Психологический классный час "Давление среды-как мы можем ему противостоять!"

Ивлева Екатерина Александровна

Данная разработка классного часа направлена на профилактику у подростков зависимого поведения, употребления ПАВ. Педагог-психолог использует элементы тренинга, беседу. Занятие разработано для обучающихся 8-9 классов. В разработке представлены упражнения, где ребята могут "проиграть" ту или иную жизненную ситуацию, найти методы противостоять давлению среды.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antinarkoticheskiy_klassnyy_chas_nikolaeva_e.a.docx855.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени

В. И. Казакова

Областной антинаркотический конкурс

«Мы выбираем жизнь»

КЛАССНЫЙ ЧАС

 «Давление среды – как мы можем ему противостоять!»http://funforkids.ru/pictures/sport/sport011.jpg

                                             

р. п. Бутурлино 2012 г.

Пояснительная записка

          Первые попытки употребления психоактивных веществ чаще всего не имеют продолжения. Исключение составляют табак и алкоголь, употребление которых явно поддерживается рекламой и неявно – взрослыми: «Мал еще курить! Спиртные напитки детям не продаются!» Получается, что тому, кто хочет чувствовать себя взрослым, нужно пить и курить.

          Пробуют наркотические вещества обычно в компании. Главным мотивом у подростков при этом бывает желание «стать своим», войти в компанию, почувствовать себя более защищенным. Движет ими и любопытство, и желание подражать другим. Известный детский психиатр В. Каган полагает, что человеку, вообще присуща потребность в изменении состояний сознания. И чем меньше она удовлетворяется допустимыми способами, тем больше вероятность того, что первые пробы перерастут в зависимость.

          В настоящее время мир очень изменился: повсюду царят лицемерие и злость, каждый ищет себе выгоду, не замечая за собой плохих поступков. Подросток, попадая во взрослый мир, стоит перед выбором, его окружает множество людей, которые осуществляют давление в различных направлениях. Одним из этих давлений является давление среды сверстников, которое имеет отрицательное воздействие. Поэтому, для каждого ребенка очень важно умение сопротивляться групповому давлению, уметь сказать «Нет». Развивается это умение с 2-3-х лет. Послушный ребенок – это ребенок, который хорошо умеет слушаться значимого человека. В младшем возрасте эти значимые другие – родители, но для подростка значимыми людьми являются сверстники. Никто не начинает употреблять вещества в одиночку. Лучше родителям потерпеть неудобства от того, что ребенок имеет свое мнение, говорит им «Нет», чем потом бороться с влиянием компании.

          Профилактическая работа по антинаркомании должна регулярно проводиться в учебных заведениях. Педагоги-психологи, социальные работники, а также классные руководители должны уделять особое внимане данному направлению.

          Классный час, проводимый мной, имеет особую форму проведения – включает в себя беседу с детьми, а также в занятии используются элементы тренинга общения. Участниками классного часа явились 8 «В» и 9 «Г» классы. Среди обучающихся данных классов присутствуют дети «группы-риска», поэтому данное направление в работе с ребятами этих классов является достаточно актуальным о полезным.

Если любишь жизнь...

Проведение классного часа.

 Тема: «Давление среды – как мы можем ему противостоять!»

Цель: Осознание обучающимися возможного отрицательного влияния на них     среды,  рассмотрение способов противостояния отрицательному давлению среды.

Задачи:

  1. Обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние;
  2. Рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды;
  3. Проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Вступительное слово ведущего (педагога-психолога):

          Здравствуйте ребята, сегодняшний классный час мне хотелось бы посвятить теме «Умение противостоять давлению среды».

          Как вы думаете, что подразумевается за определением «давление среды»? (выслушиваются мнения ребят)

Давайте из всех ваших ответов создадим общее определение:

Давление среды – это давление или влияние, подталкивающее к плохому поведению ради того, чтобы «не уронить себя» среди одноклассников или приятелей.

(классный руководитель просит одного из обучающихся написать данное определение на доске)

          Ребята, каким образом мнение других влияет на вас и на принимаемые вами важные решения (например, такие решения, как «С КЕМ ДРУЖИТЬ?»). Выслушиваются мнения всех желающих.

