Программа коррекции для умственно отсталых детей

Рыбаков Анатолий Николаевич

коррекционные программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvuyushchie.rar184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приуральский район

Муниципальное образовательное учреждение Школа с. Аксарка

«Рассмотрено»

 на заседании методического

объединения учителей ___________________

Протокол №  _____    

 от «____»  _________ 2016 г.          Руководитель методического объединения:

____________/____________

«Согласовано»

Заместитель директора по СР

 :

__________________

«____»  _________  2016 г.

 «Утверждаю»

Директор школы

Е.А. Крейда:

   ____________________

Приказ № _________

от «___»  _________ 2016 г.

М.П.

Рабочая программа

по коррекции личностной сферы

Предмет: психология

Класс: 9с класс

часов в неделю: 1 час

общее количество часов: 35 часов

Автор-составитель:

Педагог-психолог: Рыбаков А.Н.

2017– 2018 учебный год


Пояснительная записка

К нормативным  документам, обеспечивающим реализацию программы можно отнести.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 22.12. 2012 г
  • Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10) .
  • Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Школа с. Аксарка.
  • Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Школа с. Аксарка.

Данная программа построена на основе книги «Практикум по детской психологии» Истратовой М.В.

Цель программы -  диагностика, развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, коммуникативной и мотивационной сферы с ОВЗ и ЗПР с целью улучшения эмоционального восприятии, переработки и усвоения программного материала, в следствии чего повышение уровня их обучаемости.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование коммуникативных умений;

- углубление и расширение знаний учащихся, исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- развитие навыков активного общения;

- развитие навыков активного слушания;

- развитие умения анализировать своё поведение, свои поступки;

- развитие волевой сферы;

- формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке;
- развитие умения понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей;    
- развитие когнитивных и эмоциональных процессов;

- развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своими качествами;

- формирование умения работать в группе.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

3. Каждое занятие рассчитано на 40 минут с учетом темпа и работоспособности учащихся.

4. Принцип «спирали» -  через каждые 7 занятий задания повторяются.

5. Наращивание темпа выполнения заданий.

6. Принцип единства диагностики и коррекции развития учащихся класса.

7. Учет «зоны ближайшего развития» ребенка.Задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, обеспечивающим ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для детей, мотивируемые дополнительной стимуляцией (похвала учителя, соревнование и др.).

8. Смена разных видов деятельности.

9. Принцип индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические и возрастные особенности.  С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии – «всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации»

12. Принцип не «натаскивания» в формировании отдельных навыков, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Выделяют две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.

В процессе занятий выявляется запас знаний и представлений учащихся, их умения и навыки. Обращается внимание на пробелы и резервы развития познавательной и личностной сфер учащихся.

Методологической основы рабочей программы являются теоретические концепции выдвинутые    Л.С. Выготским, В.М. Бехтеровым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией доказавшими  влияние сформированности тела ребёнка на уровень развития ВПФ и речи. Также положения Л. С. Выготского о природе компенсации тех или иных недостатков, в полной мере сохраняют свою актуальность в качестве методической основы в организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Для реализации рабочей программы используются следующие педагогические технологии:

- теория личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);

- теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.);

- здоровьесберегающих технологий –  технологий обучения здоровью (Г.В. Бородкина, И.И. Зубарева);

- дифференцированного обучения (Г.К. Селевко).

- Методы и формы работы при реализации психологических коррекционных программ (Выготский Л.С.).

Материально-техническое обеспечение рабочей программы находится на этапе комплектации и предполагает применение различных наглядных пособии, мультимдийных средств и других необходимых лабораторных оборудовании. Также на занятиях используются игры, игровые задания на развитие познавательной сферы учащихся. В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

- о пользе развития данных психологических процессов;

- об эмоциональных состояниях человека;

- о настроении человека и управлении им;

- о правилах общения между людьми;

- о волевых качествах человека;

- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;

- о мире профессий и способах выбора профессии;

- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе; 

- о самооценке и уровне притязаний;

- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;

- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;

- о конфликтах и способах их разрешения;

- о социальных ролях   и ролевых функциях человека;

- о социальных возможностях человека.

В результате обучения формируются следующие умения:

- умение анализировать особенности своего характера;

- умение характеризовать другого человека, его поступки;

- умение анализировать отношение других людей к самому себе;

- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;

- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;

- умение предупреждать и разрешать конфликты;

- умение выявлять причины, управлять своим настроением;

- умение регулировать свое поведение и поступки;

- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;

- умение выбирать свою будущую профессию.

