«Путь к профессионализму через общение»

Митрюшова Ольга Викторовна

Аннотация к презентации 

•Профессионально – коммуникативная компетентность студентов медицинского колледжа – это совокупность ценностных установок, коммуникативно – этических знаний, умений и навыков, опыта эффективного профессионального взаимодействия.  Проявляется в положительной направленности интеракций, отсутствие реакций игнорирования, в высоком уровне эмпатии, толерантности и самооценки, в отношении к другому человеку (пациенту, коллеге, родственнику больного) как к ценности и активному соучастнику взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Аннотация к презентации  «Путь к профессионализму через общение»

1.  Титульный лист

2.  Современное формирование системы и структуры здравоохранения, переход на новые ФГОС, внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения в практическое здравоохранение  предъявляет новые требования к качеству подготовки будущих специалистов.

Формирование у них компетенций, результатом, которой  должна быть полная готовность выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Способность эффективно общаться - это искусство,   которым должен обладать будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками, коллегами по работе.

3. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопережевании, в обоюдном обмене чувствами, взаимооценки.

«Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний, но и сформированность некоторых специальных навыков: умение устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы».  

Медработник должен владеть собственными эмоциями, сохранять уверенность, «контролировать свои реакции и поведение в целом».  

Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение.

«Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает он гнев или печаль, беспокойство, тревогу, или отчаяние» медработник должен уметь строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач.    

4. На теоретических занятиях студенты осваивают  этические нормы,  особенности, и принципы делового общения; технику, приемы, правила делового общения, механизмы межличностного взаимодействия, техники слушания, ведение беседы и убеждения, применение  приемов эффективного общения.

Общение медработника с пациентом - это большое искусство, но для успешного контакта с пациентом, студентам, как будущим специалистам, надо научиться в первую очередь видеть личность своего пациента.

Именно знания индивидуальных особенностей поможет грамотно общаться с пациентом.

5. Содержание всех этапов практики обеспечивает обоснованную последовательность формирования у студентов целостной  профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС.  

Практические занятия проводятся параллельно с теоретическими занятиями и направлены на приобретение студентами практических умений и навыков по изучаемой ими специальности, закрепление и углубление теоретических знаний, ознакомление с условиями будущей работы.  

Производственная практика направлена на формирование у студентов общих  и профессиональных компетенций, приобретения практического опыта.

Преддипломная практика направлена на углубление у студентов первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку их готовности к самостоятельной трудовой деятельности.  

6. На практических занятиях по специальности  «Лечебное дело» и «Сестринское дело»,   в оборудованных кабинетах колледжа, симуляционных кабинетах проводятся   практические занятия имитирующую работу в реальной ситуации:  ролевые игры, разбираются ситуационные задачи, в том числе различные конфликтные  ситуации, учитываются различные типы пациентов.  

Проводится «Прием пациентов»: при первой встрече с пациентом медицинский работник должен установить правильный психологический контакт.

При выполнении манипуляции студенты-медики должны соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения, создавать общий доброжелательный настрой, проявлять выдержку, терпимость, вселять уверенность в исход манипуляции и болезни в целом.

7.   На практических занятиях специальности  «Фармация» преподаватели фармакологии и психологии учат студентов  умению профессионально общаться  на бинарных занятиях. При работе фармацевта знание психологии общения и фармакологии тесно переплетаются.  Пациент должен доверять фармацевту.  

С точки зрения психологии общения,  фармацевт должен устанавливать контакты и хорошие отношения с людьми; отвечать на вопросы пациентов и удовлетворять их потребности в информации; уметь наблюдать, задавать целенаправленные вопросы, внимательно слушать; совместно с пациентом находить целесообразные и приемлемые для сторон решения;  анализировать желания и потребности пациентов; иметь дружелюбное и уверенное поведение, располагающий внешний вид.  

С точки зрения фармакологии  фармацевт должен  отвечать следующим обязательным условиям: - профессиональные знания и компетентность, обеспечение качества товара тщательно продуманный его ассортимент, доступность информации и обстоятельность консультации, индивидуальный подход к решению проблем пациента.  

