Учёт индивидуальных особенностей обучающихся при подготовке к уроку

Зайкова Ольга Михайловна

педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnye_osobennosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тип темперамента

Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни.  

Полностью зависит от особенностей высшей нервной системы.

Характеристика типа «сангвиник»: — активен; быстро отзывается на окружающие события; стремится к частой смене впечатлений, тяготится однообразием, не любит строго придерживаться систем и правил;  сравнительно легко переживает неудачи и неприятности; — живой, подвижный, с выразительной мимикой и жестами; — коммуникабельный (много знакомых причисляет к друзьям),  бодрый, оптимистичный.
Положительные черты: высокая работоспособность, отзывчивость.
Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности.
В учебной деятельности: часто недостает терпения и настойчивости, работает с увлечением только до тех пор, пока интересно; потеряв интерес, легко может бросить начатое дело и переключается на другое.
Роль в общении: «артист», потешник, старается всех рассмешить.
Рекомендуемый стиль в общении: лучше воспринимает замечание в виде шутки.

Характеристика типа
«холерик»: очень энергичный, способен отдаваться делу с особой страстностью; быстрый и порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, но быстро отходит;  со стремительными движениями и выразительной мимикой; трудно адаптируется в новом коллективе; впечатлительный, внутренне переживает и сопереживает, надежный друг; может быть лидером, если приучит себя к сдержанности.
Положительные черты: способность преодолевать большие нагрузки, энергичность, активность.

Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности
В учебной деятельности: работает рывками, циклично, стремится к чередованию действий, не умеет рассчитать силы на длительное время. Вынослив, работоспособен, любит работу, связанную с перемещением, стремится к лидерству в групповой деятельности.
Роль в общении: подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен.
Рекомендуемый стиль в общении: индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований — совет, намек и т.п. Публичное порицание резким тоном вызывает агрессию.

Характеристика типа
«флегматик»:  невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний;  малоэмоциональный, тихий, с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям;  самооценка несколько занижена, в группе не на виду, скромен; — доводит начатое дело до конца, не стремится делать лучше, чем требуется.
Положительные черты: надежность, основательность.
Недостатки: медлительный, эмоционально бедный (нередко на грани с черствостью).
В учебной деятельности: стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное выполнение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность реакций флегматик восполняет тщательным планированием действий и педантичным контролем.
Роль в общении: спокойный созерцатель.
Рекомендуемый стиль в общении: нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований, для этого нужно время.

Характеристика типа «меланхолик»: — впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям; — легко ранимый, но внешне слабо реагирует на окружающее; — со сдержанными движениями и приглушенностью речи; — имеет ограниченный круг знакомых; — легко переносит одиночество, предпочитает уединение; — при неудаче чувствует подавленность, страх.
Положительные черты: способен на глубокие, устойчивые чувства.
Недостатки: упрям, обидчив, замкнут; склонен принимать только те мнения, которые совпадают с его собственными.
В учебной деятельности: меньше устает и раздражается, чем представители других типов темперамента, выполняя однообразные действия. Однако при больших нагрузках быстро устает. И работоспособность снижается. Противопоказаны ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».
Роль в общении: подопечный, беззащитный.
Стиль общения: индивидуальная беседа, косвенные предъявления требований — совет, намек. Публичное порицание вызывает глубокую и длительную обиду.

                             

  Ведущий канал восприятия или Репрезентативная  система принятии информации

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный.
Имеет живую, об разную фантазию При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.
Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически.
Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

Лучше обучается, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Визуальная модальность( зрительный канал)

Необходимы:

- наглядность: графики, рисунки, таблицы, опорные слова, схемы.

- самостоятельная работа с учебником не напрягает, запоминает с листа.

- что бы вспомнить забытое, достаточно вспомнить, как выглядит место.

- важна мимика, артикуляция, внешний вид преподавателя.

Кинестетическая модальность( тело)

- пропускают информацию через себя.

- медлительны и поэтому любят заниматься одни, чтоб не гнали.

- лучше запоминают, записывая, мыслят с ручкой.

- разрешать при объяснении нового « чертить» ручкой.

- для запоминания можно предложить что-то отвлеченное, например елку и обвешать ее словами, которые необходимо запомнить.

Аудиальная модальность ( слуховой канал)

- хорошие слушатели лекций, выступлений, бесед.

- эффективно использовать для запоминания магнитофон.

- любят заниматься с репетитором, работать в паре, группе.

- не любят заниматься одни, плохо усваивают с листа.

- при воспроизведения материала вспоминают голос, звуки.

правополушарные

левополушарные

Преуспевает в чтении, языке.

Преуспевает в геометрии.

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию.

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию.

Фокусирован вовнутрь.

Фокусирован во внешнее.

Анализирует от части к целому.

Анализирует от целого к части.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

Сосредоточен.

Отвлекается.

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Не принимает авторитарности.

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании.

Видит символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

Тип личности человека.  

Как известно функции левого и правого полушарий различны.

Левое полушарие- отвечает за использование знаковой информации- чтение, счет, речь. Оно делает нас способными анализировать предметы и явления, расчленять их на отдельные элементы и составлять логические цепочки. 

Правое же полушарие наоборот, оперирует больше образами, чем знаками. И вместо анализа- предрасположено к синтезу, т.е. создает возможность одномоментно « схватывания» взаимосвязи различных свойств предмета и их взаимодействие со свойствами других предметов. Правое полушарие позволяет увидеть объект сразу в нескольких смысловых плоскостях. Оно обеспечивает целостность восприятия.