Групповые арт - терапевтические занятия
Занятия разработаны для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.Занятия способствуют созданию доверительных отношений между участниками группы, помогают снять напряженность, повышают самооценку, развивают творческие способности, позволяют поверить в себя в различных ситуациях, снимают опасность социально значимых последствий. Тематика и содержание занятий просты и доступны для детей от 10 до 13 лет, посещающих арт-терапевтические занятия с педагогом-психологом, имеющие различные трудности в эмоциональной сфере, межличностных отношениях, поведении и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_art_-_terapevticheskie_zanyatiya.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «МОСТ»
Групповые арт – терапевтические занятия
для учащихся 10 – 13 лет
Педагог – психолог
Зяблицкая О.В.
г. Биробиджан, 2018
Занятия разработаны для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.
Занятия способствуют созданию доверительных отношений между участниками группы, помогают снять напряженность, повышают самооценку, развивают творческие способности, позволяют поверить в себя в различных ситуациях, снимают опасность социально значимых последствий. Тематика и содержание занятий просты и доступны для детей от 10 до 13 лет, посещающих арт-терапевтические занятия с педагогом-психологом, имеющие различные трудности в эмоциональной сфере, межличностных отношениях, поведении и самооценки.
Актуальность занятий заключается в том, что художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт-терапии выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Использование методов арт-терапии в работе с детьми позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
Цель занятий - создание оптимальных условий для устранения неэффективного психологического напряжения и формирование положительного «Я– образа» и самооценки.
Задачи:
Диагностические:
- изучение психологического состояния и эмоционального здоровья детей.
Коррекционные:
- коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
- коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
Развивающие:
- развитие умения контролировать свои действия;
- развитие воображения;
- развитие познавательных процессов, необходимых для успешной учебной деятельности, саморазвития и адаптации к учебному процессу.
Стрессотерапевтические:
- снятие эмоционального напряжения;
- стабилизирование эмоционально-волевой сферы детей;
-способствование нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости;
- способствование осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию;
- способствование расширению эмоционального опыта.
Коммуникативные:
- формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
Социализирующие:
- поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
- воспитание положительно эмоционального отношения к взрослым, сверстникам и самому себе.
Ожидаемые результаты
Участники занятий:
- научатся работать со своими переживаниями; распознавать свои эмоции и чувства; понимать и сопереживать другим; адекватно оценивать себя и окружающих; видеть свой внутренний ресурс и использовать его.
- овладеют способами и навыками освобождения от негативных переживаний (тревожности, страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов; методами релаксации, самоконтроля.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность арт-терапевтических занятий: 60 минут.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
1. Знакомство в сенсорной комнате
Первое занятие настраивает детей на последующие встречи, знакомит друг с другом и с правилами существования группы.
Ребята рассаживаются кружком на ковре (места заранее указаны подушками). Происходит ритуал знакомства. Для этого подойдут любые игры на установление контакта, запоминание имен. Например, «Снежный ком», ««Имя», «Ветер дует на…».
Примерный список основных правил:
1) внимательно слушать друг друга;
2) не перебивать говорящего;
3) уважать мнение друг друга;
4) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
5) все должны чувствовать себя комфортно;
6) все сказанное на занятии должно остаться конфиденциальным, если не было решено иначе.
7) у каждого будет своего альбома, в котором мы будем творить. Каждый сам решает, демонстрировать его другим или оставить в тайне.
НЕОБХОДИМО продумать ритуал приветствия и прощания!
2. Разминка – антистрессовая гимнастика «Винт» (Приложение 1)
Переход в творческую мастерскую. Ребятам раздаются альбомы. Они прикрепляют на обложку выбранную карточку.
3. Упражнение «Мое настроение»
Цель: предоставить возможность детям выразить свои чувства, снижение тревожности.
Детям дается инструкция: «Нарисовать свое настроение». Все участники, по желанию используя цветные карандаши или краски, на листе бумаги изображают свое настроение «здесь и сейчас». В случае если кто-то из детей изобразил плохое или мрачное настроение, психолог может предложить ему нарисовать на новом листе то, что могло бы улучшить это настроение.
4. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
ЗАНЯТИЕ №2 «СОТВОРЕНИЕ МИРА»
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа на ковре
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер, поздороваться, при желании рассказать о чем-нибудь важном или волнующем.
3. Упражнение «Сотворение мира»
Цель: творческое самораскрытие детей, развитие воображения, снижение тревожности, эмоционального напряжения.
Детям дается инструкция: «Придумать свой мир (страну, континент, государство). На листке, слева дети обводят свою руку. Далее, каждый из полученного контура делает флаг этого мира, используя карандаши, цветную бумагу, краски. После того, как рисунок выполнен, необходимо:
- подчеркнуть характерные и отличительные особенности своего мира;
- кто населяет этот мир;
- приблизительная численность населения;
- чем занимается население, наиболее востребованные профессии;
- угрожает или может ли угрожать миру что-либо;
- культурные традиции (флаг, герб, правила, мифы, легенды, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в этот мир).
После этого происходит презентация готовых миров.
Обсуждение. Что было сложного в упражнении? Что было легко?
4. Разминка – антистрессовая гимнастика «Целительные руки».
5. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
6. Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ № 3 «МАСКИ»
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа на ковре
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер и рассказать о чем-нибудь важном или волнующем.
3. Упражнение «Маски»
Цель: Самовыражение, самосознание детей. Работа с различными чувствами и состояниями, развитие навыков активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Детям предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги формата А4 рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, карандаши, журналы и др., маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Ребенок сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления, т.е. нужно рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.
4. Разминка – антистрессовая гимнастика «Сосулька».
5. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
6. Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ № 4 «ПРЕКРАСНЫЙ САД»
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа на ковре
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер рассказать о чем-нибудь важном или волнующем.
3. Упражнение «Прекрасный сад»
Цель: Развитие эмоционального мира, развитие навыков коммуникации.
Детям дается инструкция: Закройте глаза и представьте, что вы оказались в саду. Вообразите, себя цветком. Если бы вы были растением то, каким? Какие были бы у вас листья? Были бы у вас шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит ваш стебель и корни? Где вы растете, и что вас окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за вами? А теперь вы возвращаетесь обратно. Откройте глаза и когда будете готовы, нарисуйте свой цветок. Не беспокойтесь о том, как вы нарисуете, главное, чтобы вы могли описать свой цветок. Ребенок изображает себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного.
4. Разминка – антистрессовая гимнастика «Корабль и ветер».
5. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
6. Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ №5 «РОБОТЫ»
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа на ковре.
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер рассказать о чем-нибудь важном или волнующем.
3. Упражнение «Подарок». Дети дарят друг другу подарок жестами.
4. Упражнение «Роботы»
Цель: Создание целостного образа своего Я, развитие воображения, снижение страхов. Детям предлагается набор метафорических ассоциативных карт «Роботы». Каждому ребенку нужно из набора метафорических карт собрать своего робота и по предлагаемым вопроса придумать ему историю.
Вопросы: Как его зовут? Пол робота, его возраст. Из какого материала он создан? Чем он занимается? С какой целью он был создан? Что он умеет делать? Как он себя чувствует здесь и сейчас? Он злой или добрый? Как он общается? С кем? Источник его питания? Ломается ли он? Как можно его починить? Как он развивается, можно ли его усовершенствовать? Чего он боится больше всего, а чего нет?
4. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
5. Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ № 6 «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ АВТОПОРТРЕТ»
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа на ковре.
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер рассказать о чем-нибудь важном или волнующем.
3. Упражнение «Метафорический автопортрет»
Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие интереса к себе, осознание различных ролей, формирование эго-идентичности, развитие креативности.
Детям необходимо представить себя в виде какого-нибудь предмета или животного, которым они себя ассоциируют. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с другой — животное либо растение. После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица, либо придумать историю (сказку), в которой бы рассказывалось о том, кто он, как его зовут, что он любит и что не любит и т. д. Далее разрабатывается и разыгрывается сценарий, в котором должны участвовать все эти герои.
4. Разминка – антистрессовая гимнастика «Водопад».
5. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
6. Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ № 7 «СОСУД, НАПОЛНЕННЫЙ СМЫСЛОМ»
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа на ковре.
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер рассказать о чем-нибудь важном или волнующем.
3. Упражнение «Комплименты».
Сидя в кругу, дети друг другу делают по очереди комплименты.
4. Упражнение «Сосуд, наполненный смыслом»
Цель: улучшение эмоционального и физического состояния, повышение самооценки, развитие взаимоотношений с окружающими людьми.
Детям нужно сосредоточиться и мысленно соотнести себя с формой какого – либо сосуда. Это могут быть кувшин, ваза, кубок, фляга, чашка, бутылка, банка, чайник произвольной конфигурации и размера. Затем каждый берет бумагу формата А4 для реализации своей идеи. После этого дети подходят к столу с разложенными картами и берут те, которые созвучны их внутреннему и внешнему облику. Рисунок контура предмета на белой поверхности желательно создать быстро, одной непрерывной линией. Затем на основании выбранных карт каждый ребенок насыщает свой рисунок цветом. Когда работа будет закончена, каждый рассказывает историю от имени своего сосуда. История может быть, как автобиографическая, так и фантастическая. В любом случае сосуд будет представлять собой «вместилище» эмоций, мыслей и чувств автора.
5. Разминка – антистрессовая гимнастика «Воздушный шарик».
6. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей.
7. Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ № 8 «МОЙ ПОРТРЕТ»
Данное занятие является последним в цикле, дети знают об этом заранее.
1. Ритуал приветствия.
2. Диагностическое задание «Рисунок в круге»
Так же как на первом занятии, ребята разукрашивают круги. Новые рисунки сравниваются с нарисованными раньше. Дети выбирают, какой их них нравится им больше — первый или второй. Более позитивным является выбор рисунка, выполненного на данном занятии. Это указывает на то, что за период встреч у ребенка усилилось самопринятие.
3. Упражнение «Мой портрет»
Ведущий. Сегодня последнее занятие. Очень хочется, чтобы на память о наших встречах в игровой комнате остались ваши портреты.
Цель: закрепление положительных изменений, возникших в ходе арт-терапевтической групповой работы у детей, а также осмысление детьми того опыта, который они приобрели в группе. Направлено на познание себя и изменений, приобретенных в группе.
Детям предлагается в своих альбомах нарисовать свой портрет, используя цветные карандаши, краски, цветную бумагу и другой материал.
4. Итог занятия
Итог занятия должен логично завершить цикл встреч. Несмотря на то, что содержание занятий повторяется в работе со всеми группами, каждая из них обладает уникальностью и собственной психологической атмосферой.
По окончанию занятий всем детям торжественно вручаются именные сертификаты, в которых перечислены их сильные качества, продемонстрированные за период встреч.
Приложение 1
«Антистрессовая гимнастика для детей»
Упражнения на релаксацию и дыхание.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.
Этюды на расслабление мышц.
Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения в нашей модификации.
«Штанга»
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
"Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Психолог читает эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"
«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
Игры, способствующие расслаблению.
Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать». Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.
«Водопад»
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
«Танцующие руки»
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты). Игра проводится под музыку.