Формы контроля: умение адекватно соотносить психофизические действия с умственными

установками преподавателя.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Домашнее задание

Примечание

Введение.

Обсуждаемые проблемы:
-Что и как изучает психология. 
-Зачем изучать психологию.
Понятия: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос, психология.

1

02.09.2016г.

Заполнить карточку наблюдения

Познай себя.

Тема: "Психология личности"
Обсуждаемые проблемы: 
- Человек снимает личину.
- Как мы себя ценим. 
- Что такое самоценность.
- Личностью не рождаются, а становятся.
- Личность - это настоящее в человеке, а личина?
- Зависит ли характер от темперамента?
Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением, на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных. 
Выводы:
- Индивидуальность - это личность в её своеобразии.
- Основная потребность человека -стремление к самовыражению.
- Личность обладает внутренним контролем. 
- Темперамент влияет на формирование характера и поведение человека.
Понятия: личность, индивидуальность, личина, самооценка и самоценность, индивидуальность, характер и темперамент, положительные и отрицательные качества характера, управление поведением.

1

09.09.2016г.

Найти и выписать все цели и задачи самопознания

1

16.09.2016г.

Написать в 2 столбика плюсы и минусы самопознания

1

23.09.2016г.

создать таблицу мои плохие и хорошие качества

1

30.09.2016г.

выполнить задание в тетради

1

07.10.2016г.

Найти и выписать 3 определения понятия «Совесть»

Как мы познаём мир.

Тема: "Психологические процессы и информация"

Обсуждаемые проблемы:
- Почему взрослые советуют или приказывают: "Думай!".
- Все ли стерпит бумага.
- Прогресс человечества - в чём его плюсы.
- Как понять человека.
Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией: "Живая скульптура", "Веришь - не веришь", "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей" и др. 
Выводы:
- Человек может научиться воспринимать и анализировать ситуацию.
- Мысли следует выражать ясно и конкретно.
- Можно научиться вырабатывать своё мнение и обосновывать его.
Понятия: жизненная ситуация, мысли и чувства, информация, виды информации, собственное мнение.

Тема: "Творчество"
Обсуждаемые проблемы:
- Что такое творчество.
- Любое дело – творчески.
- Когда интересно жить.
- Что мне нравится в себе.
Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники», «Приветствие», «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», "Литературный пересказ", «Акробат». 
Выводы:
- Творчество - процесс, присущий деятельности человека.
- Процесс творчества связан с особой мыслительной деятельностью.
- Творчество можно развивать.
- Творчество - качество, необходимое современному человеку.
Понятия: творчество,  мыслить творчески,  творчество и воображение.

Тема: "Проблемы и как их решать" 
Обсуждаемые проблемы:
- Что я хочу.
- Что я могу сделать для осуществления желаемого.
- Что не могу я, но могут другие.
Упражнения, задания на развитие навыков принятия и исполнения решений: "Комплимент", "Литературный пересказ", "Сорви шапку", "Рука в руке", "Ищем секрет", «Подарок другу», "Самопохвала" и т. п.
Выводы:
- Прежде чем решить проблему, её нужно увидеть.
- Любую проблему следует решать осознанно, целенаправленно.
- Чтобы решить проблему нужно совершить путь от "хочу" к "смогу".
Понятия: желания и возможности, преграды в исполнении желаний, проблемы и их решения.

Тема: "Личность и её социальные роли"
Обсуждаемые проблемы: 
- Что такое социальная роль.
- Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины. 
- Перевоплощение личности.
Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» и др. 
Выводы.
- Человек вынужден в процессе жизни выполнять (играть) различные социальные роли.
- Выбор социальных ролей и их успешность зависит от личностных качеств человека.
- Любую социальную роль нужно выполнять добросовестно, ответственно, уверенно.
Понятия: личность, социальная роль и ее виды, уверенность,  положительные и отрицательные роли

Тема: "Кем быть"
Обсуждаемые проблемы:
- Человек и профессия.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Где родился, там и пригодился.
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности. 
Выводы:
- К человеку каждой профессии предъявляются определённые требования.
- В любой профессии значительную роль играют личностные качества человека.
- Человек должен трудиться, приносить пользу обществу.
- При выборе профессии следует учитывать особенности своей психологической деятельности, склонности, способности.
Понятия: склонности, интересы,  возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.

1

Задание на карточках

1

14.10.2016г.

Что не нравится в отношении взрослых к детям

1

21.10.2016г.

Задание в тетради

1

28.10.2016г.

Задание в тетради

1

4.11.2016г.

Проанализировать два понятия: уверенное и неуверенное поведение

1

11.11.2016г.

