Семинар-Коммуникативные универсальные учебные действия

Зайкова Ольга Михайловна

В помощь психологам и педагогам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные универсальные учебные действия

Слайд 2

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже об­ладает целым рядом коммуникативных и речевых компетен­ций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.

Слайд 3

социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные действия обеспечивают:

Слайд 4

К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 5

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения . В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты: — потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; — владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; — приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; — ориентация на партнера по общению; — умение слушать собеседника. Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.

Слайд 6

Но как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе можно провести стартовую диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков. Для диагностирования можно использовать задание “Рукавички” автора Г.А. Цукерман. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) методика “Братья и сестры Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Слайд 7

К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов , совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли , чувства , стремления и желания окружающих , их внутренний мир в целом .

Слайд 8

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД : организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога.

Слайд 9

Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков Игра «Земля, вода, воздух, ветер» Игра «Самый наблюдательный» Игра «Ниточка и иголочка» Игра «Узнай по голосам» Игра «Мои желания» Игра «Волшебный магазин» Игра «Королевство» Игра «Моя жизнь / Ваша жизнь» Игра «Принятие решений» Определение сформированности коммуникативных действий «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл). Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Цель: выявление сформированности действий, направлен­ных на учет позиции собеседника (партнера). Задание «Дорога к дому» Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержа­ния и условий деятельности. Методика «Кто прав?» Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) Задание «Совместная сортировка» (Бурменская) «Узор под диктовку» (Цукерман и др.) Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Слайд 10

Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать: умение договариваться , находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать , но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать ; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Слайд 11

Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Слайд 12

Спасибо за внимание