Методическая разработка классного часа «Предназначение в жизни человека»

Ивлева Екатерина Александровна

Работая в школе, нам, педагогам-психологам, приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, суицидальными мыслями. Разрешение проблем подростков частично зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы решений. Данная методическая разработка направлена на предупреждение возникновения у подростков дезорганизации, пессимизма, эмоционального дисбаланса. Форма проведения - занятие с элементами тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_formula_zdorovya.docx115.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди педагогических работников

«Формула здоровья»

Номинация:

«Психологическое здоровье школьников/студентов»

Тема: Методическая разработка классного часа «Предназначение в жизни человека»

 C:\Documents and Settings\кабинет№9\Рабочий стол\су.jpgC:\Documents and Settings\кабинет№9\Рабочий стол\с.jpg

Ивлева Екатерина Александровна

МАОУ Бутурлинская СОШ

имени В. И. Казакова

педагог-психолог

607440 Нижегородская область,

Бутурлинский район, р/п Бутурлино

улица Школьная, дом 2,  

контактный телефон: 88317252311

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3

  2.  Основная часть…………………………………………………………5

  3. Заключение……………………………………………………………...8

  4. Приложение……………………………………………………………..9

Введение

           Критическая ситуация – это ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивом, стремлений, ценностей). Кризисная ситуация для ребенка наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо поддержки и помощи справится с существующим положением дел. Ребенок испытывает сильную неуверенность и беспомощность. В это время отмечается повышенная тревожность и склонность к страхам, повышенная эмоциональность, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать депрессию, недоверие, чувство вины и др. Подростковый кризис у каждого ребенка может протекать по-разному и принимать иногда самые неожиданные для родителей формы.

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства.[1]

          В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

          Работая в школе, нам,  педагогам-психологам, приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.

          В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.[2]

Разрешение и серьезных, и пустяковых проблем подростков зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Таким образом, данная методическая разработка, имеет профилактическую направленность, а, следовательно, направлена на предупреждение возникновения у подростков: дезорганизации, пессимизма, демобилизации и эмоционального дисбаланса.

Цель: формирование навыков практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, и, как следствие, создание такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

Задачи:

  • самопознание внутренних психических актов и состояний
  • формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения
  • выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия
  • создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса
  • создание психологического настроя на дальнейшую деятельность

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

  • Словесные: беседа, использование притчи «О предназначении».
  • Наглядные: использование индивидуальных бланков («Стрела жизни», «Окно»)
  • Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

Целевая группа: 7–9-е классы (подростки)

Время проведения: 45–50 минут (1 академический час).

Основная часть

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия.

III. Принятие правил работы группы. 

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

1.Правило «Здесь и теперь» - предметом анализа и обсуждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Это позволит им в процессе занятия сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.

2. Искренность и открытость – соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.

3. Принцип «Я» - основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Допустимы только Я-высказывания.

4. Активность – желательно активное участие всех.5. Конфиденциальность – вся информация относительно конкретных участников должно сохраняться в группе. Это условие психологической безопасности и самораскрытия.[3]

IV. Информационный блок.

Звучит тихая спокойная музыка.

- Представьте себе, что вы путник на большой дороге “Жизни”. “Жизнь” - это время, которое дается человеку от рождения до смерти. Закройте глаза и представьте себя на своей дороге “Жизни”. Мысленно проследите свой жизненный путь от рождения до настоящего времени, а затем побывайте в будущем.

Если ваше путешествие закончено, молча поднимите руку и откройте глаза. Продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза.

Упражнение 1. Притча «О предназначении»[4] (см. приложении 1).

Обсуждение притчи, каждый высказывает свое мнение.

Упражнение 2. «Стрела жизни»

- На листах бумаги нарисованы различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые (см. приложение 2). Предлагаю вам выбрать тот рисунок который соответствует вашему жизненному циклу.

(Можно предложить нарисовать стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.)

Обсуждение. Почему вы выбрали эту форму стрелы? Где вы сейчас находитесь на этой стреле? К чему стремится ваша «стрела жизни»?

Упражнение 3.  «Мои достижения»

Передают мяч по кругу. Тот, у кого в руках мяч, рассказывает о том, чего он достиг в жизни.

Упражнение 4.  «Моя опора в жизни»

Учащимся раздаются бланки с высказываниями (см. приложение 5), над которыми предлагается поразмышлять каждому из участников тренинга.  Затем происходит совместная групповая рефлексия по теме каждого высказывания.

Упражнение 5.  «Окно»

Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ребятам предлагается лист (формат А4), на котором нарисовано окно. В одной половине окна  вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой — «Об этом сказали другие» (см. приложение 3)

Упражнение 6. «Отдых у реки».

