Главные вкладки

    Профилактическое направление

    Ивлева Екатерина Александровна

    Важное место в системе работы педагога-психолога занимает такое направление, как "профилактика"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Знакомство с любимыми привычками»

    Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, знакомство с участниками группы, формулирование понятия «привычка».

    Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, булавочки по количеству участников для крепления визиток, набор кубиков, конструктор, мячик.

    Ход занятия: Участникам предлагается занять места на стульях, которые стоят по кругу.

    Информирование.

     Название наших занятий «Моя любимая вредная привычка». Именно любимая. Ведь привычки есть у каждого, и избавиться от них порой очень трудно. На наших занятиях мы попробуем посмотреть на наши привычки с незнакомого для нас ракурса и принять или отказаться от них, с наименьшими потерями для здоровья. А сейчас мы предлагаем вам упражнение, которое поможет начать работу нашей группы.

    Упражнение «Знакомство»

     Участникам предлагается изготовить для себя визитки, которые бы отвечали на вопрос: «Как меня зовут? или как я хочу, чтобы меня звали», а также одним словом указывали на самую «милую» свою привычку. Например: Танюша-жадина, Светик-плакса, Мишутка-Опаздалкин и т.д.

     По завершении работы все участники крепят свои визитки так, чтобы всем участникам было удобно видеть, и рассказывают несколько слов о себе и своей привычке.

    Мы познакомились друг с другом и с привычками, которые живут в нас. И продолжая нашу работу, хочется сказать, что любая группа начиная своё совместное дело, вырабатывает определённые правила поведения и вашему вниманию предлагается несколько правил поведения в группе, которые можно изменить или дополнить:

    Правило «Я» (разговор ведётся только от своего лица).

    Правило «Дисциплина» (посещение занятий без опозданий, участие во всех упражнениях, предлагаемых ведущим).

    Правило «СТОП» (при нежелании высказывать свои сокровенные чувства можно помолчать).

    Правило «Один говорящий» (одновременно может говорить только один человек).

    Правило «Уважение».

    Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об участниках должна остаться в группе и не обсуждаться за её пределами).

    Мы теперь группа со своими правилами. И для того чтобы продолжить нашу работу предлагаем вам тест.

    Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

    Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.

    Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?

    когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?

    Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?

    Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?

    Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?

    Легко ли вы переходите от одного дела к другому?

    Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?

    Обработка.

     Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.

    Интерпретация.

    1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.

    3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.

    6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.

    Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом.

    Информирование. Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими.

    Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три.

    Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий.

    Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее.

    И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки.

    По мнению доктора психологических наук В.Г. Асеева, привычки обычно формируются в какой-то значимой для человека ситуации, из которой он не может выйти обычными способами. Скажем, вас, безбилетного, впервые в жизни поймал контролёр. Вы оправдываетесь, на вас смотрят другие пассажиры, вам, неловко, и вы нервно начинаете потирать вспотевшие ладони. Вполне вероятно, что после этого вы будете потирать ладони всю оставшуюся жизнь в любой ситуации, требующей от вас хоть малейшего напряжения.

    Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно.

    И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными.

    Упражнение «Страна привычек»

    Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий предлагает представить Волшебную страну привычек, так как будто они видят её с высоты птичьего полёта:

     «Там, внизу, мы могли увидеть горы... Какие они? А вот мы пролетаем над дремучими лесами... Мы видим огромные луга и поля с необычными растениями... Мы видим реки, озёра и болота... И вот перед нами город, город, где живут привычки со всего мира... мы спускаемся ниже, и видим уже дома, улицы и самих жителей... Какие они? Мы приземляемся. И давайте попробуем при помощи кубиков, конструктора и других вещей создать то, что только, что мы представили».

     Ведущий предлагает участникам вспомнить, какой они представляли страну и, используя предлагаемые материалы всем вместе построить Волшебную страну привычек. Участники на ковре строят вместе.

    Обсуждение мы создали свою страну, и каждый вложил в общую работу свою частичку души. Возможно, кто-то захочет отметить, что представлял страну не такой, какой увидели её другие (здесь важно сделать акцент на том, что все образы разные, разные и все здесь присутствующие).

