Особенности психологии детей с задержкой психического развития.
Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми, успешными, поэтому если что-то в развитии ребенка пошло не так, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуалины, поэтому незначительное отклонение от нормативных показателей в сроках развития ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить психолога и врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihologii_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психологии детей
с задержкой психического развития
Задержка психического развития ребенка является сложным явлением, находящимся в поле исследований психологов, педагогов, специалистов в области педиатрии и детской неврологии. Сложность представляет определение точного перечня симптомов, отличающих этот вид нарушения от других (умственной отсталости, аутизма и др.) и описание особенностей ребенка с задержкой психического развития. Диагноз ЗПР традиционно устанавливается у детей дошкольного возраста и младших школьников для того, чтобы организовать систематическую коррекционную работу и исключить возникновение отклоняющегося поведения.
Международная классификация заболеваний предлагает характеристику состояний, которые обычно сопровождают такое нарушение и могут послужить тревожным сигналом для взрослых и педагогов, а также поводом к серьезному обследованию.
Для детей с задержкой психического развития характерны разнородные особенности в формировании организма и его функциональных систем:
- гиперактивность или сниженная активность;
- неспособность к планированию и контролю своего поведения;
- частые страхи, повышенная тревожность;
- низкое качество речи, отсутствие ее ритмичности;
- недержание мочи, энкопрез;
- непроизвольные сокращения мышц (мимические тики, тики конечностей).
Мыслительная и речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается недостаточной сформированностью. Обучающиеся с ЗПР отличаются нарушением сроков созревания функциональных систем, проблемами с вниманием, процессами запоминания, поведенческими особенностями, бедностью и переменчивостью эмоциональных проявлений, отсутствием успехов в учебе.
Поведенческие особенности дошкольников с ЗПР объясняются спецификой физиологических процессов, характерной для данного нарушения. Например, дети с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания в связи со следующими факторами:
- ухудшение самочувствия при недостатке кислорода;
- частые головные боли;
- реакция на свет, громкие или незнакомые звуки.
Поведение воспитанников с ЗПР имеет следующие яркие особенности:
- неустойчивость настроения, склонность к конфликтам, шалости, гиперактивность, капризы, апатия;
- неспособность к самооценке, контролю, саморегуляции и критике своего поведения; эгоистические проявления;
- неосознанность эмоциональных реакций и действий; непослушание.
В поведении детей с задержкой психического развития отмечаются особенности, обусловленные различными нарушениями в мозговой деятельности:
- тревожность в дневное время, страх оставаться дома без родителей;
- тревожный сон, сложности с засыпанием;
- беспричинная агрессивность;
- склонность к неожиданным резким движениям или крикам;
- повышенная двигательная активность;
- привычка говорить неправду;
- бесконтрольное усиление пищевых, сексуальных влечений;
- апатия, снижение активности, отсутствие интереса к любым занятиям.
Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:
- проблемы с концентрацией внимания;
- замедленность или реактивность реакции;
- быстро наступающая усталость;
- несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
- сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
- затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
- нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.
Если дошкольник с ЗПР вступает в общение, оно отличается ситуативным характером. По собственной инициативе дети с ЗПР не вступают в игру ровесников, наблюдают за чужой игрой недолго и без особенного интереса. Дети с ЗПР, включенные в совместную деятельность с ровесниками, перестают идти на контакт в случае малейшей неудачи или затруднения. Воспитанники с задержкой психического развития не интересуются одногруппниками или одноклассниками, обычно не имеют друзей или партнеров по играм, могут эпизодически с кем-то общаться или играть рядом с другими, но при этом не вступать с ними в отношения.
В отношениях с родителями дошкольник или младший школьник с ЗПР также имеет особенности: часто капризен, непослушен, негативно реагирует на просьбы и предложения, поэтому нужно выработать правильный стиль, избегая гипер-опекающего отношения, предъявления завышенных требований, безразличного отношения. Необходимо предъявлять четкие и понятные, несложные единые требования, строго организовывать режим, основанный на чередовании занятий и активного отдыха. Малышу с задержкой психического развития необходима поддержка родителей и родственников, усиленное внимание к его речевому развитию. Особенность в том, что с ним нужно много разговаривать, читать ему, выстраивать беседу-диалог.
Проблемы задержки психического развития детей остаются актуальными по причине увеличения количества дошкольников и младших школьников, у которых диагностируется это расстройство. Известно, что за последнее десятилетие их количество выросло в два раза, а 60 % случаев низкой успеваемости связано именно с тем, что ЗПР не была своевременно диагностирована и к ребенку предъявлялись те же требования, что и к его сверстникам без нарушений. Задача родителей – проявлять к своему малышу постоянное внимание, создавать условия для его гармоничного роста и своевременно обращаться к специалистам в случае обнаружения тревожных симптомов и особенностей.