Экзамен как составляющая учебно-воспитательного процесса

Каргина Елена Владимировна

Экзамен является не просто конторолем учебного процесса, но и важным элементом всего учебного и воспитательного процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экзамен как составляющая учебно-воспитательного процесса

 Искусство обучать и искусство учиться – неразрывные части образовательного процесса. На экзамене появляется возможность выяснить: усвоены ли знания предмета студентом и будут ли они инструментом решения других познавательных и практических жизненных и профессиональных задач.

Особенностью взаимодействия на экзамене является то, что партнеры не равноправны; лидером в силу своего социального статуса является преподаватель. На него ложится ответственность за успешность общения на экзамене, а также он должен определить и оценить качество знаний по дисциплине, которыми владеет студент.

В педагогической литературе по глубине усвоения различают следующие виды знаний:

  • узнавание – поверхностные ненадежные знания;
  • репродукция – механическое запоминание;
  • применение – понимание знаний и умение их применить;
  • творчество – высшая степень усвоения знаний, свободное владение ими в нестандартных ситуациях.

Экзамен – это необходимый момент обучения и нередко последняя возможность преподавателя научить студента или, по крайней мере, постараться поддержать интерес к предмету для возможности дальнейшего самообразования. Во время экзамена преподаватель получает в результате обратной связи оценку качества собственной работы в течение семестра, оценку своего умения преподавать знания, а также информацию о том, какие разделы программы наиболее сложны или несовершенны. И, конечно же, экзамен – это одно из главных средств, которое помогает активизировать учебную деятельность студентов.

Что касается студентов, то их стремление выдержать экзамен обусловлено несколькими мотивами. На основании опросов студентов первого курса были выделены следующие мотивы (по степени значимости):

1)  успеваемость («чтобы не отчислили»);

 2) материальная заинтересованность («чтобы не лишили стипендии»);

3) стремление поддержать высокую самооценку («быть не хуже других»);

4) интерес к предмету («мне нравится инженерная графика »).

 Как правило, эти мотивы действуют одновременно. Ожидали ли мы другого результата? Да, надеялись, что интерес к дисциплине будет хотя бы на третьем месте.

Экзамен – это диалог, в котором у каждого из участников свои цели.

 В зависимости от того, как соотносятся у каждого из собеседников установка на взаимодействие и установка на реализацию собственных интересов, стратегии общения могут быть различными, а иногда могут возникать небольшие конфликтные ситуации.

Если преподаватель и студент стремятся взаимодействовать, они приходят к согласию. Если преподаватель выбрал стратегию противоборства, а студент уступчив, то конфликтная ситуация также не наступает.

Возможно молчаливое взаимное избегание трудностей, о которых подразумевают оба, тогда конфликта не происходит, но и задачи экзамена не будут выполнены.

Важно иметь в виду, что конфликт может не проявиться в явной форме, но экзамен отложится в памяти участников как неприятное, возможно, неосознанное переживание, которое даст о себе знать в следующем семестре или выразится в других жизненных ситуациях.

Как правило, каждый преподаватель имеет свой опыт разрешения конфликтных ситуаций. Но в любом случае преподаватель должен обеспечить возможность студенту продемонстрировать свои знания. Даже если студент ошибся, можно ему помочь, не прерывая хода его рассуждений, используя краткие уточняющие вопросы и перефразировки, например: «Если я Вас верно понимаю, Вы утверждаете…».       Благодаря этому, студент может еще раз проверить свою мысль или изменить ее ход. Обязательно нужно давать обратную связь во время ответа, причем это можно делать и невербальными средствами – покачиванием головы, улыбкой, кивком и т. д.

Если студент неверно решил задачу, следует задать наводящие вопросы и дать возможность исправить решение. Если преподаватель ограничивается репликой «Неправильно», это лишь вызовет в дальнейшем негативное отношение к дисциплине или у студента возникнет сомнение в объективности оценки, поставленной преподавателем.

Для успешного общения важен момент начала экзамена.

Несмотря на ограниченность во времени, преподавателю следует начать экзамен с абстрактно-доброжелательной фразы типа «Поздравляю с первым экзаменом по любимому вами предмету»… или «Сегодня вы, наконец, сможете отдохнуть от учебы». Согласно психолого-педагогической литературе, для студента, сдающего экзамен, типично одно из четырех состояний:

1) здоровая тревожность;      

(могут возникнуть проблемы педагогического характера, которые легко устраняются)

2) повышенная напряженность;

важно снять напряжение. Следует обратить внимание на позу студента, на его движения: если он ссутулился, скрещены руки и ноги, задавать вопросы бессмысленно. Необходимо снять напряжение посторонним вопросом или небольшой просьбой, например: «Не могли бы Вы одолжить мне ваш карандаш» и т.д.

