выступление на педсовете "Психологические аспекты оценочной деятельности учителя"

Виноградова Екатерина Львовна

План

  1. Практическое задание для учителей  - Диагностика профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности (позиция педагога как единство сознания и деятельности)
  2. Психологические аспекты оценивания
  3. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка

(результаты влияния мотивации, школьной тревожности и отношения к школе в целом у учащихся)

  1. Способы преодоления недостатков отметки (приемы самооценки, памятки с примерами «позитивного мышления», проигрывание ситуаций оценивания)
  2. Рекомендации по оценочной деятельности, повышению учебной мотивации и самооценки учащихся. (раздаточный материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

План

  1. Практическое задание для учителей  - Диагностика профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности (позиция педагога как единство сознания и деятельности)
  2. Психологические аспекты оценивания
  3. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка

(результаты влияния мотивации, школьной тревожности и отношения к школе в целом у учащихся)

  1. Способы преодоления недостатков отметки (приемы самооценки, памятки с примерами «позитивного мышления», проигрывание ситуаций оценивания)
  2. Рекомендации по оценочной деятельности, повышению учебной мотивации и самооценки учащихся. (раздаточный материал)

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

Давайте вспомнить «О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? – отметки…»

При психолого-педагогическом исследовании данной проблемы выявлены следующие недостатки оценочной деятельности, например:

  • отметки зависят от отношения учителя к ученику. Если отношение позитивное, то отметки объективные или завышенные, если отношение негативное, то отметки занижаются;
  • жестокость оценок: у такого учителя очень трудно получить высокую оценку и отметку;
  • отметка великодушия: есть педагоги, которые завышают оценку, в результате чего дети не проявляют особую старательность;
  • логические ошибки: учитель оценивает ответ в соответствии со своей логикой, если логика учащегося правильная, не расходится с логикой учителя, то ответ оценивается ниже;
  • состояние учащегося: отметка зависит от умения учащимся владеть собой в ситуации опроса;
  • отсроченность отметки: отметки в дневник выставляются отсроченно. Это может быть в конце недели или даже через 2 недели.
  • объявление оценок: отрицательные отметки объявляются перед всем классом, что унижает достоинство детей;
  • “счетоводный подход”: это когда отметка выставляется в зависимости от того, сколько примеров из заданного количества решил ученик, сколько сделал грамматических ошибок и т.д. При одинаковом подходе ко всем учащимся выявление уровня успешности таким путем приводит к игнорированию продвижения школьников и его достижений относительно прежнего уровня;
  • среднеарифметический подход: двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку, но вполне возможно, что этот материал вошел в следующие темы и был усвоен учеником. Кто-то округляет итоговую отметку в сторону увеличения, кто-то в сторону уменьшения;
  • отметки влияют на взаимоотношения родителей и учащихся: плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми; в результате дети стараются не сообщать плохие отметки родителям, не желая их расстраивать. (75 % в младших классах, 58 % в средних, 86 % в старших классах).

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психологов, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез. Здесь немаловажную роль играет позиция педагога по отношению к оценочной деятельности. Именно поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

1)При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках

2) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного

Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как

  • самооценка,
  • мотивация достижения,
  • тревожность,
  • эмоциональной комфорт,
  • взаимоотношения с окружающими,
  • творчество.

Остановлюсь на самых важных факторах в нашем образовательном учреждении.

  1. Самооценка. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). Наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка. Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности
  2. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую" - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей.

Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.

Результаты диагностики мотивации:

Результаты изучения уровня мотивации к учению и познавательной активности учащихся 6-7-х классов

Результаты изучения уровня мотивации и познавательной активности учащихся 9-х классов

Результаты изучения уровня мотивации и уровня познавательной активности 10-х классов

Расшифровка:

I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень — резко отрицательное отношение к учению

Исследование №2 изучение направленности учащихся

В результате было установлено, что уровень выраженности направленности для всех классов, не превышает средних значений. С одной стороны это может говорить о том, что, учащиеся достаточно равнодушно относятся как к получению оценок, так и к приобретению новых знаний. Вероятно, это свидетельствует о том, что «отметка» не оказывает стимулирующего воздействия на учеников, а сами школьники не представляют, зачем им необходимо учиться, не умеют учиться и не хотят получать новые знания. С другой стороны это может свидетельствовать о наличии в классе поляризации: у одних учащихся направленность выражена очень ярко, у других — очень слабо, но в сумме получается среднее значение.

Вероятно, учащиеся пятых классов (после перехода из начальной школы) стремятся самоутвердиться в новых условиях, и отметка выступает неким критерием для самоутверждения.

В шестом классе наиболее ярко выражена направленность на приобретение знаний: «отметка» теряет ее стимулирующие значение и ученики учатся потому, что им нравиться учиться. Но и в 7-х и 8-х классах происходит снижение выраженности как направленности на получение отметки, так и направленности на приобретение новых знаний. Вероятно, движущимися силами, которые заставляют учиться семиклассников и восьмиклассников выступает нечто иное. Так, восьмиклассники сталкиваются с проблемой самоопределения и продолжения обучения (в школе в 10-м классе, в училище и т.д.), и они учатся не потому, что им интересно или не потому, что им нравиться получать хорошие оценки, а потому, что это может оказаться необходимым для их дальнейшего обучения.

  1. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Школьная тревожность проявляется в поведении детей по-разному. Универсальными признаками выступают нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов), отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий, излишняя старательность при выполнении заданий, раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия), рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках, минимизация контактов со сверстниками и/или учителями, потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, ухудшение соматического здоровья.

Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

Рассмотрим пример, результаты диагностики уровня школьной тревожности пятиклассников

Диаграмма 1 – показатели школьной тревожности учащихся 5 классов

Проанализировав результаты изучения школьной тревожности видим, что наибольшую тревожность у учащихся вызывает ситуация проверки знаний – 31% в норме, остальные имеют повышенную и высокую тревогу; а также страх самовыражения – у 35% учащихся в норме.

Далее представлены результаты изучения уровня тревожности учащихся 6-11 классов:

Диагностика уровня школьной тревожности учащихся 6-7 классов

Результаты уровня школьной тревожности учащихся 8-9 классов

Результаты уровня школьной тревожности учащихся 10-11 классов

В целом, уровень тревожности учащихся 6-11 классов у 20% находится в норме, у 22% - высокий уровень тревоги, а у остальных – 58% средний (повышенный).

  1. Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида

Интернет – источники.

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/02.php
  2. http://ref.rushkolnik.ru/v1244/?page=2
  3. http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-27.shtml
  4. http://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnost-uchitelya-teoreticheskiy-aspekt
  5. http://modern-obraz08.livejournal.com/5597.html
  6. http://www.studyexperts.ru/stdd-868.html