Профилактическое направление

Ивлева Екатерина Александровна

Важное место в системе работы педагога-психолога занимает такое направление, как "профилактика". Данное направление охватывает множество областей - профилактика вредных привычек, ассоативного поведения, преступлений и правонарушений. Особое место в последнее время необходимо улелять ПРФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ среди подростков. Проблема подростковых самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особое значение в связи с их ростом. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в 15-19 лет. Поэтому работа школьной психологической службы должна быть направлена как на работу с детьми, так и на работу с родителями!

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Знакомство с любимыми привычками»

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, знакомство с участниками группы, формулирование понятия «привычка».

Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, булавочки по количеству участников для крепления визиток, набор кубиков, конструктор, мячик.

Ход занятия: Участникам предлагается занять места на стульях, которые стоят по кругу.

Информирование.

 Название наших занятий «Моя любимая вредная привычка». Именно любимая. Ведь привычки есть у каждого, и избавиться от них порой очень трудно. На наших занятиях мы попробуем посмотреть на наши привычки с незнакомого для нас ракурса и принять или отказаться от них, с наименьшими потерями для здоровья. А сейчас мы предлагаем вам упражнение, которое поможет начать работу нашей группы.

Упражнение «Знакомство»

 Участникам предлагается изготовить для себя визитки, которые бы отвечали на вопрос: «Как меня зовут? или как я хочу, чтобы меня звали», а также одним словом указывали на самую «милую» свою привычку. Например: Танюша-жадина, Светик-плакса, Мишутка-Опаздалкин и т.д.

 По завершении работы все участники крепят свои визитки так, чтобы всем участникам было удобно видеть, и рассказывают несколько слов о себе и своей привычке.

Мы познакомились друг с другом и с привычками, которые живут в нас. И продолжая нашу работу, хочется сказать, что любая группа начиная своё совместное дело, вырабатывает определённые правила поведения и вашему вниманию предлагается несколько правил поведения в группе, которые можно изменить или дополнить:

Правило «Я» (разговор ведётся только от своего лица).

Правило «Дисциплина» (посещение занятий без опозданий, участие во всех упражнениях, предлагаемых ведущим).

Правило «СТОП» (при нежелании высказывать свои сокровенные чувства можно помолчать).

Правило «Один говорящий» (одновременно может говорить только один человек).

Правило «Уважение».

Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об участниках должна остаться в группе и не обсуждаться за её пределами).

Мы теперь группа со своими правилами. И для того чтобы продолжить нашу работу предлагаем вам тест.

Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.

Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?

когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?

Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?

Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?

Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?

Легко ли вы переходите от одного дела к другому?

Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?

Обработка.

 Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.

Интерпретация.

1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.

3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.

6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.

Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом.

Информирование. Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими.

Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три.

Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий.

Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее.

И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки.

По мнению доктора психологических наук В.Г. Асеева, привычки обычно формируются в какой-то значимой для человека ситуации, из которой он не может выйти обычными способами. Скажем, вас, безбилетного, впервые в жизни поймал контролёр. Вы оправдываетесь, на вас смотрят другие пассажиры, вам, неловко, и вы нервно начинаете потирать вспотевшие ладони. Вполне вероятно, что после этого вы будете потирать ладони всю оставшуюся жизнь в любой ситуации, требующей от вас хоть малейшего напряжения.

Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно.

И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными.

Упражнение «Страна привычек»

Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий предлагает представить Волшебную страну привычек, так как будто они видят её с высоты птичьего полёта:

 «Там, внизу, мы могли увидеть горы... Какие они? А вот мы пролетаем над дремучими лесами... Мы видим огромные луга и поля с необычными растениями... Мы видим реки, озёра и болота... И вот перед нами город, город, где живут привычки со всего мира... мы спускаемся ниже, и видим уже дома, улицы и самих жителей... Какие они? Мы приземляемся. И давайте попробуем при помощи кубиков, конструктора и других вещей создать то, что только, что мы представили».

 Ведущий предлагает участникам вспомнить, какой они представляли страну и, используя предлагаемые материалы всем вместе построить Волшебную страну привычек. Участники на ковре строят вместе.

Обсуждение мы создали свою страну, и каждый вложил в общую работу свою частичку души. Возможно, кто-то захочет отметить, что представлял страну не такой, какой увидели её другие (здесь важно сделать акцент на том, что все образы разные, разные и все здесь присутствующие).

Упражнение «Дом привычек»

 Участникам предлагается нарисовать дом из Волшебной страны привычек. Здесь участники могут использовать любую технику и изображать дом для одной или нескольких привычек. Главное показать в рисунке особенности данной привычки.

