открыла клюв, но ветер снова схватил горошинку и перенес на другой конец поля.

- Что же ты такая рассеянная? – спросил он. – Ведь так и съесть могут. Надо уметь о себе заботиться.

Ветер улыбнулся ей, помахал крылом и полетел дальше.

А горошинка поняла, что началась ее взрослая жизнь, в которой надо уметь выживать. Она узнала, что такое сильные ветра, голодные птицы и беззаботные люди, которые со своей высоты не видят, как ей холодно и одиноко.

Зеленочка научилась сопротивляться ветрам, укрываться от птиц и не думать об одиночестве. С каждым днем она становилась все тверже и тверже, и только глубоко внутри оставалось мягким ее сердце.

Однажды горошинку нашли дети. Маленький мальчик взял ее в руки, покатил по ладошке и захотел унести с собой, но Зеленочка испугалась и сильно надавила на ладонь ребенку.

- Ой, какая она твердая! С ней даже поиграть нельзя,- сказал мальчик и бросил горошинку на холодную землю.

Зеленочка закатилась в какую то ямочку и спряталась. Вскоре пошел снег. Он укрыл ее теплым одеялом, и горошинка, уставшая от вечной борьбы, уснула.

Всю зиму Зеленочка никто не беспокоил, но однажды она открыла глаза и не нашла своего одеяла. Над ее головой было большое синее небо, а откуда-то сбоку доносился странный шум. Горошинка выглянула из ямки и увидела несколько журчащих ручейков. Они так весело болтали друг с другом, что ей захотелось поговорить с одним из них.

- Извините, - обратилась она к самому шумному, - не могли бы вы уделить немного внимания мне и рассказать, что сейчас происходит?

Ручеек повернулся к горошинке и любезно сказал:

- Конечно, я с удовольствием с вами поболтаю.

И он весело поведал, что уже наступила весна, вся природа просыпается: на деревьях набухают почки, птицы из теплых краев возвращаются домой, чтобы вывести птенцов, а солнышко усиленно прогревает землю, чтобы на ней вырос хороший урожай.

- Ну и я вношу свой скромный вклад в это благородное дело, - добавил ручеек и ласково обнял горошинку.

Зеленочке так понравилось внимательное отношение ручейка, что, неожиданно для себя, она стала мягче. Даже мир показался ей совсем иным.

«Не такой уж он колючий и безжалостный», - подумала горошина и впервые за долгое время легла спать спокойной и влюбленной.

Проснувшись, Зеленочка с удивлением заметила, что сильно изменилась: крепкими корнями она уверенно держалась за землю, а ее молодой и нежный росток с радостью смотрел в высокое синее небо.

- Как интересно! – воскликнула горошина и изо всех сил стала тянуться к солнцу.

Она росла и размышляла: «Удивительно, раньше я справлялась со всеми трудностями, но оставалась твердой и одинокой. А сейчас, когда позволила себе стать мягче, я так изменилась!»

Шли дни. Росток становился все выше и выше, и радость Зеленочки сменялась беспокойством: все труднее ей становилось удерживать его в равновесии.

- Тяжело, как тяжело, - думала горошинка, - но я выстою, ведь это мой росток, и я в ответе за него.

Рядом, на поле, росли цветы – добрые и милые, но они были заняты только собой и не догадывались о ее трудностях. Цветы постоянно болтали друг с другом, хвалились нарядами, рассуждали о важных пустяках. И вот наступил момент. Когда у горошинки не нашлось сил держать свой росток. Она уронила его на землю и расплакалась.

Росший недалеко куст смородины повернулся к ней и , увидев слезы, сказал:

- Зеленочка, я давно хотел тебе предложить свою помощь, но ты всегда была такая недоступная, самостоятельная и занятая, что я даже не решался даже заговорить об этом. Разреши сейчас помочь тебе. Обопрись на меня, и ты почувствуешь, насколько станет легче.

Куст поднял росток, и зеленочка с удивлением почувствовала, что ей стало не только легче, но и спокойнее. Наконец-то впервые за долгие месяцы, она смогла расслабиться и отдохнуть. Стало так хорошо, что незаметно для себя она расцвела.

- Какая вы красивая! – вдруг заговорили все вокруг. – Какие красивые у вас цветы!

А горошинка в ответ только улыбалась и радостно шевелила листочками. Солнышко дарило ей свое тепло, дождик умывал и питал, птицы пели песни, а соседние цветы забавляли интересными рассказами. Опираясь на куст, она чувствовала его поддержку и теплоту. И вдруг Зеленочка поняла: чем более открытой она становиться миру, тем больше мир открывается ей.

- Оказывается, он не такой уж и жестокий – наш мир,- подумала горошинка, - и совсем не страшно быть слабой и просить о помощи. Надо просто не бояться.

Со временем ее красивые цветы стали такими же домиками, как и тот, в котором прошло ее детство, и уже ее дети, окруженные любовью, счастливо там росли.

Возможные вопросы при анализа сказки:

  1. Нарисуйте самую яркую картинку сказки. Что вас в ней наиболее привлекло?
  2. Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
  3. Почему горошинка стала твердой?
  4. Как изменилась горошинка после встречи с Ручейком?
  5. Почему Куст Смородины не сразу предложил горошинке свою помощь?
  6. Что произошло с Зеленочкой после того, как она приняла его помощь?
  7. Какой вывод сделала для себя горошинка?
  8. Чему мы можем научиться у этой сказки?

«ЛАСТОЧКА»

Жила-была ласточка, у которой не было своего гнезда. Она часто гостила у многочисленных друзей, но нигде долго не задерживалась. Минуты радости от встреч сменялись часами непонятной грусти, и ласточка стремительно улетала к другому гнезду. Так повторялось снова и снова.

Однажды. Устав от бесконечных полетов, ласточка села на цветущее дерево. На нем не было гнезд, рядом не летали добрые друзья, но сердце птицы неожиданно сказало:

- Здесь место для твоего дома. Создай его сама.

И ласточка свила свое гнездо, принеся в него тепло, радость и уют.

Возможные вопросы при анализа сказки:

  1. Почему Ласточка часто гостила у друзей?
  2. Почему она нигде не могла прижиться, что ей мешало?
  3. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала героиня сказки?
  4. Что помогло Ласточке изменить взгляд на свою жизнь?
  5. Как это произошло?
  6. Нарисуйте самую яркую картину сказки.
  7. Чему мы можем научиться у этой сказки

Литература:

1. Родцевич О.Г., Гулякевич А.Ф., Радюк О.М. Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике(алгоритмы диагностики и лечения): Учебно- методическое пособие. – Мн.: БелМАПО, 2006.

2.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.- СПб.: Речь, 2005.- 144 с.

Материал подготовлен педагогом-психологом Поскиной Т.Ю. МОУ «Прогимназия»