Педагог-психолог: «Сядьте удобно. Ощутите себя, осознайте свое тело, руки, ноги, спину, шею. Осознайте, что происходит в вашем теле. Ощутите очаги напряжения, зажимы, осознайте очаги напряжения, зажимы мышц лица, лба, глаз, плеч, шеи, спины, груди, живота, бедер, стопы. Осознайте все… И это кресло, в котором вы сидите, и комнату. Послушайте музыку. И могут возникнуть образы. Дайте место этим образам…»[5]

Музыкальная пауза… (продолжение упражнения см. приложение 4)

Упражнение 7. «Прощание»

Участники делятся своими впечатлениями от занятия, перебирают работы, сделанные за это время. И вручают друг другу рисунки на тему “Я хочу вам подарить”, сопровождая их рассказом о том, почему был выбран тот или иной подарок.

Заключение

         Я, как педагог-психолог,  уверена, что представленная методическая разработка классного часа на тему «Предназначение в жизни человека», будет полезной и востребованной среди специалистов, работающих в образовательной среде. Упражнения, представленные в данной разработке могут быть успешно использованы педагогами на уроках в целях профилактической работы с обучающимися. Обучающиеся же, в свою очередь, полученную  информацию смогут успешно применить в своей жизни.

Приложение 1.

Притча «О предназначении»

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:

- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.

Третий сказал:

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.

Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!

Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Приложение 2.

Упражнение «Стрела жизни»

Приложение 3.

Схема к упражнению «Окно»

«Узнал о себе сам»

«Об этом сказали другие»

Приложение 4

Релаксационное упражнение «Отдых у реки»

Педагог-психолог: «…и ты сидишь, и мы дышим вместе и одновременно, тебе не нужно помогать мне и не нужно мешать. Ты можешь не слушать или можешь слушать мой голос.

         Мне известно, что ты любишь отдыхать у реки. Сейчас вспомни этот уголок, где тебе лучше всего отдыхается. И вы отдыхаете. И это вам необходимо, чтобы выплеснуть эмоции, разрядиться.

          Я знаю, что ты любишь цветы, дивные анютины глазки и ромашки, нежные примулы и прелестные, с нежно-голубыми, как бирюза, лепестками, ярко-желтой, словно из золота сделанной серединкой, незабудки.

И особенно они крупные и красивые растут у медленно текущей реки…

Ты отдыхаешь, и рядом спокойная гладь воды, с лениво плавающей рыбой, интересно, может ли рыба чувствовать расслабленность и может ли дышать редко и глубоко… Плотно ли закрыты ваши глаза…

         Отдыхая у реки, глядя вверх, ты можешь увидеть необыкновенно голубое небо, как лепестки незабудки и почувствовать бархатный ветерок, дурманящий аромат разноцветия…

          Хочется для приятного ощущения и глубокого восприятия плотно закрыть глаза. Золотистость солнечного дня расслабляет тело как на мягкой зеленой траве, лежишь и отдыхаешь…

          Бесконечная перспектива тепла и цвета, мягкая, обволакивающая – душа блаженствует… И никакой суеты, щемящей боли, нервной дрожи… Радость уединения, отрешения от мелочного, суетного, давящего…

Рядом журчит вода, миниатюрным водопадом струясь с камня на камень, осыпая прохладными брызгами траву вокруг. И ты подставляешь лицо под естественный душ, опускаешь руки в воду и чувствуешь прохладу воды, ласкающей твои руки. Это ощущение ни с чем не сравнимо! И могут возникнуть детские воспоминания.

Одуванчик – белый пушистый шарик на тонком стебельке. Ты дуешь на него, а затем смотришь, как маленькие белые парашютики улетают все дальше и дальше на легком стебельке.

Ты отдыхаешь…

Музыкальная пауза…

          И перед тем, как с чувством бодрости вернуться сюда, в эту комнату, в это кресло, в ситуацию « здесь и теперь», сделайте глубокий вдох и выдох… откройте глаза… возможно вам понадобится время для того, чтобы вернуться к совершенно ясному сознанию…»

Приложение 5

Бланк к упражнению «Моя опора в жизни»

  • В этом мире есть по крайней мере 3 человека, которые любят тебя.
  • Как минимум 15 человек в большей или меньшей мере любят тебя.
  • Единственная причина, по которой кто-то не любит тебя – это то, что он хочет быть таким же, как ты.
  • Одна твоя улыбка обрадует кого-то, даже если он не любит тебя.
  • Каждую ночь кто-то думает о тебе перед тем, как лечь спать.
  • Для кого-то ты – целый мир.
  • Кто-то не мог бы жить без тебя.
  • Ты особенный и неповторимый человек.
  • Кто-то, о ком ты даже не знаешь, любит тебя.
  • Даже когда ты совершаешь самую большую глупость, из этого получается что-то хорошее.
  • Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: скорее всего это ты отвернулся от него.
  • Когда ты хочешь чего-то, но думаешь, что не сможешь этого добиться, ты скорее всего этого не добьешься. Но если веришь в себя, то рано или поздно ты получишь то, что хочешь.
  • Вспоминай чаще о комплиментах, которые тебя говорят. Забывай злобные высказывания и насмешки.


[1] Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку –1987г.,289c.

[2] Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.

[3] Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.:  Эксмо, 2010.

[4] Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2004.

[5] Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.