3) перевозбуждение;

когда студент перевозбужден, он будет говорить много, торопясь и повторяясь. Дожидаться конца ответа не имеет смысла, чувство времени на экзамене у студентов исчезает. Перевозбуждению сопутствует громкий голос, быстрая речь, множество лишних движений.

4) апатия и переутомление.

мы имеем дело со студентом, который пришел на экзамен после бессонной ночи. В этом случае общение для него – почти непосильная нагрузка. Вопросы ему следует задавать от общего к частному, чтобы он мог легче вспомнить то, что им твердо усвоено, но что он не в силах сейчас воспроизвести.

 Невысокий результат на экзамене не всегда свидетельствует о том, что данный студент неперспективен как будущий профессионал; это может означать, что он еще не адаптировался к новой для него обстановке. Поэтому на экзамене очень важна эмоциональная поддержка.

Самым надежным способом контроля знаний является проверка способа обращения с информацией, алгоритма действия. С этой точки зрения студент, способный решить на экзамене впервые увиденную задачу, более перспективен в научном и профессиональном плане, чем умеющий верно воспроизвести чужие рассуждения.

Что касается получения представления об объеме знаний студента, то здесь многое зависит от того, какие вопросы задает преподаватель.

 Экзаменационные вопросы, несущие казалось бы сугубо контролирующую функцию, могут выполнять в неявном виде еще одну чрезвычайно важную задачу – обучающую.

Вопросы на экзамене ставят студента в проблемную ситуацию, в которой он должен принять ряд решений: решить задачу, подготовить ответ на теоретический вопрос. Насколько сложной будет ситуация, какой практической значимостью она обладает – это зависит от педагогической грамотности преподавателей, которая в данном случае воплощается в сформулированных ими вопросах и задачах.

Экзаменационные вопросы – это такое звено в процессе обучения, которое оказывает определяющее влияние, с одной стороны, на методику педагогической деятельности преподавателя, а с другой стороны, на познавательную деятельность самого студента.

Одни преподаватели стремятся выяснить, что студент знает, другие – чего он не знает.

В зависимости от этого меняется форма и содержание вопросов.

Вопросы должны быть конструктивными и развивающими, т.е. должны содержать некоторую информацию с тем, чтобы студент мог сориентироваться в предмете, и проблему, чтобы дать ему возможность начать рассуждения и тем самым обнаружить как свои знания, так и пробелы в них.

Если студент растерян, преподаватель может задать вопрос, например следующим образом: «В Вашей задаче необходимо определить то-то…... Для этого используется вот это.»

Иногда преподаватели задаются вопросом, стоит ли подсказывать студенту на экзамене, и как в таком случае оценивать его знания. 

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский выделял два уровня знаний: актуальное знание (что студент может сделать сам) и так называемую «зону ближнего развития» (ЗБР), т. е. набор заданий, которые студент может сделать с помощью преподавателя. По мнению Л.С. Выготского, определения ЗБР важнее, т. к. позволяет судить о том, какими знаниями студент овладеет завтра.  Поэтому не следует избегать подсказок и наводящих вопросов.

Следует отметить, что по степени взволнованности студента ни в коем случае нельзя судить о подготовленности или неподготовленности его к экзамену. Она отражает выраженность тревожности как черты личности, значимость ситуации и др.

Так, хорошо успевающий студент может очень волноваться, а отстающий – быть невозмутимо спокойным.

 Результат экзамена зависит также от уровня притязаний отвечающего и обусловлен этим уровнем поведения: стремлением избежать неудачи, либо стремлением добиться успеха. Эти характеристики связаны с тревожностью и поэтому мало отражают реальную подготовленность студента. Не всегда низкие притязания говорят о слабой подготовленности, это может быть связано с глубинными структурами личности студента, его самооценкой и т. д. Часто можно услышать от студентов: «Мне достаточно тройки» или «Лишь бы сдать». Как правило, в диагностике этих проявлений преподаватели доверяют собственной интуиции. Из сказанного следует, что преподаватель должен быть в какой-то мере и психологом и даже психотерапевтом.

Мы рассмотрели лишь некоторые психологические проблемы, возникающие во взаимоотношениях преподавателя и студента при сдаче экзамена. Можно проводить экзамен письменно или заменить его тестированием. Но это уже в большей степени контролирующие мероприятия, чем обучающие. Конечно, можно говорить о необъективности оценки в силу каких-то обстоятельств. Можно доказывать, что личное общение на экзамене преподавателя со студентом имеет ряд преимуществ. Все зависит от цели экзамена и от цели высшего образования в целом.

 Основы знаний, умений и навыков закладываются в процессе обучения, но совершенствуются, а, нередко, и меняются только во время реальной деятельности выпускника.

Рассматривая обучающую функцию экзамена, нужно помнить, что это не только знания по конкретной учебной дисциплине – это, по сути, становление специалиста и просто человека.