    Упражнение «Дом привычек»

     Участникам предлагается нарисовать дом из Волшебной страны привычек. Здесь участники могут использовать любую технику и изображать дом для одной или нескольких привычек. Главное показать в рисунке особенности данной привычки.

    Обсуждение.

    Ритуал завершения занятия.

     Участники группы по кругу передают мяч с пожеланиями соседу: «Я желаю тебе и твоей привычке...»



    Предварительный просмотр:

    Конспект классного часа для «О вреде энергетических напитков»
    Описание работы:
    В этом мероприятии раскрыты вопросы негативного действия на организм энергетиков. Данное мероприятие имеет также анкету «Энергетический напиток – за и против».Данное мероприятие способствует формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмыслению ими отрицательных последствий употребления энергетических напитков. Сопровождается презентацией "Энергетические напитки - польза или вред".
    Классный час «О вреде энергетических напитков»
    Цели:
    — способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмыслению ими отрицательных последствий употребления энергетических напитков.
    Задачи:
    Познакомить с воздействием энергетических напитков на организм.
    Анализ реального воэдействия энергетических напитков на растущий организм.
    Обсудить последствия употребления энергетических напитков.
    Материалы и оборудование: презентация, медиапроектор.


    На доске эпиграфы:
    «Здоровье дороже богатства»
    «Здоровье не купишь — его разум дарит»
    «Здоровьем слаб, так и духом не герой»


