Семинар-практикум "Барьеры общения"

Живило Наталья Юрьевна

План-конспект семинара-практикума с элементами тренинга для педагогического коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_barery_obshcheniya-.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект семинара-практикума с элементами тренинга

«Барьеры в общении»

Наталья Юрьевна Живило,

 педагог-психолог МБУДО ЦДО «Алые паруса»

Цель: формирование представления об основных типах коммуникативных барьеров, совершенствование навыков преодоления барьеров коммуникации

Задачи:

  • показать участникам, что препятствует эффективной коммуникации и какие условия надо соблюдать, чтобы преодолеть барьеры общения;
  • показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения;
  • совершенствовать навыки общения и преодоления барьеров коммуникации.

Участники: педагогические сотрудники ЦДО «Алые паруса».

Предварительная работа:

  1. Составление плана-сценария тренинга.
  2. Подготовка материалов для проведения тренинга.

Оборудование:

  • бумага для индивидуальных записей;
  • маркеры, ручки, карандаши;
  • метафорические ассоциативные карты «Дороги»;
  • изображение для упражнения «Испорченный телефон».
  • скрепки;
  • ватман.

Ход

  1. Приветствие, настрой на работу. Упражнение «Дороги» (выяснение ожиданий участников).
  2. Теоретическая часть. Говоря о коммуникации, мы прежде всего имеем в виду обмен различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и т.п. Если все это можно рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Коммуникация - сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия. В этом процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер. Выделяются следующие виды барьеров:

- Барьер смысловой (от фр.barriеre- преграда) - взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл.

- Барьер эмоциональный - интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения.

- Барьер отношения – взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп.

- Барьер речи - возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.).

Барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.

В данных случаях причиной барьеров выступают в основном индивидуальные психологические особенности (свойства, состояния) общающихся или сложившиеся между ними особого рода психологические отношения (неприязнь по отношению друг к другу, недоверие и т.п.). В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением.

Барьеры в общении могут возникать из-за недостаточного уровня коммуникативной компетентности (ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия) и психологической культуры общения (система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения).

  1. Практическая часть.

  1. Упражнение «Преодоление препятствий»

Участники делятся по парам. Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание поговорить с ним и выяснить почему он сегодня такой».

Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать».

В конце занятия проводиться рефлексия чувств.

  1. Упражнение «Позиции в общении»

Для выполнения этого упражнения создаются пары. Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся, друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

3.3. Упражнение «Испорченный телефон»

Первому вошедшему показывается картина, рассмотрев которую, он словесно описывает её следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший предлагает (не видя картины) следующему услышанное описание. По завершении упражнения картина представляется всем участникам.

Выводы. Почему искажен смысл? Как это происходило? «Слушать и слышать – не совсем одно и то же», «Видеть и понимать – не совсем одно и то же».

3.4. Упражнение «Скрепка»

Каждому участнику выдается по одной скрепке. Задача выменять скрепку на любой другой предмет, после этот предмет выменивать на другой и так до бесконечности. Задача выменять на более дорогие предметы или совершить как можно больше обменов. Время выполнения задания должно быть ограничено. Упражнение развивает коммуникативные навыки, учит спокойно и достойно принимать отказ.

  1. Упражнение «Слепой художник»

Умение слушать. Отработка умения задавать вопросы. Актуализация рефлексии переживаний, направленной на координацию компонентов системы «переживания – значения – смыслы».

 «У великого художника есть замысел замечательной картины. Но он не может воплотить этот замысел в жизнь, так как неожиданно ослеп. Ученик решает помочь своему учителю и воплотить в жизнь его мечту. Задача ученика – стать «глазами» и «руками» художника и нарисовать картину по его описанию. Нужно попробовать почувствовать то же, что чувствует художник, понять его мысль, увидеть то, что он видит мысленным взором. Итак, «художник» закрывает глаза. «Ученик» начинает работать. Вам дается 10 минут. Через 10 минут происходит смена ролей. Один из «учеников» становится художником».

Участникам упражнения дается возможность высказаться о своем состоянии, чувствах, мыслях во время выполнения упражнения. Возможно обсуждение вопросов: «Удовлетворены ли вы тем, как поняли вас ваши партнеры?», «Насколько точно воплощен ваш замысел?», «Какие чувства вы сейчас испытываете по отношению к картине, к коллегам?» и т. п.

  1. Рефлексия

Литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс - 1996.
  3. Антипина Н. Г. Педагогическое общение – М.– 2007.