Алгоритм психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся, взаимодействия с семьями обучающихся, в том числе индивидуальной профилактической работы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение — один из компонентов целостной системы образовательной деятельности и оно ориентировано как на обучающихся, так и на семьи, их психологическую, социальную поддержку и обеспечение их психического здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся, взаимодействия с семьями обучающихся, в том числе индивидуальной профилактической работы. Педагог-психолог МОБУ «СОШ №4» пгт Пойковский

Слайд 2

А.Макаренко «Дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Слайд 3

«Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого». (словарь русского языка) То есть сопровождение ребёнка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. ( М.Битянова – канд. псих. наук)

Слайд 4

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение — один из компонентов целостной системы образовательной деятельности и оно ориентировано как на обучающихся, так и на семьи, их психологическую, социальную поддержку и обеспечение их психического здоровья. Психолого –педагогическое и социальное сопровождение позволяет решать следующие задачи: объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс; создать психологически оптимальные условия для приобретения обучающимися социально-профессиональной компетентности; помочь каждому обучающемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки и саморегуляции своих психических процессов; помочь овладеть необходимыми психологическими знаниями; своевременное оказание социальной и правовой защиты социально нуждающимся категориям обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся в периоды адаптации; создать условия для психологического комфорта и безопасности; создать педагогически целесообразной среды способствующей успешному становлению ребенка; оказывать социально-психологическую помощь семьям детей группы особого внимания; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей и педагогов.

Слайд 5

Основными видами (направлениями) психолого-педагогического и социального сопровождения являются: Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг). Консультативная и профилактическая деятельность (индивидуальная и групповая). Просвещение. Развивающая работа (индивидуальная и групповая). Коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Взаимодействие со структурами профилактики и организациями.

Слайд 6

Взаимодействие с семьями обучающихся. Взаимодействие педагога-психолога, социального педагога, педагогов и семьи – это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей. Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьёй - это длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. Взаимодействие с семьёй опирается на следующие п р и н ц и п ы : Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Организация совместного творчества педагогов, обучающихся и их родителей. • Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй.

Слайд 7

Задачи взаимодействия: Для учащихся: 1.Воспитывать у участников образовательного процесса отношение к семье как к базовой ценности общества. 2.Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родитель». 3.Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки. Для родителей: 1.Психолого-педагогическое просвещение семей. 2.Знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения. 3.Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родитель». 4.Приобщение каждой семьи к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, укрепляя сотрудничество семьи и школы; 5.Формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в воспитательный процесс; Для педагогов: 1.Оказание действенной помощи родителям в вопросах воспитания; 2.Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка; 3.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания; 4.Создание системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребёнка.

Слайд 8

Основные направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и родителей. Просветительская работа с семьёй по пропаганде нравственных семейных ценностей. Оказание семьям необходимой помощи в духовно-нравственном и социально-культурном развитии. Разработка технологии педагогического взаимодействия с родителями (родительские собрания, семинары-практикумы, диспуты, лекции, родительский комитет, совместная деятельность обучающихся и родителей, изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи). Разработка дорожной карты по работе с преподавательским коллективом (методические объединения классных руководителей, педсоветы, участие в мероприятиях школы). Выявление семейных традиций и семейных ценностей.

Слайд 9

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьёй школьника. Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия с родителями обучающихся, способов установления контактов. В основе работы школы и педагога с семьёй должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической, психологической и социальной культуры и активности в воспитании. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Жизнеутверждающий , мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Установление контактов с родителями – начало всех начал в работе. Формы установления контактов: посещение семей школьников; пропаганда семейного воспитания; выполнение родителями педагогических поручений предполагающих оказание организационной помощи (содействие в проведении экскурсий, мероприятий ).

Слайд 10

Индивидуальная профилактическая работа. Основная цель профилактической работы – это защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности. Основной инструмент системы профилактики - индивидуальная профилактическая работа. Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена как социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних и семей из социально опасного положения. Индивидуальная профилактическая работа – это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Слайд 12

В деятельности специалистов воспитательной работы можно выделить следующий функциональный алгоритм по организации индивидуальной профилактической работы: 1. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении и формирование банка данных. Цель этого этапа — определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация , неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.). На основании анализа существующей проблемы можно выделить следующие направления профилактической работы образовательного учреждения: работа с семьёй (диагностика детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьёй и т.д.); работа с ребёнком (диагностика и изучение личностных особенностей ребёнка, создание ситуации успеха, педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения и т.п.) работа с педагогическим коллективом общеобразовательной организации; социально-педагогическое и психологическое сопровождение личности в общеобразовательной организации; профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение педагогической культуры родителей.

Слайд 13

2 . Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включённых в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. Специалисты изучают индивидуальные особенности несовершеннолетнего и выявляют его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений ребёнка. На втором этапе несовершеннолетние обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углублённая диагностика проводится социальным педагогом совместно с психологом. Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребёнка группы риска, выявляется необходимость диагностической работы с семьёй ребёнка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной). Перед началом индивидуально-профилактической работы специалисты по воспитательной работе общеобразовательной организации вырабатывают стратегию сопровождения обучающегося, формулируют проблемы, с которыми необходимо работать.

Слайд 14

3 . Разработка программы (плана) индивидуальной профилактической работы. По результатам диагностики специалисты подбирают психолого-педагогические, социальные средства для организации работы с несовершеннолетним и его семьей. Индивидуальные программы (планы) должны предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения несовершеннолетним позитивного опыта разрешения проблем . Программа (план) индивидуальной профилактической работы, как правило, содержит следующие сведения: сведения о несовершеннолетнем и его семье; основания и причины проведения индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним; план мероприятий, сроки, ответственные исполнители;

Слайд 15

4 . Реализация индивидуальных программ (планов). Данная функция предполагает, что специалисты по воспитательной работе ОО: распределяют (сообразно целям и задачам программы) участие и ответственность всех привлечённых к реализации программы сторон; организуют и исполняют индивидуальные методы и формы работы с несовершеннолетним и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации; содействуют в получении несовершеннолетним необходимых видов помощи и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации; отслеживают результаты и вносят корректировку в реализацию программы . 5 . Анализ эффективности проведенной работы.

Слайд 16

В заключение хотелось бы отметить, что построенная по такому алгоритму работа помогает эффективно сопровождать обучающихся в образовательной организации, проводить эффективную профилактическую работу, как с семьёй так и с ребёнком. Даёт возможность воспитать всесторонне развитую личность.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!