    Ход мероприятия:
    1. Установление контакта с участниками.
    — У кого сейчас хорошее настроение? (поднимите руки)
    — У кого здесь есть друзья? (поднимите руки)
    — Кто знает, что мы сегодня будем делать? (поднимите руки)
    — Кто не знает, что мы сегодня будем делать? (поднимите руки)
    2.Мотивационная беседа.
    Учитель
    Не так давно на прилавках магазинов появились энергетические напитки. Они сразу стали популярными, особенно в молодежной среде. Пара глотков напитка – и сон как рукой снимает. А если выпить сразу несколько баночек, то эффект превзойдет все ожидания. Откуда берется магическая энергия и так ли все безобидно?
    Слайд 1.
    3. Мини — лекция
    - Что же такое энергетические напитки? Действительно ли они так чудодейственны, что их употребление способно сделать нас активными и бодрыми, снять усталость, помочь умственной работе, а также сделать нас классными спортсменами и танцорами?
    Слайд 2.
    Учитель
    - Люди пользовались природными стимуляторами с древнейших времён. На Ближнем Востоке это был кофе; в Юго-Восточной Азии и Китае – чай; в Индии пили и чай, и кофе; в Южной Америке – мате, в Африке – орехи кола. На Дальнем Востоке, в Сибири и Монголии и сегодня популярны такие стимулирующие растения, как лимонник китайский, элеутерококк, женьшень, аралия. Были и сильные стимуляторы – например, эфедра — в Азии, и кока – в странах Южной Америки.
    Слайд 3.
    Энергетические напитки появились на рынке в 1984 году, когда австрийский предприниматель Матешиц, побывав в Азии, решил открыть их промышленное производство. Первым энергетическим напитком массового производства стал «Red Bull» — тот, который «окрыляет». Новый напиток быстро завоевал популярность потребителей, наряду с «Кока-колой» и «Пепси», производители которых тут же сориентировались, и выпустили на рынок свои варианты энергетических напитков – «Burn» и «Adrenaline Rush».
    Производители утверждают, что их напитки приносят только пользу и выпускают все новые и новые разновидности. Если все так радужно, почему законодатели пытались выпустить закон, ограничивающий распространение чудо — напитка? Сегодня мнения учёных и специалистов разделяются: кто-то считает «энергетики» вполне безобидными, как и обычная газировка; другие, напротив, утверждают, что они могут действовать, как наркотики, и уж точно вызывают привыкание и зависимость.
    Слайд 4. Энергетические напитки ориентированы преимущественно на молодежь. Для них характерно содержание сахара — источника энергии, витаминов, кофеина, таурина и других ингредиентов. Для определения отношения школьников к энергетическим напиткам был проведен соцопрос среди 3-11 классов, в опросе участвовало 238 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет.
    Слайд 5-6. Рассмотрим статистику среди школьников.
    «Чем вас привлекает энергетический напиток?»
    «Как часто вы употребляли энергетические напитки?»
    Мы видим, что многих школьников привлекают энергетики, его пьют регулярно, не подозревая о последствиях, которые могут нанести энергетики подрастающему организму. Многие подростки сознательно относятся к своему здоровью и нельзя просто сказать – это вредно! Энергетик, как напиток, содержащий сахар и кофеин, небезопасен для молодого организма.
    — Ребята, как вы считаете, может ли «энергетик» быть полезным, безобидным веществом? (Ответы детей).
    Давайте разберемся вредно или полезно употреблять энергетические напитки.
    Слайды 7-13. Рассмотрим подробно состав «энергетиков»:
    - Кофеин
    — Таурин
    — Теобромин
    — Глюкуронолактон
    — Гуарана, женьшень
    — Сахароза или глюкоза
    — Витамины группы В.
    Итак, энергетические напитки — достаточно недавнее изобретение человечества, хотя их ингредиенты уже давно используются для стимуляции нервной системы.
    — Как вы думаете, могут ли энергетические напитки принести пользу организму? (Ответы детей)
    Слайд 14.
    – Итак, мы услышали, что энергетические напитки отлично поднимают настроение и стимулируют умственную деятельность. Это напитки, содержащие кофеин, а зачастую еще и алкоголь, которые, согласно рекламе, взбодрят нас, сделают нашу серую жизнь яркой и насыщенной.
    Конечно, звучит заманчиво! Но так ли полезны «энергетики» для нашего здоровья? Давайте разбираться.
    Суточная норма кофеина составляет около 150 мг, в одной баночке «чудесного напитка» может содержаться от 150 до 400 мг! Как вам это?
    Действие чашки кофе сохраняется 1 — 2 часа, действие энергетического напитка — часа 3 — 4. Кроме того, почти все энергетические напитки газированы, что ускоряет их действие — это их третье отличие от кофе.
    По мнению специалистов Роспотребнадзора, действие подобных биологически активных компонентов еще не изучено и слишком большая их концентрация может повредить здоровью. Более того, по мнению экспертов Института питания РАН, различные комбинации даже известных и протестированных природных компонентов могут вызвать непредсказуемые реакции организма.
    — Ребята, могут ли «энергетики» принести вред организму? (Ответы детей)
    Давайте, разберемся и в этой ситуации.
    Слайды 14-18.
    В результате систематического потребления энергетических напитков возникает кофеиновая зависимость, которую не снять чашечкой бодрящего кофе, потому что в кофе недостаточное содержание кофеина, если только не выпить чашек пять сразу.
    Врачи у заядлых любителей «энергетиков» обнаруживают целый букет болезней: от проблем с сердечно-сосудистой до «маленьких» недомоганий: бессонницы, утомляемости, истощении организма.
    Энергетические коктейли провоцируют увеличенное потребление алкоголя, стимулируют его. А сочетание энергетических коктейлей с алкоголем — бомба замедленного действия, ведущая напрямую к смерти. Выпив этот напиток, человек сначала вроде трезвеет. Но через какое-то время кофеин резко усиливает действие алкоголя на мозг. А алкоголь и кофеин имеют совершенно противоположное действие. Первый угнетает, второй — возбуждает. В итоге — сердце просто разрывается пополам и очень быстро изнашивается.
    5 ноября 2010 года Европейский Союз принял закон, требующий, чтобы все напитки, которые содержат определенные искусственные красители содержали предупреждение о том, что потребление этих продуктов может привести к гиперактивности у детей.
    Вот послушайте мнение молодого человека, который употреблял «энергетики». Педагог-психолог зачитывает отрывок:
    «Александр сам не заметил, как подсел на чудесные баночки.
    — Летом я решил перед серьезной студенческой жизнью оторваться. Тусил по клубам, встречался с девочками, практически не спал. Сначала действительно организм работает на полную и не устает. Но потом все время приходится увеличивать дозу, иначе усталость накрывает с головой. Если раньше мне хватало двух баночек, то теперь уходило по 3 — 4. А в тот вечер я выпил около шести. Упал. И дальше пустота, — вспоминает Саша.
    Александра «Скорая» забрала прямо из клуба. Думали, сердечный приступ, оказалось — инсульт. Две недели он провалялся в реанимации. К счастью, обошлось без тяжелых последствий».
    Обсуждение.
    — Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг. Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии. Энергетический напиток, содержащий сочетание глюкозы и кофеина, очень вреден для молодого организма.
    — Как видим, минусов намного больше, чем плюсов.
    — И, тем не менее, не исключено, что однажды в вашей жизни возникнет ситуация (надеемся, всего однажды), когда вы не сможете обойтись без энергетического напитка. В этом случае внимательно прочтите правила употребления напитка, чтобы защитить свой любимый и единственный организм.
    4 Практическая часть (по группам)
    Задания 1 команде
    Заполнить таблицу, а затем всем вместе обсудить. Сделать вывод, о том полезны ли энергетики или приносят вред.
    Задания 2 команде.
    Коллаж « Человек, употребляющий энергетические напитки»
    Выступление команд.
    Обсуждение. Подведение итогов (дебаты).
    Слайды 19-20.
    5. Заключение
    Ночной сон – это нормальное человеческое поведение, запрограммированное природой. Если вы считаете, что вам удалось ее обмануть баночкой энергетического напитка, то вы ошибаетесь. Поэтому, прежде чем принимать энергетики, подумайте, так ли это необходимо.
    Как видите, ребята, влияние энергетических напитков только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие наркотические вещества тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство, наркотики или энергетические напитки того, чтобы я сломал свою жизнь?”
    Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде психоактивных веществ и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов, человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь? Ну, а если вы действительно хотите попробовать настоящий энергетический напиток, то его можно приготовить своими руками. Возьмите 2 чайные ложки меда, 2 выжатых кусочков лимона, 1 стакан теплой воды - и перед вами настоящая сокровищница витаминов и питательных веществ.
    Слайд 21.
    Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни.
    Слайд 22
    6. Рефлексия
    Как вы думаете вам полезен энергетический напиток?
    Какие последствия могут быть для детского организма после употребления энергетиков?
    Смотри внимательно, что употребляешь!
    Анкетирование.

    Анкета «Энергетический напиток – за и против»


    1. Употребляли ли Вы энергетические напитки?
    А) да
    Б) нет
    2. Почему Вы стали употреблять «энергетики»?
    А) это модно;
    Б) все пьют, везде рекламируют — значит, и мне надо
    В) не употребляю
    3. Чем вас привлекает энергетические напиток?
    А) поднимает настроение
    Б) широко представлен в продаже, легко купить
    В) не привлекают
    Г) хорошо утоляет жажду
    4. Порабощает ли «энергетик» подростка?
    А) да
    Б) нет
    5. Как Вы пристрастились к «энергетику»?
    А) сразу, после 1 банки
    Б) постепенно
    В) не пристрастился
    6. Влияет ли «энергетик» на Ваши занятия спортом?
    А) да
    Б) нет
    7. Влияет ли «энергетик» на Вашу учебу?
    А) да
    Б) нет
    8. Может ли, по Вашему мнению, энергетический напиток стимулировать умственную деятельность?
    А) да
    Б) нет
    9. Как Вы относитесь к любителям энергетических напитков?
    А) положительно
    Б) отрицательно
    10. Возникновение каких болезней Вы связываете с «энергетиком»?
    А) сердечно-сосудистые заболевания
    Б) хронические легочные заболевания
    В) разрушение клеток печени
    11. Сможете ли Вы отказаться от «энергетиков»?
    А) на 1 день
    Б) на 1 неделю
    В) на 1 месяц
    Г) навсегда
    12. Сможете ли Вы самостоятельно отказаться от «энергетиков»?
    А) да
    Б) нет
    13. Нужны ли Вам советы: как отказаться от энергетических напитков?
    А) да
    Б) нет