8. В практической деятельности студентам необходимо находить общий язык с пациентом, собирать анамнез жизни, анамнез болезни, проводить профориентационную работу среди населения, поэтому развитие коммуникативных способностей является приоритетной задачей производственной и преддипломной практик.

Студенты медколледжа  уже на первом году обучения, после изучения профессионального модуля по сестринскому делу, психологии, проходят практику в ЛПУ.

Именно эта первая практика помогает овладеть смыслом профессиональной деятельности, выступает условиям успешного воспитания ценностного   отношения к профессии медика у студентов колледжа.

9. Практика не только направлена на приобретение и развитие практических навыков и умений студентами в дополнении к теоретической подготовке, но и влияет на формирование их личностных качеств: ответственности, эмпатии, коммуникативности, организованности.

Практические занятия, кроме того, способствуют развитию личности студентов в реальных условиях: это решение ситуационных задач, работа у постели пациента, процедурных и перевязочных кабинетах, участие в диагностических и профилактических мероприятиях, работа в аптеке.

Все это помогает студентам усвоить материал, закрепить практические умения, сформировать у студентов общие профессиональные компетенции.

10. Наряду с решением задач учебного процесса Вольский медицинский колледж создает все условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способности студента, акцент переносится на значимость человеческой личности, используя различные виды внеаудиторной работы.  

Воспитание в колледже представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющимся обществе.

Именно в колледже, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов,  участие в различных  мероприятиях, студент приобретает   твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личные качества, необходимые для высокопрофессионального, конкурентоспособного, коммуникативного специалиста среднего звена.

Воспитательное сопровождение студентов - это управление процессом социализации индивида, который заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое, культурное развитие.

11. Первое соприкосновение первокурсников  с медициной проходит в музее  колледжа « История  здравоохранения города Вольска и  медицинского колледжа», ежегодно, 1 сентября.

В течение всего срока обучения в музее проходят встречи с выпускниками колледжа, с практикующими медицинскими сестрами, фельдшерами, фармацевтами, которые рассказывают о  своей работе.

Работа экскурсоводов  в музее  - это еще один этап - научиться умению общаться с людьми.    

12. В колледже проводятся  конкурсы профессионального мастерства, целью которых являются: определение уровня теоретических и практических умений будущих специалистов, развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности, умению работать в составе команды; подготовки студентов к самостоятельной практической деятельности.  Такие конкурсы проводятся на различных этапах обучения, начиная со второго курса.

Цель конкурса второкурсников повышения качества подготовки по специальности «Сестринское дело» развитие коммуникативных умений студентов, активизация творческого мышления  обучающегося.  

Для выпускников эти конкурсы особенно волнительны, так как в жюри будущие работодатели.

13. Уже в течение пяти лет, преподаватели и студенты  совместно с Центром профилактики, под эгидой партии «Единая Россия» реализуется муниципальный проект «Поезд здоровья».

Под руководством преподавателей, студенты проводят санитарно-просветительскую работу среди населения города Вольска по пропаганде здорового образа жизни (в частности пожилых людей).

Тематика самая востребованная: «Остеопороз», «Профилактика гипертонии», «Профилактика преждевременного старения», «Борьба со стрессами»,  и другие.

Студенты проводят беседы, сопровождение, презентации: «Зарядка для ума», «Зеленая аптека на страже здоровья», «Косметология пожилого возраста», практические занятия (зарядка для пожилых людей) «Бегом от гипертонии» и другие.

Результат таких мероприятий -  благодарность населения (статьи  в СМИ), грамоты от администрации города и от партии «Единая Россия» и, конечно, в первую очередь,  развитие коммуникативных способностей студентов.  

14. В колледже десять лет существует волонтерское движение, направленное

на социальную медицинскую и психологическую помощь разным категориям людей.

Студенты-волонтеры ведут санитарно-просветительную пропаганду здорового образа жизни среди населения, школьников  города, оказывают помощь Дому ребенка, Центру реабилитации детей и подростков.

В школах они проводят классные часы по гигиене, профилактике заболеваний, экскурсии, на которых знакомят учащихся с профессией медицинского работника.  

15. Выпускники  Вольского медицинского колледжа     востребованы на рынке труда!

16. Используемая литература.

17. Спасибо за внимание.