Обсуждение.

Ритуал завершения занятия.

 Участники группы по кругу передают мяч с пожеланиями соседу: «Я желаю тебе и твоей привычке...»



Предварительный просмотр:

Конспект классного часа для «О вреде энергетических напитков»
Описание работы:
В этом мероприятии раскрыты вопросы негативного действия на организм энергетиков. Данное мероприятие имеет также анкету «Энергетический напиток – за и против».Данное мероприятие способствует формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмыслению ими отрицательных последствий употребления энергетических напитков. Сопровождается презентацией "Энергетические напитки - польза или вред".
Классный час «О вреде энергетических напитков»
Цели:
— способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмыслению ими отрицательных последствий употребления энергетических напитков.
Задачи:
Познакомить с воздействием энергетических напитков на организм.
Анализ реального воэдействия энергетических напитков на растущий организм.
Обсудить последствия употребления энергетических напитков.
Материалы и оборудование: презентация, медиапроектор.


На доске эпиграфы:
«Здоровье дороже богатства»
«Здоровье не купишь — его разум дарит»
«Здоровьем слаб, так и духом не герой»


Ход мероприятия:
1. Установление контакта с участниками.
— У кого сейчас хорошее настроение? (поднимите руки)
— У кого здесь есть друзья? (поднимите руки)
— Кто знает, что мы сегодня будем делать? (поднимите руки)
— Кто не знает, что мы сегодня будем делать? (поднимите руки)
2.Мотивационная беседа.
Учитель
Не так давно на прилавках магазинов появились энергетические напитки. Они сразу стали популярными, особенно в молодежной среде. Пара глотков напитка – и сон как рукой снимает. А если выпить сразу несколько баночек, то эффект превзойдет все ожидания. Откуда берется магическая энергия и так ли все безобидно?
Слайд 1.
3. Мини — лекция
- Что же такое энергетические напитки? Действительно ли они так чудодейственны, что их употребление способно сделать нас активными и бодрыми, снять усталость, помочь умственной работе, а также сделать нас классными спортсменами и танцорами?
Слайд 2.
Учитель
- Люди пользовались природными стимуляторами с древнейших времён. На Ближнем Востоке это был кофе; в Юго-Восточной Азии и Китае – чай; в Индии пили и чай, и кофе; в Южной Америке – мате, в Африке – орехи кола. На Дальнем Востоке, в Сибири и Монголии и сегодня популярны такие стимулирующие растения, как лимонник китайский, элеутерококк, женьшень, аралия. Были и сильные стимуляторы – например, эфедра — в Азии, и кока – в странах Южной Америки.
Слайд 3.
Энергетические напитки появились на рынке в 1984 году, когда австрийский предприниматель Матешиц, побывав в Азии, решил открыть их промышленное производство. Первым энергетическим напитком массового производства стал «Red Bull» — тот, который «окрыляет». Новый напиток быстро завоевал популярность потребителей, наряду с «Кока-колой» и «Пепси», производители которых тут же сориентировались, и выпустили на рынок свои варианты энергетических напитков – «Burn» и «Adrenaline Rush».
Производители утверждают, что их напитки приносят только пользу и выпускают все новые и новые разновидности. Если все так радужно, почему законодатели пытались выпустить закон, ограничивающий распространение чудо — напитка? Сегодня мнения учёных и специалистов разделяются: кто-то считает «энергетики» вполне безобидными, как и обычная газировка; другие, напротив, утверждают, что они могут действовать, как наркотики, и уж точно вызывают привыкание и зависимость.
Слайд 4. Энергетические напитки ориентированы преимущественно на молодежь. Для них характерно содержание сахара — источника энергии, витаминов, кофеина, таурина и других ингредиентов. Для определения отношения школьников к энергетическим напиткам был проведен соцопрос среди 3-11 классов, в опросе участвовало 238 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет.
Слайд 5-6. Рассмотрим статистику среди школьников.
«Чем вас привлекает энергетический напиток?»
«Как часто вы употребляли энергетические напитки?»
Мы видим, что многих школьников привлекают энергетики, его пьют регулярно, не подозревая о последствиях, которые могут нанести энергетики подрастающему организму. Многие подростки сознательно относятся к своему здоровью и нельзя просто сказать – это вредно! Энергетик, как напиток, содержащий сахар и кофеин, небезопасен для молодого организма.
— Ребята, как вы считаете, может ли «энергетик» быть полезным, безобидным веществом? (Ответы детей).
Давайте разберемся вредно или полезно употреблять энергетические напитки.
Слайды 7-13. Рассмотрим подробно состав «энергетиков»:
- Кофеин
— Таурин
— Теобромин
— Глюкуронолактон
— Гуарана, женьшень
— Сахароза или глюкоза
— Витамины группы В.
Итак, энергетические напитки — достаточно недавнее изобретение человечества, хотя их ингредиенты уже давно используются для стимуляции нервной системы.
— Как вы думаете, могут ли энергетические напитки принести пользу организму? (Ответы детей)
Слайд 14.
