Специальные условия для успешной адаптации лиц с ОВЗ в реабилитационном центре

Чубарова Елена Николаевна

Психологическое просвещение педагогического коллектива по созданию специальных условий для успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в реабилитационном центре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_usloviya_adaptatsii_v_tsentre.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на тему:

«Специальные условия для успешной адаптации лиц с ОВЗ в реабилитационном центре»

(Педагогический совет ОКУСО «Курский СПРЦ»)

педагог-психолог:

Чубарова Елена Николаевна

        В настоящее время, усилия Минобрнауки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального,  для всех лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом их психофизического здоровья.

        ОКУСО «Курский СПРЦ», один из немногих, кто с самого начала своего открытия работал с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. Многолетняя деятельность учреждения способствовала            формированию слаженной системы по  адаптации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ в социум.

        В своем выступлении я хочу остановиться  на специальных условиях по адаптации обучающихся, которые создаются в Центре:

  1. Обеспечение доступа в здание ОКУСО «Курский СПРЦ»:

- добраться до учреждения можно любым видом транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль); от ближайших остановок до учреждения 5-7 минут;

- на входной двери, во избежание травм, для слабовидящих обучающихся, наклеен желтый круг;

- на всех лестничных маршрутах нижние и верхние ступени выделены желтым цветом (для слабовидящих);

- на дверях и на лестничных поручнях имеются тактильные указатели (для слабовидящих);

- имеются зрительные указатели для слабослышащих и глухих обучающихся.

К сожалению, инвалиды-колясочники не имеют возможности обучаться в нашем учреждении, так как у нас отсутствуют пандусы и специальные подъемники для них.

  1. Создание благоприятной среды в учреждении.

Обучающимся, которые поступают в наше учреждение, прежде всего должно быть комфортно. Комфортность образовательной среды – это атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый воспитанник и педагог. Комфортность можно разделить на психологическую, интеллектуальную и физическую.

Психологический комфорт для обучающихся – это состояние удовлетворенности, которое испытывает обучающийся находясь в стенах учреждения.

Источником психологического комфорта является:

- положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, мастера, воспитатели),

- доброжелательное отношение между обучающимся и педагогом.

        Как же добиться психологической комфортности? Вот несколько рекомендаций:

  1. будьте доброжелательны и корректны по отношению к обучающимся;
  2. используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  3. используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  4. используйте компромиссные решения спорных вопросов;
  5. старайтесь не допускать стрессообразующих ситуаций;
  6. используйте на занятиях или мероприятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка и т.п.)

Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроках теоретического и производственного обучения, а также удовлетворение потребности в получении новых знаний.

В нашем учреждении, где около 90% обучающихся имеют интеллектуальные нарушения, довольно нелегко работать с удовлетворением потребности в новых знаниях, так как большинство воспитанников испытывают затруднения в освоении учебного материала, в следствии имеющихся дефектов умственного развития.  А лица, имеющие более глубокие психофизические нарушения, часто просто не имеют такой потребности и ходят на занятия по требованию родителей и для удовлетворения потребности в общении.

Но, несмотря на все трудности в работе, педагоги стараются повысить учебную мотивацию обучающихся и дать им необходимые профессиональные знания и умения. Мне бы хотелось поподробнее остановиться на рекомендациях как добиться интеллектуального комфорта на занятиях:

  1. используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской; норма – 4-7 видов деятельности за урок);
  2. используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальных, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), частота чередования через каждые 10-15 минут.
  3. используйте на уроках и мероприятиях методы, способствующие активизации и творческому самовыражению самих обучающихся (например, свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия или взаимодействия, свобода творчества, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);
  4. используйте динамические паузы (физкультминутки);
  5. поддерживайте у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов;
  6. создавайте ситуации успеха на занятиях;
  7. справедливо оценивайте ответы обучающихся, оценка должна помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставьте оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока).

Еще один компонент – это физическая комфортность обучающихся. Данный компонент комфортной образовательной среды связан с сенсорными процессами (зрительные, слуховые и тактильные ощущения). Физический комфорт в учреждении добивается с помощью:

  1. организации полноценного горячего питания;
  2. соблюдение питьевого режима;
  3. соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в помещениях учреждения;
  4. отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Общие рекомендации педагогам по созданию благоприятной среды в учреждении:

  • уважайте обучающихся;
  • отмечайте малейшие успехи обучающихся;
  • если допустили ошибку – извинитесь;
  • на уроках и мероприятиях всегда создавайте ситуации успеха;
  • оценивайте поступок, а не личность воспитанника;
  • дайте обучающемуся ощутить, что вы верите в него и его силы.
  1. Использование в учебно-воспитательном процессе адаптированных образовательных программ.

В нашем учреждении каждый педагог и мастер работает по разработанным ими адаптированным программам. Данные программы учитывают психофизические возможности обучающихся и определяют необходимые условия для достижения успеха в профессиональном обучении.

Примечание

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц. (Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012 г. №273-ФЗ)

  1. Использование специальных  средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

На занятиях теоретического и производственного обучения педагогами и мастерами используются специальные технические средства с целью более эффективного усвоения знаний и профессиональных умений обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся:

- ПК/ноутбуки,

- МФУ,

- проекторы,

- интерактивные доски,

- звукоусиливающая аппаратура,

- методические материалы на бумажных и электронных носителях,

- конструкторы по электротехнике «Знаток»,

- конструкторы по робототехнике,

- программа-диктор для слепых и слабовидящих «Джоз»,

- современное оборудование швейных и обувной мастерских,

- специально оборудованные социально-бытовые комнаты (кухня-столовая, гостиная),

  1. Проведение групповых и индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий.

Весь образовательный процесс в учреждении имеет коррекционную направленность, но ведущее место в реализации коррекционно-развивающей работы отводится педагогам-психологам. С целью снятия эмоционального, психологического и умственного напряжения у обучающихся в группах или индивидуально провозятся релаксационные занятия. Успешной адаптации к условиям учреждения способствуют психологические беседы и консультации, проведение классных часов, совместная творческая деятельность.

И в заключении, хотелось бы всем нам еще раз напомнить о том, что никакие самые современные технические средства не помогут «особому» обучающемуся  стать лучше, если рядом с ним нет доброго, отзывчивого, грамотного наставника-педагога.

«Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь», - Конфуций.