          Ребята, представьте себе, что вы попали в трудное положение – ведь это наша жизнь и с трудностями сталкиваются все. Как вы думаете, есть ли способы не поддаваться при этом отрицательному влиянию среды? (Выслушивается несколько мнений детей)

          Трудности и проблемы нашей жизни – это явления непостоянные, приходящие и уходящие. С трудностями необходимо справляться, но, ни в коем случае, не убегать от них. В такие моменты мы становимся немного слабее, можем поддаться давлению среды, причем отрицательному давлению. А можем собраться с силами и противостоять этому давлению среды!

          А чтобы уйти от отрицательного давления, ребята, необходимо найти положительные моменты в жизни – обратите внимание на то, сколько хороших поступков вы можете совершить, руководствуясь своей совестью. Это огромнейшее число хороших дел, от которых вы получите много положительных эмоций. Давайте же запишем на доске, какие поступки вы совершили в своей жизни.

          Ребята, по очереди, пишут на доске хорошие поступки. Ответы ребят были достаточно содержательными: помощь родителям по дому, уход за животными, помощь бабушкам и дедушкам, получение хороших оценок в школе; поддержка друзей.

          После выполнения данного упражнения прошла его рефлексия, где ребята вместе с педагогом-психологом обсудили все хорошие поступки, которые они совершают; а также прошло обсуждение чувств и эмоций, которые ребята испытывают при этом.

          Педагог-психолог: ребята, а сейчас я хочу вам предложить написать мини-сочинение на тему: «Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика» (время написания – 10 минут).

          После 10 минут ребятам предлагается взять написанные сочинения, сесть в круг и  обсудить содержание работ.

 

G:\Фото\Фото0376.jpg

Обсуждение проводится по следующей схеме:

Чем заканчивались истории?

Какие выходы были предложены?

Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй?

Есть ли наиболее эффективный выход из данной ситуации? Какой?

Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?

          Педагог-психолог: ребята,  какой же вывод мы сделаем из совместного обсуждения наших сочинений? (выслушиваются мнения ребят). Конечно же, все верно, ребята – во-избежании негативных и отрицательных последствий следует найти в себе внутреннюю силу сказать «Нет»!

          Педагог-психолог: останьтесь, пожалуйста, в кругу для выполнения следующего упражнения. Я зачитаю вам ситуацию, которая описывает, как иногда слова или действия сверстников могут влиять на нас. Пожалуйста, внимательно прослушайте ее содержание и попробуйте вообразить себя в таких обстоятельствах, даже если вам никогда не приходилось испытывать ничего похожего. После прочтения данной ситуации, вам дастся три возможных варианта поведения. Внимательно прослушайте их и попробуйте выбрать из них самый близкий к вашей возможной реакции. Не торопитесь, хорошо подумайте, прежде чем ответить!

          Текст ситуации: Однажды вы вместе со своими приятелями идете в гости к вашему другу. Родителей нет дома, и ребята начинают пить пиво. Они передают бутылку по кругу, а когда она кончается, принимаются за следующую, пива еще очень много. Вы не хотите его пить, вы не любите пиво. Вам неловко из-за того, что другие делают это. Вы шепотом говорите другу, что не хотите, но он только смеется: «Да ты попробуй». Как вы поступите в данной ситуации?

А) Станете пить пиво, потому что все остальные пьют, а вы не хотите, чтобы над вами смеялись или обсуждали вас за глаза.

Б) Придумаете отговорку, чтобы не пить, вроде такой: «Я принимаю лекарство от гриппа, его нельзя мешать с пивом».

В) Просто говорите: «Нет, спасибо» или «Я не хочу».

После этого ребятам предлагается обсудить выбранные ими варианты ответов и последствия их выбора (положительные или отрицательные стороны).

G:\Фото\Фото0373.jpg

Заключительное слово педагога-психолога:

          Ребята, на этом наш классный час завершается, давайте вспомним тему и попробуем подвести итог, «как вы считаете, нужно ли противостоять давлению среды? В каких ситуациях?». Одним словом, проводится рефлексия проведенного классного часа.

          А теперь я попрошу взяться  всех за руки и подарить друг другу наши прекрасные улыбки.

Всем спасибо!!!