Тьюторство как форма реализации экопсихологического подхода к обучению особого ребенка (статья)

Максименко Ксения Николаевна

Статья посвящена проблеме тьюторского сопровождения детей с особенностями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimenko_kk_statya.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторство как форма реализации экопсихологического подхода к обучению особого ребенка

В последние десятилетия внимание научной общественности к проблемам экологии неуклонно возрастает. Стоит отметить, что термин «экология» означивается не только в узком смысле (как бережное отношение к природе), но и в широком. По мнению В. И. Панова [4, с. 8], на первый план наряду с вопросами охраны окружающей среды выходит осознание необходимости защиты человека от негативного влияния физической, социальной, психологической, духовной, образовательной сред. Экология детства, как частная область экологии человека, подразумевает организацию такого воспитательного процесса, в рамках которого было бы возможно создание условий для развития и самоопределения личности, ее духовно-нравственного, гражданского становления, самореализации [2, с. 24]. Построение учебного процесса строго в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка является основой экопсихологического подхода к организации обучения и воспитания.

Индивидуализация обучения подразумевает под собой использование модели адресного обучения, использование вариативных программ [3, с. 4] и т. п. Кроме того, одним из центральных компонентов, обеспечивающих психологически экологичную среду для обучения, на наш взгляд, является тьюторское сопровождение. В большинстве случаев тьюторство рассматривается как деятельность, направленная на помощь исключительно в формировании индивидуального проекта обучения.

Для наименования «тьюторское сопровождения обучающихся» в Профессиональном стандарте от 10.01.17 [1, с. 4] обозначены следующие трудовые функции: педагогическое сопровождение, организация образовательной среды и организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Нам видится, что формирование индивидуального учебного маршрута опирается на (1) осознание самим учеником своих способностей, потребностей, целей обучения; (2) представления специалистов, работающих с учеником, о его способностях, сильных и слабых сторонах, о потенциальных целях и результатах обучения, путях их достижения; (3) отраженные в науке (психологии, педагогике, дефектологии и т. д.) представления о возможностях данной категории детей. Мы полагаем, что тьюторское сопровождение учеников со значительными интеллектуальными нарушениями имеет ряд особенностей, которые невозможно игнорировать.

Личный опыт работы тьютором в классах «Особый ребенок» (3, 4, 5 классы) школы №231 Адмиралтейского р-на гор. Санкт-Петербурга позволяет заключить следующее.

Тьюторское сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью не может ограничиваться исключительно помощью в реализации им своего образовательного маршрута.

Важность особого расширенного поля тьюторского сопровождения ребенка со значительными нарушениями интеллекта имеет в своей основе следующие причины (на основании опыта работы в младших классах «Особый ребенок»):

  1. нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточность мотивации (необходимость постоянного стимулирования познавательного интереса);
  2. реализация учебной деятельности в условиях сохраняющейся значимости деятельности игровой (обязательность включения элементов игры в процесс обучения, поиск «обходных путей» освоение материала);
  3. наличие в программе предметов, содержание которых имеет общеразвивающий, воспитательный уклон (социально-бытовая ориентация, основы безопасности жизнедеятельности, развития речи);
  4. упор не на освоение определенных дисциплин (физики, химии и т. п.), а на формирование у ребенка общих представлений об окружающем мире, элементарных навыков взаимодействия с ним, навыков самостоятельности;
  5. неотделимость эмоционального, личностного развития от интеллектуального.

Тьюторское сопровождение ребенка со значительными нарушениями интеллектуального развития можно определить не как курирование учебной деятельности, а как курирование и проживание вместе с ребенком его взросления и развития в целом.

Таким образом, тьюторское сопровождение в классе «Особый ребенок» может, на наш взгляд, включать в себя:

  • Непосредственное участие специалиста в создании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося;
  • Постоянный мониторинг текущих достижений ребенка с целью своевременной корректировки его образовательного маршрута с учетом представлений о зоне его ближайшего развития;
  • Сопровождение ребенка во всех сферах, в которых он может нуждаться в этом сопровождении;
  • Постоянная ориентация на развитие самостоятельности ребенка;
  • Поощрение активности, инициативности, любознательности;
  • Поддержание (и, возможно, инициация) тесного и продуктивного  взаимодействия между всеми специалистами, работающими с ребенком (психологом, педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем, учителями-предметниками), родителями (близкими родственниками, другими людьми, участвующими в жизни ребенка);
  • Нацеленность на интеграцию всей имеющейся о ребенке информации, реализацию принципов командности и единства в работе с ребенком.

Таким образом, тьюторское сопровождение способно обеспечить максимальную индивидуализацию образовательного маршрута для ребенка с интеллектуальными нарушениями при условии необходимого расширения поля взаимодействия между тьютором и учащимся.

Литература

  1. Профессиональный стандарт: Специалист в области воспитания. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года, № 10н.
  2. Вагнер И. В., Ткачева А. А. Экология детства: факторы культуры, воспитание и профессиональная компетентность педагога. Экология детства. 2015. №9. С. 21-26.
  3. Ивошина Т. Г. Экопсихологический подход к организации образовательной среды (опыт индивидуализирующего обучения). Психологическая наука и образование. 1998. №1. С. 43-51.
  4. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. М.: НИИ Школьных технологий. 2006. 184 с.