Написать сочинение на тему «Творчество – часть моей жизни»

1

18.11.2016г.

Написать в столбик плюсы творчества

1

26.11.2016г.

Написать свои желания

1

09.12.2016г.

Детально провизуализировать

своё наиболее важное желание

1

16.12.2016г.

Сочинение «Личность, как маска человека»

1

23.12.2016г.

Выполнить задание на листочках

1

20.01.2017г.

Выполнить задание на листочках

1

27.01.2017г.

Найти и описать метод борьбы с плохим настроением

1

26.05.2017г.

Выписать все свои предпочтения склонности и таланты

1

03.02.2017г.

Проанализировать устно какие трудности, проблемы у человека существуют

1

10.02.2017г.

Создать таблицу хороших и плохих  своих поступков

1

17.02.2017г.

Задание в тетради

 Я среди людей.

 Тема: "Психология межличностных отношений" 
Обсуждаемые проблемы:
- Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть.
- Личные взаимоотношения людей.
- Чего никогда нельзя делать в любви.
- Сигналы отношений.
- Причины одиночества.
Тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений. 
Выводы:
- В дружбе, в любви и просто в отношениях с людьми нужно следовать правилу: "Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе".
- Позитивность межличностных отношений зависит от личностных качеств человека.
- Существуют различия в психологии мужчин и женщин. Их необходимо учитывать, строя взаимоотношения.
- Человек может научиться строить позитивные межличностные отношения и преодолевать негативные.
Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства, недостатки, одиночество, безразличие, отчуждение, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность.

Тема: "Психология конфликта"
Обсуждаемые проблемы:
- Причины ссор и конфликтов.
- Маленькие хитрости в решении ссор.
- Что нужно, чтобы решить конфликт.
- Повиновение или решение.
- Что значит принять решение.
- Как согласовать мнения.
- "Правильная" забота.
Упражнения, тренинги на развитие навыков понимания других, навыков решения конфликтов. 
Выводы:
- Конфликты возникают из - за разногласия вкусов, взглядов, убеждений, непонимания мыслей, чувств друг друга.
- Ни один не может выйти победителем в конфликте без того, чтобы его противник не оказался побеждённым.
- Существуют правила разрешения конфликтов, их нужно знать и выполнять.
- Конфликты могут возникать как между малознакомыми, так и между близкими людьми.
Понятия: конфликт,  конфликтная ситуация,  конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора.

1

24.02.2017г.

Выполнить задание на листочках

1

02.03.2017г.

Задание в тетради

1

10.03.2017г.

Выполнить задание на листочках

1

17.03.2017г.

Задание в тетради

1

24.03.2016г.

Выполнить задание на листочках

1

07.04.2017г.

Задание в тетради

1

14.04.2017г.

Выполнить задание на листочках

1

21.04.2017г.

1

28.04.2017г.

Написать конфликты и методы выхода из них

Обобщение.

Повторение изученных разделов.
Тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегулирования, самопознания, самоопределения.

1

05.05.2017г.

Создать схему «С кем мы общаемся?»

1

12.05.2017г.

Задание в тетрадях

1

19.05.2017г.

Задание в тетрадях

Итого:

35

Список литературы

  1. Астанов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-патологии: учебное  пособие/ В.М. Астанов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.  - 226 с.
  2. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети.  Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
  3. Белкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Белкина, О.В. Мариничева. - Ярославль:  Академия развития, 1997.  - 201с.
  4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
  5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н.Л. Кряжева - Ярославль: Академия развития, 1996. – 198 с.
  7. Лебединская В.В. Нарушения психического развития у детей/ В.В. Лебединская. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. – 312 с.
  8. Ломова Н.В., Куколевская Математика: Система развивающих упражнений/ Н.В. Ломова, П.И. Куколевская.  - М.: Перспектива, 1996. – 260 с.
  9. Мухминова И.П. Сборник упражнений по коррекций познавательных способностей детей, обучаемых в 1-3 специальных (коррекционных)  классах 8 вида обучения (автор составитель), г. Салехард, - 2010.
  10. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Н.В. Новоторцева. -Ярославль: Академия развития, 1997. – 175 с.
  11.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
  12. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога в образовании. —М., 1995.
  13. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы/ А.Н. Смирнова.  - М.: Просвещение, 1982. – 323 с.
  14. СамоукинаН. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
  15. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. — Ярославль: Академия развития, 1998. – 230 с.
  16. Узорова О.В. Тренировочные комплексные работы. С 1по 4ые классы. –Москва: Издательство АСТ, 2015. – 64 с.
  17. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.