– Итак, мы услышали, что энергетические напитки отлично поднимают настроение и стимулируют умственную деятельность. Это напитки, содержащие кофеин, а зачастую еще и алкоголь, которые, согласно рекламе, взбодрят нас, сделают нашу серую жизнь яркой и насыщенной.
Конечно, звучит заманчиво! Но так ли полезны «энергетики» для нашего здоровья? Давайте разбираться.
Суточная норма кофеина составляет около 150 мг, в одной баночке «чудесного напитка» может содержаться от 150 до 400 мг! Как вам это?
Действие чашки кофе сохраняется 1 — 2 часа, действие энергетического напитка — часа 3 — 4. Кроме того, почти все энергетические напитки газированы, что ускоряет их действие — это их третье отличие от кофе.
По мнению специалистов Роспотребнадзора, действие подобных биологически активных компонентов еще не изучено и слишком большая их концентрация может повредить здоровью. Более того, по мнению экспертов Института питания РАН, различные комбинации даже известных и протестированных природных компонентов могут вызвать непредсказуемые реакции организма.
— Ребята, могут ли «энергетики» принести вред организму? (Ответы детей)
Давайте, разберемся и в этой ситуации.
Слайды 14-18.
В результате систематического потребления энергетических напитков возникает кофеиновая зависимость, которую не снять чашечкой бодрящего кофе, потому что в кофе недостаточное содержание кофеина, если только не выпить чашек пять сразу.
Врачи у заядлых любителей «энергетиков» обнаруживают целый букет болезней: от проблем с сердечно-сосудистой до «маленьких» недомоганий: бессонницы, утомляемости, истощении организма.
Энергетические коктейли провоцируют увеличенное потребление алкоголя, стимулируют его. А сочетание энергетических коктейлей с алкоголем — бомба замедленного действия, ведущая напрямую к смерти. Выпив этот напиток, человек сначала вроде трезвеет. Но через какое-то время кофеин резко усиливает действие алкоголя на мозг. А алкоголь и кофеин имеют совершенно противоположное действие. Первый угнетает, второй — возбуждает. В итоге — сердце просто разрывается пополам и очень быстро изнашивается.
5 ноября 2010 года Европейский Союз принял закон, требующий, чтобы все напитки, которые содержат определенные искусственные красители содержали предупреждение о том, что потребление этих продуктов может привести к гиперактивности у детей.
Вот послушайте мнение молодого человека, который употреблял «энергетики». Педагог-психолог зачитывает отрывок:
«Александр сам не заметил, как подсел на чудесные баночки.
— Летом я решил перед серьезной студенческой жизнью оторваться. Тусил по клубам, встречался с девочками, практически не спал. Сначала действительно организм работает на полную и не устает. Но потом все время приходится увеличивать дозу, иначе усталость накрывает с головой. Если раньше мне хватало двух баночек, то теперь уходило по 3 — 4. А в тот вечер я выпил около шести. Упал. И дальше пустота, — вспоминает Саша.
Александра «Скорая» забрала прямо из клуба. Думали, сердечный приступ, оказалось — инсульт. Две недели он провалялся в реанимации. К счастью, обошлось без тяжелых последствий».
Обсуждение.
— Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг. Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии. Энергетический напиток, содержащий сочетание глюкозы и кофеина, очень вреден для молодого организма.
— Как видим, минусов намного больше, чем плюсов.
— И, тем не менее, не исключено, что однажды в вашей жизни возникнет ситуация (надеемся, всего однажды), когда вы не сможете обойтись без энергетического напитка. В этом случае внимательно прочтите правила употребления напитка, чтобы защитить свой любимый и единственный организм.
4 Практическая часть (по группам)
Задания 1 команде
Заполнить таблицу, а затем всем вместе обсудить. Сделать вывод, о том полезны ли энергетики или приносят вред.
Задания 2 команде.
Коллаж « Человек, употребляющий энергетические напитки»
Выступление команд.
Обсуждение. Подведение итогов (дебаты).
Слайды 19-20.
5. Заключение
Ночной сон – это нормальное человеческое поведение, запрограммированное природой. Если вы считаете, что вам удалось ее обмануть баночкой энергетического напитка, то вы ошибаетесь. Поэтому, прежде чем принимать энергетики, подумайте, так ли это необходимо.
Как видите, ребята, влияние энергетических напитков только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие наркотические вещества тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство, наркотики или энергетические напитки того, чтобы я сломал свою жизнь?”
Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде психоактивных веществ и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов, человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь? Ну, а если вы действительно хотите попробовать настоящий энергетический напиток, то его можно приготовить своими руками. Возьмите 2 чайные ложки меда, 2 выжатых кусочков лимона, 1 стакан теплой воды - и перед вами настоящая сокровищница витаминов и питательных веществ.
Слайд 21.
Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни.
Слайд 22
6. Рефлексия
Как вы думаете вам полезен энергетический напиток?
Какие последствия могут быть для детского организма после употребления энергетиков?
Смотри внимательно, что употребляешь!
Анкетирование.

