Взаимосвязь акцентуаций характера и уровня адаптивности обучающихся первого курса ГАПОУ РС (Я) АПТ в условиях адаптационного период

Дмитриенко Людмила Серафимовна

В данной работе представлены результаты исследования взаимосвязи акцентуаций характера и уровня адаптивности первокурсников. Для сбора данных использовались многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" и патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко. Данный материал предназначен для преподавателей, классных руководителей, социальных педагогов, воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь акцентуаций характера и уровня адаптивности обучающихся первого курса ГАПОУ РС (Я) АПТ в условиях адаптационного период»

Автор: педагог-психолог Л.С. Дмитриенко

Цель исследования: Выявление взаимосвязи акцентуаций характера и адаптационных возможностей обучающихся 1 курса в период привыкания к новым условиям обучения, внеучебной деятельности.

Задачи:

1. Исследование  особенностей акцентуаций характера у студентов 1 курса.

2. Выявление  взаимосвязи между акцентуациями характера и уровнем социально-психологической адаптации подростков.

3. Отбор методик для индивидуальной диагностики адаптивности и исследования черт характера, наиболее подходящих для использования в коррекционной работе психолога в условиях средне-специального учебного заведения.

4. Разработка рекомендаций для студентов  с разными  характерологическими особенностями и для преподавателей, работающих с обучающимися разных типов.

Гипотеза: Типологические особенности характера влияют на успешность или проблемность протекания адаптации.

Методы исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Метод анкетирования.
  3. Статистический метод.

Объект исследования: 50 обучающихся групп  1 курса.

Предмет исследования: характерологические особенности обучающихся 1 курса.

 Новизна и практическая значимость работы:

- собран, проанализирован и систематизирован материал по теме исследования; предложены практические действия в рамках адаптационного периода;

- представлен  графический и практический материал по теме исследования.

Апробация работы: Основные положения работы были доложены на  научно-практической конференции  АПТ 8.02 2018 года.

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и условиям деятельности, затрагивающий все уровни функционирования человека.

Адаптация не только  динамическое образование (процесс приспособления к окружающей среде), но и  свойство любого живого организма, которое определяет способности индивида адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, т.е. адаптационные способности (А. Г. Маклаков). Это свойство и определяет способности индивида адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, то есть адаптационные способности.

Адаптационные способности представляют собой совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного “ответа” индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды.

Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал (ЛАП), в который входят поведенческая регуляция, коммуникативные способности и уровень морально-нравственной нормативности.

Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Актуальным является определение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и акцентуаций характера. Как известно, (А.Е. Личко), Б.Д. Комаровский трактуют акцентуации характера как крайние варианты нормы при психотравмирующих условиях, которые провоцируют  возникновение нервно-психических заболеваний.

Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко А.Е.). Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку неповторимых, индивидуальных свойств, которые могут обнаруживаться только в определенных условиях.  Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо возникают нарушения  под влиянием особого рода психических нагрузок или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов "слабые места". Например, для шизоидного характера трудной ситуацией может послужить необходимость быстро установить глубокие эмоциональные контакты, для характера гипертимного - вынужденное безделье при строго регламентированном режиме. Однако, если психическая нагрузка не адресуется к месту наименьшего сопротивления, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией. Более того, в отношении некоторых неблагоприятных условий может проявиться даже повышенная устойчивость. Так, для гипертимной акцентуации характерна легкость, с которой переносится обстановка, требующая повышенной активности и находчивости.

Акцентуация характера не психический диагноз. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства.

 Тестирование испытуемых проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложения). После проведения тестирования данные тестов были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведён корреляционный анализ результатов.

Уровень социально-психологической адаптации диагностировался с помощью многоуровневого личностного опросника “Адаптивность” (МЛО) (Маклаков А.Г., Чермянин А.Г.), который  предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям профессиональной деятельности, затрагивающим все уровни функционирования человека.. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки каждого человека. Но можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме. Степень соответствия этому “интервалу” психической и поведенческой нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяющего личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющийся важней интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного адаптационного потенциала можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости (НПУ), наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей.

Выделенные структурные элементы отражают взаимосвязь с потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, “я – концепции” и др. Система регуляции – это сложное социально-психологическое образование и интеграция всех её уровней в единый комплекс обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал) человека являются следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность – МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте, вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают 2 основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) “Адаптивность” состоит из 165 вопросов и имеет следующие основные шкалы:

  • “Достоверность” (Д);
  • “Личностный адаптационный потенциал” (ЛАП);
  • “Поведенческая регуляция” (ПР);
  • “Коммуникативный потенциал” (КП);
  • “Моральная нормативность” (МН).

Акцентуации характера определялись с помощью усовершенствованного варианта патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А.Е. Личко. Распознание типа акцентуации у обучающихся представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической работы. 

В 1970 году А.Е. Личко был составлен и апробирован предназначенный для подростков патохарактерологический опросник. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14—18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. В опросник вошли фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т.д.), отношение, к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т.п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и законам и т.п.). В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Диагностика типа на основе самооценки испытуемых своих отношений кажется авторам опросника более надежной, чем исследования, где подростку самому предлагается отмечать у себя те или иные черты характера.

Испытуемому представляется свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или отказа от выбора. Затем предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие отвергаемые ответы. Свобода выбора лучше может раскрыть систему отношений, чем альтернативные решения “да” или “нет”, применяемые в большинстве опросников. Значение выборов оставалось испытуемому неизвестным.

Представляется важным, что у всех обследованных четко диагностировались своеобразные личностные черты (100%). В группе РГО-181 – 11 типов, в группе ЭГС-181 – 10 типов.

В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее высокими адаптационными способностями обладают студенты с гипертимным и лабильным типом акцентуаций, имеющие самые высокие показатели по всем шкалам МЛО.

Студенты с неустойчивым типом акцентуаций за счет высоких показателей по личностному адаптационному потенциалу и поведенческой регуляции также обладают высокими адаптационными возможностями, при показателях коммуникативного потенциала и моральной нормативности, не превышающих данные других типов акцентуаций. Лица этой группы обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, имеют высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, обладают высоким уровнем социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения. Такие учащиеся обладают высоким уровнем коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны.

Самыми низкими адаптационными возможностями обладают представители сенситивного, психастенического и астено-невротического типов акцентуаций. У представителей сенситивного и психастенического типов акцентуаций наименьшие показатели, среди представителей данной выборки, по уровню личностного адаптационного потенциала (ЛАП), поведенческой регуляции (ПР) и коммуникативного потенциала (КП).

У представителей астено-невротического типа акцентуаций наименьшие показатели по ЛАП,  поведенческой регуляции (ПР) и моральной нормативности (МН).  У студентов данной группы (ЭГС-181) процесс адаптации протекает тяжело. Происходят нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, у них отсутствуют адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности. Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. У представителей данной группы низкий уровень социализации, такие учащиеся не могут адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Данные типы акцентуаций входят в группу риска, как плохо адаптирующиеся к изменяющимся условиям, требуют повышенного внимания и создания условий для более мягкого протекания адаптационного процесса.

Рекомендации:

  1. Своевременное диагностирование таких типов для возможной коррекции поведения.
  2. Создание психолого-педагогических условий  для успешной социализации данных типов, для более мягкого, щадящего протекания адаптационного периода.
  3. Своевременная профилактическая работа. Представляется важным сотрудничество психолога  и родителей, психолога и классных руководителей для коррекции или построения особого рода отношений акцентуанта с окружающими с учётом характера его акцентуации.

Таким образом, гипотеза о том, что для студентов  с разным типом акцентуаций характерен определенный уровень социально-психологической адаптации оказалась достоверной.