Учёт индивидуальных особенностей обучающихся при подготовке к уроку
Предварительный просмотр:
Тип темперамента
Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни.
Полностью зависит от особенностей высшей нервной системы.
Характеристика типа «сангвиник»: — активен; быстро отзывается на окружающие события; стремится к частой смене впечатлений, тяготится однообразием, не любит строго придерживаться систем и правил; сравнительно легко переживает неудачи и неприятности; — живой, подвижный, с выразительной мимикой и жестами; — коммуникабельный (много знакомых причисляет к друзьям), бодрый, оптимистичный.
Положительные черты: высокая работоспособность, отзывчивость.
Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности.
В учебной деятельности: часто недостает терпения и настойчивости, работает с увлечением только до тех пор, пока интересно; потеряв интерес, легко может бросить начатое дело и переключается на другое.
Роль в общении: «артист», потешник, старается всех рассмешить.
Рекомендуемый стиль в общении: лучше воспринимает замечание в виде шутки.
Характеристика типа «холерик»: очень энергичный, способен отдаваться делу с особой страстностью; быстрый и порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, но быстро отходит; со стремительными движениями и выразительной мимикой; трудно адаптируется в новом коллективе; впечатлительный, внутренне переживает и сопереживает, надежный друг; может быть лидером, если приучит себя к сдержанности.
Положительные черты: способность преодолевать большие нагрузки, энергичность, активность.
Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности
В учебной деятельности: работает рывками, циклично, стремится к чередованию действий, не умеет рассчитать силы на длительное время. Вынослив, работоспособен, любит работу, связанную с перемещением, стремится к лидерству в групповой деятельности.
Роль в общении: подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен.
Рекомендуемый стиль в общении: индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований — совет, намек и т.п. Публичное порицание резким тоном вызывает агрессию.
Характеристика типа «флегматик»: невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний; малоэмоциональный, тихий, с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям; самооценка несколько занижена, в группе не на виду, скромен; — доводит начатое дело до конца, не стремится делать лучше, чем требуется.
Положительные черты: надежность, основательность.
Недостатки: медлительный, эмоционально бедный (нередко на грани с черствостью).
В учебной деятельности: стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное выполнение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность реакций флегматик восполняет тщательным планированием действий и педантичным контролем.
Роль в общении: спокойный созерцатель.
Рекомендуемый стиль в общении: нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований, для этого нужно время.
Характеристика типа «меланхолик»: — впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям; — легко ранимый, но внешне слабо реагирует на окружающее; — со сдержанными движениями и приглушенностью речи; — имеет ограниченный круг знакомых; — легко переносит одиночество, предпочитает уединение; — при неудаче чувствует подавленность, страх.
Положительные черты: способен на глубокие, устойчивые чувства.
Недостатки: упрям, обидчив, замкнут; склонен принимать только те мнения, которые совпадают с его собственными.
В учебной деятельности: меньше устает и раздражается, чем представители других типов темперамента, выполняя однообразные действия. Однако при больших нагрузках быстро устает. И работоспособность снижается. Противопоказаны ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».
Роль в общении: подопечный, беззащитный.
Стиль общения: индивидуальная беседа, косвенные предъявления требований — совет, намек. Публичное порицание вызывает глубокую и длительную обиду.
Ведущий канал восприятия или Репрезентативная система принятии информации
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный. | Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. | Лучше обучается, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. |
Визуальная модальность( зрительный канал)
Необходимы:
- наглядность: графики, рисунки, таблицы, опорные слова, схемы.
- самостоятельная работа с учебником не напрягает, запоминает с листа.
- что бы вспомнить забытое, достаточно вспомнить, как выглядит место.
- важна мимика, артикуляция, внешний вид преподавателя.
Кинестетическая модальность( тело)
- пропускают информацию через себя.
- медлительны и поэтому любят заниматься одни, чтоб не гнали.
- лучше запоминают, записывая, мыслят с ручкой.
- разрешать при объяснении нового « чертить» ручкой.
- для запоминания можно предложить что-то отвлеченное, например елку и обвешать ее словами, которые необходимо запомнить.
Аудиальная модальность ( слуховой канал)
- хорошие слушатели лекций, выступлений, бесед.
- эффективно использовать для запоминания магнитофон.
- любят заниматься с репетитором, работать в паре, группе.
- не любят заниматься одни, плохо усваивают с листа.
- при воспроизведения материала вспоминают голос, звуки.
правополушарные | левополушарные |
Преуспевает в чтении, языке. | Преуспевает в геометрии. |
Любит информацию в письменной форме. | Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. |
Любит проверять работу. | Не любит проверять работу |
Повторяет фактическую информацию. | Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. |
Фокусирован вовнутрь. | Фокусирован во внешнее. |
Анализирует от части к целому. | Анализирует от целого к части. |
Предпочитает сначала чтение, потом фильм. | Любит смотреть фильм до чтения книги. |
Сосредоточен. | Отвлекается. |
Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями | Не принимает авторитарности. |
Реагирует на словесные замечания | Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании. |
Видит символы (слова, буквы). | Видит конкретные объекты. |
Тип личности человека.
Как известно функции левого и правого полушарий различны.
Левое полушарие- отвечает за использование знаковой информации- чтение, счет, речь. Оно делает нас способными анализировать предметы и явления, расчленять их на отдельные элементы и составлять логические цепочки.
Правое же полушарие наоборот, оперирует больше образами, чем знаками. И вместо анализа- предрасположено к синтезу, т.е. создает возможность одномоментно « схватывания» взаимосвязи различных свойств предмета и их взаимодействие со свойствами других предметов. Правое полушарие позволяет увидеть объект сразу в нескольких смысловых плоскостях. Оно обеспечивает целостность восприятия.