Анкета «Энергетический напиток – за и против»


1. Употребляли ли Вы энергетические напитки?
А) да
Б) нет
2. Почему Вы стали употреблять «энергетики»?
А) это модно;
Б) все пьют, везде рекламируют — значит, и мне надо
В) не употребляю
3. Чем вас привлекает энергетические напиток?
А) поднимает настроение
Б) широко представлен в продаже, легко купить
В) не привлекают
Г) хорошо утоляет жажду
4. Порабощает ли «энергетик» подростка?
А) да
Б) нет
5. Как Вы пристрастились к «энергетику»?
А) сразу, после 1 банки
Б) постепенно
В) не пристрастился
6. Влияет ли «энергетик» на Ваши занятия спортом?
А) да
Б) нет
7. Влияет ли «энергетик» на Вашу учебу?
А) да
Б) нет
8. Может ли, по Вашему мнению, энергетический напиток стимулировать умственную деятельность?
А) да
Б) нет
9. Как Вы относитесь к любителям энергетических напитков?
А) положительно
Б) отрицательно
10. Возникновение каких болезней Вы связываете с «энергетиком»?
А) сердечно-сосудистые заболевания
Б) хронические легочные заболевания
В) разрушение клеток печени
11. Сможете ли Вы отказаться от «энергетиков»?
А) на 1 день
Б) на 1 неделю
В) на 1 месяц
Г) навсегда
12. Сможете ли Вы самостоятельно отказаться от «энергетиков»?
А) да
Б) нет
13. Нужны ли Вам советы: как отказаться от энергетических напитков?
А) да
Б) нет



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в виде коучинга с элементами тренинга по профилактике суицида и правонарушений "Я и мой ребенок. Как не потерять контакт?"

Родительское собрание в виде коучинга с элементами тренинга используется для профилактики суицида и правонарушений, так же в нем говорится о вреде компьютерных игр для подростков

Родительское собрание

по профилактике суицида и правонарушениям

с элементами тренинга

«Я и мой ребенок. Как не потерять контакт?»

C:\Documents and Settings\кабинет№9\Рабочий стол\коучинг 2.jpegC:\Documents and Settings\кабинет№9\Рабочий стол\коучинг.jpeg

Разработала:

Педагог- психолог: Ивлева Е.А.

2020-2021 уч. г.

Пояснительная записка

Проблема подростковых самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особое значение в связи с их ростом. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в 15-19 лет.

Подростковый суицид – это форма символического проигрывания: чтобы все осознали, как мало любили, не понимали, не ценили, плохо вели себя по отношению к взрослеющему ребёнку. Подросток воображает, что будет после того, как он сделает этот поступок. Но понимания того, что это его последний поступок – нет. Он представляет, что всё будет так же, как было, только уладятся конфликты.

Как у детей, так и у взрослых обшей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия с ближайшим окружением, семьёй. Считаю, что школьному психологу, соц. педагогу, классному руководителю необходимо прежде всего работать с родителями (лицами их заменяющими), чтобы предотвратить трагедию.

Практика показывает, что групповая форма работы более эффективна, поэтому я решила провести собрание с родителями обучающихся, используя элементы тренинга. Мною разработана и реализована методическая разработка родительского собрания с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

- воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

Ход родительского собрания

Упражнение «Психологическая зарядка» (проводит педагог- психолог)

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
= Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» - похлопайте в ладоши.
= Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – дотроньтесь до кончика носа.
= Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулаком в грудь.
= Если у вас возникают какие – либо сложности или непонимание со своим ребенком – закройте глаза.
= Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – потопайте ногами.
= Если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – поднимите руку.
= Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.

Педагог- психолог: Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

 
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

 
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.


Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам.

Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п.

Итак, родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.
Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку.

Практическое задание № 1 (проводит психолог)

Педагог-психолог: «Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения.

Педагог-психолог формулирует вслух вывод:


Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Практическое задание № 2 «Не кричите на ребенка!»

Выбираются 2 желающих родителя. Один играет роль ребенка, второй- родителя. Родитель должен стоять и кричать на ребенка по какому то придуманному поводу, а «ребенок» должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили»

Примерно на третьем повторении этой фразы родитель, который находится на месте ребенка, начинает плакать, слезы льются без остановки… Приходят очень сильные чувства, часто воспоминания из собственного детства…

После этого упражнения кричать на своего ребенка становится практически невозможно. Все участники говорят о том, что впервые на самом деле глубоко прочувствовали, что ощущает и переживает в этот момент ребенок…

Социальный видеоролик «Я не хочу жить! Меня все достало…»

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Несовершеннолетние правонарушители, - говорил А.С. Макаренко, - обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания.

Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Неблагоприятное бытовое окружение. Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями.

Подстрекательство со стороны взрослых. Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, манипулируют ими.

Низкая правовая грамотность. Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Средства массовой коммуникации. Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие.

Интернет и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения и интернета дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по интернету внушает зрителям: а) агрессивные стили поведения; б) приучает к насилию; в) искажает представление об окружающей реальности.

В социальных сетях появляется все больше и больше информации о недетской игре «Синий кит», которую также называют «Тихий дом».


Игра «Синий кит» рассчитана на подростков. В течение 50-ти дней игрок получает разного рода задания от модератора, одно из которых — вырезать лезвием на руке рисунок кита. Последнее задание должно привести к смерти. Информация об игре разлетелась мгновенно. Однако сейчас многие подростки начинают играть ради интереса, забывая о реальности. Не выполнение заданий — приводит к угрозам.


Помимо этой игры в социальных сетях появилась новая игра «Беги или умри». Правила просты – по указу дети намеренно дожидаются красного сигнала светофора и перебегают дорогу перед близко движущимися машинами.

 
По мнению психологов – происходят несчастные случаи из-за того, что дети не получают должного внимания и заботу от родителей.


Этой ситуацией заинтересовали полицейские. В министерстве внутренних дел усмотрели в деятельности модераторов статью уголовного кодекса: «Доведение до самоубийства». На данный момент проводиться мониторинг сети интернет на предмет выявления групп с идеями суицида, для блокирования сайтов. В целях профилактики призываем родителей усилить контроль над виртуальной жизнью детей.


Демонстрация видеофильма «Влияние интернет игр на психику ребенка»

Педагог-психолог: «Как удержать ребенка от суицида…»:

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  2. Будьте внимательным слушателем
  3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  4. Помогите определить источник психического дискомфорта
  5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

Рекомендации родителям

  1. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке
  2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни
  3. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним
  4. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками
  5. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на компьютер не заменят ему вас
  6. Помните, что когда- нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами

Творческая работа

Разделились на 3 группы (каждая группа оформляет свой клипчарт)

1 группа

2 группа

3 группа

Интернет-друг или враг?

«Что делать?»

Запрещать?

Разрешать?

Как контролировать?

«Как обезопасить детей от злоумышленников?»

Спикер каждой команды защищают свои презентации.

Анкетирование родителей

  1. Спит ли ваш ребенок ночью?
  2. Как часто вы проверяете содержимое телефона своего ребенка?
  3. Какие сайты посещает твой ребенок?
  4. Какую музыку слушает?
  5. Для чего вашему ребенку смартфон?

Слово соцпедагогу. 

Результат анонимных эссе на тему «Для чего я живу». Соцпедагог зачитывает некоторые эссе, не называя имена учащихся.

Китайская притча «Ладная семья».


Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение.


И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел император и спросил:
- И все?


- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

 
И, подумав, добавил:


- И мира тоже.

 

Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».

Необходимые материалы: ручки, бумага.

ЗВР: Закончите предложения:

«Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,

«Сейчас я чувствую……»,

«Я уверен (а), что ….»,

«Я понимаю, что…»

«Теперь я знаю…»

«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»

«Думаю, что…».

Психолог: Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!




Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации

«Как удержать ребенка от суицида…»:

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  2. Будьте внимательным слушателем
  3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  4. Помогите определить источник психического дискомфорта
  5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  6. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  7. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

Рекомендации родителям

  1. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке
  2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни
  3. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним
  4. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками
  5. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на компьютер не заменят ему вас
  6. Помните, что когда- нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами