Практические рекомендации для педагогов-психологов "Как организовать родительское собрание?"

Коркина Елена Алексеевна

В материале содержатся практические рекомендации для педагогов-психологов по организации работы с родителями (развенчивание мифов в общении с родителями, правила эффективного общения, алгоритм построения взаимодействия, описание конкретных практических упражнений).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ?

(ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Автор – составитель

Коркина Елена Алексеевна,

педагог – психолог МБОУ «Алябьевская СОШ»

с.п. Алябьевский

Советского района ХМАО-Югры Тюменской области

Одним из наиболее важных направлений в работе психолога является профилактика. Профилактическая работа с родителями, в основном, строится посредством 2-х основных форм работы: наглядная агитация на стендах и родительские собрания. Имеют место и деловые игры и тренинги, но обычно они менее распространены и имеют меньший охват родительской аудитории, поэтому имеет смысл максимально использовать возможности родительского собрания.

Здесь на первый план встает вопрос: что и как говорить на собрании, как сделать этот вид работы максимально эффективным, интересным, а также как построить взаимодействие с родителями так, чтобы возникла не конфликтная ситуация, а стремление к сотрудничеству?

Естественно, что каждый специалист по-своему находит оптимальный путь взаимодействия с родителями и приобретает со временем различные профессиональные «изюминки», помогающие максимально быстро установить контакт с аудиторией и завоевать ее внимание, служащее основой успешного восприятия информации. Но все же существуют рекомендации, способные помочь в подготовке и организации собраний.

Во-первых, начинающему специалисту можно порекомендовать принять во внимание то, что, как и во многих других областях профессионального взаимодействия, общение психолога с родителями может осложняться мифами.

Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу рассказать им что-то новое.

В психологии накоплен достаточный материал, который является источником полезных знаний для людей. Кроме того, опираясь на диагностические данные, психолог может поделиться с родителями профессиональными выводами о тенденциях развития их детей. Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, сделать акцент на самом важном, дать возможность посмотреть на предмет с различных точек зрения.

Миф 2. У другого психолога (более опытного, знающего) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой, довольны собранием, хотели бы встречаться с психологом снова и снова.

Безусловно, личностные характеристики и опыт специалиста играют роль, но в то же время каждому психологу приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией и незаинтересованностью. Важно понимать, что общение - процесс двусторонний, ответственность за его результаты несут обе стороны. Психолог может взять на себя ответственность за то, чтобы материал был интересным и актуальным, за установление партнерской, уважительной позиции, за собственную явку, в конце концов. Психолог не обязан отвечать за то, что не все родители заинтересовались темой, что не все уйдут, переполненные благодарностью и желанием вновь встретиться. Важно не кидаться в крайности, вставая на позиции или снизу (заискивание) или сверху (всезнайство) - обе они неэффективны в плане построения успешного взаимодействия.

Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентный психолог.

Никто не может знать все, даже в своей профессиональной области. В ситуации, когда психолог не знает ответа на заданный вопрос, можно произвести обмен мнениями, дискуссию, также можно вынести интересующую тему на другое собрание, когда будет возможность получше подготовиться.

Проанализировав несостоятельность вышеперечисленных мифов, психолог может обрести большую уверенность во взаимодействии с родителями.

После приобретения возможности почувствовать себя достаточно компетентным, перед психологом может стать следующий вопрос: «О чем говорить на собрании, является ли обсуждаемый вопрос актуальным для данных родителей?» Для того, чтобы не возникало данного затруднения, можно рекомендовать следующие пути построения взаимодействия с родителями.

Во-первых, в начале учебного года полезно произвести анкетирование - запрос по интересующим классных руководителей темам родительских собраний, запланировать данные собрания и начать готовиться к ним заранее.

Во-вторых, перед проведением родительского собрания рекомендуется реализовывать следующий алгоритм.

1.   Запрос   классного   руководителя:   на   консультации   обсуждаются   наиболее актуальные темы в классе,  выстраивается структура собрания,  чтобы оно было целостным и логичным; при необходимости подбираются диагностические средства для наглядного представления информации, которую целесообразно предъявлять на собрании в виде крупногабаритных графиков.

2.   Оценка учебных и поведенческих проблем учащихся через посещение уроков (при необходимости или во время планового школьного контроля).

3.  Диагностика проблемы у учащихся.

4.   Обозначение проблемы на родительском собрании.

5. При необходимости предложение совместного сотрудничества с родителями (организация  тренингов  детско-родительского  взаимодействия,   приглашение   на индивидуальные консультации).

И, наконец, для эффективной реализации данного алгоритма психологу необходимы конкретные практические методики работы с родителями. Еще раз подчеркиваем, что нужно максимально использовать возможности родительского собрания, в т.ч. и применяя элементы тренинга. Рекомендуется целесообразное применение активных форм сотрудничества, таких как диалог, брейнсторминг (мозговой  штурм),   игровые,   тренинговые упражнения,  ролевая   игра   и  другие психотерапевтические методики. Сразу хочется предупредить, что здесь следует придерживаться золотой середины: не перегружать родителей монотонным монологом, докладами, но и не усердствовать, применяя непривычные для родителей психологические приемы. Родители могут растеряться, столкнувшись с деятельностью, отклоняющейся от привычного стереотипа и даже никак не отреагировать на ваши предложения. Особенно сильное сопротивление может вызвать ролевая игра и мозговой штурм. Что же из этого следует? Может, вообще отказаться от этих и других форм интерактивного взаимодействия? Нет и еще раз нет! Но, как и при внедрении любых других новаций, рекомендуется делать это тактично, осторожно, с учетом психологических характеристик аудитории. Внедрение активных форм сотрудничества может стать эффективным при соблюдении ряда правил:

  • говорить простым языком, минимизируя применение профессиональных терминов;
  • не напирать на родителей, требуя ответа, активной работы мысли и продуцирования творческих идей; лучше действовать по обстоятельствам - иногда лучше незаметно заменить запланированное упражнение или заметно упростить его (особенно это касается метода мозгового штурма, для применения которого часто не оказывается даже достаточного числа участников - будет достаточно простого выдвижения 1-2 основных идей по решению проблемы, но придуманных и прочувствованных самими родителями);
  •  важно уловить каждую озвученную идею, показать, что она важна также, как все остальные; также необходимо дать почувствовать родителям равноценность методов как психолога, так и их собственных;
  • подытоживая результат совместной работы, рекомендуется сделать акцент на том, что родители сами выдвинули все идеи решения данной проблемы, поэтому велика вероятность их успешного воплощения.

Остается лишь порекомендовать конкретные психологические упражнения, которые являются универсальными и подойдут для собраний самой различной тематики.

1. «Ромашка» (или билетики). Читая по очереди однотипную информацию (например, советы по общению с детьми), родители смогут проявить активное участие и не устанут от звука одного и того же голоса.

2.  «Анализ чувств». При обсуждении какой - либо ситуации (особенно в роли собственных детей) можно фиксировать возникающие чувства, чтобы на этой основе было легче понять своих детей.

3. «Превращение минусов в плюсы». Записываются сначала отрицательные стороны явления (например, черты детей, осложняющие процесс обучения) - на левой стороне доски, затем (на правой стороне) - положительные, к которым мы стремимся. А потом в середине доски проводятся связующие стрелки, подписанные тем способом, которым мы будем превращать отрицательное в положительное. Например, лень будем «превращать» в работоспособность путем конкретного плана дел на день. Или, наоборот, поймем, что на основе отрицательных качеств (и это будет сильным психологическим ходом!) базируются положительные. Например, упрямство - это основа целеустремленности и т.п.

4.  «Заполни силуэт положительными качествами». Хорошо подходит для сложных случаев, когда перед родителями стоит трудная задача или они негативно воспринимают  детей в свете   обозначенных на собрании   проблем.   На доске нарисованы  силуэты мальчиков и девочек. Задача родителей -  заполнить  их записями положительных черт характера своих детей (лучше по командам - кто больше - проходит весело, оставляет позитивное эмоциональное впечатление от собрания).

5. «Назови положительное качество (свое или ребенка)». Рекомендуется проводить для актуализации родительской уверенности в своих возможностях или позитивного восприятия собственных детей.

6.     Брейнсторминг (или мозговой  штурм).   Рекомендуется  проводить в упрощенном   виде. Достаточно объединить родителей в команды,  назначить секретаря, который будет фиксировать идеи, и дать примерно 5 минут. Затем идеи озвучиваются, записываются на доске и анализируются.

7.     Ролевая   игра.   Можно иногда попробовать,  при позитивной  реакции родителей.  Можно использовать, например, в начальной школе,   проигрывая ситуации взаимодействия детей и родителей. К примеру, для первоклассников можно предложить проиграть следующие ситуации:   «учитель пожаловался на плохое поведение ребенка», «ребенок не может выполнить домашнее задание», «вам рассказали, что ваш ребенок побил одноклассника» и т.д. Затем проводится анализ моделей поведения, чувств, возникших во время проигрывания той или иной роли.

8.    Упражнение  «Я ответственен - я не ответственен».   Рекомендуется проводить тогда, когда родители стремятся  к  неравноценному  распределению ответственности  за проблему  между    собой    и    детьми.   Здесь  необходима направляющая помощь.

9.     «Раньше - сейчас».  Для анализа эффективности проведенной работы. Заполняется таблица.

РАНЬШЕ МЫ

СЕЙЧАС МЫ

Не умели...

Умеем...

Не любили…

Любим...

Не хотели...

Хотим...

Не знали...

Знаем...

 Затем анализируется.

10.  «Как   родитель   я   лучше   всего...»   Нужно   закончить   предложение, обозначив  свое  лучшее  родительское  качество  -  актуализирует родительскую уверенность в своих воспитательных возможностях.

11.   «Ради    своего    ребенка    мне    еще    предстоит    научиться...»    Также заканчивается   предложение   -   актуализируется   потенциал   развития   родителей, постановка проблемы.

12.   «Самое лучшее в моем ребенке - это...» Снова предлагается окончить предложение. Рекомендуется проводить для того, чтобы родители более позитивно воспринимали своих детей.

13.   «Подарок, который нельзя купить». Родители записывают на листочках, что бы они хотели «подарить» детям (сочувствие, помощь в выполнении домашних заданий,   заботу,   внимание   к   проблемам   в   отношениях,   поход   в  лес   и  т.д.) Рекомендуется  предложить  родителям  в  ближайшее  время  выполнить  то,  что написали (вслух не озвучивается).

14.   «Сделать детей  счастливыми».  Проводится  блиц - опрос родителей. Каждый говорит (или записывает) то, что может сделать его ребенка счастливым. Рекомендуется   реализовать   в   ближайшее   время.   При   выполнении   данного упражнения  рекомендуется делать  акцент  не  на материальных  желаниях,  а на совместных делах.

В методических источниках можно найти множество других упражнений для использования на собраниях.

В заключении можно порекомендовать к применению практические рекомендации по проведению эффективных собраний, разработанные Шевандриным Н.И. (4).

1.   Составьте конкретную повестку для собрания и бегло просмотрите ее перед началом собрания.

2.   Обеспечьте  свободный  обмен  информацией  между участниками   группы. Такой обмен возможен, если члены группы ведут себя на собрании в соответствии со своими ролями.

3.   Полностью используйте способности участников группы и поощряйте  их участие. Компетентность, опыт, информация и идеи всех участников должны быть привлечены для решения общей задачи.

4.   Создайте атмосферу доверия, с тем, чтобы участники группы не стеснялись открыто  и  тактично  комментировать точки зрения и идеи,   которые они не разделяют.

5.  Рассматривайте конфликт как положительный  фактор и старайтесь эффективно им управлять.

6.   Заканчивая    собрание,  кратко суммируйте  проведенное  обсуждение    и определите   будущие мероприятия, которые планируется осуществить в свете принятых решений.

Хочется пожелать всем коллегам успеха в реализации вышеописанных тезисов и взаимопонимания в работе с родителями!

ЛИТЕРАТУРА.

1.  Пилипко Н. Мифы и рифы. Размышления о работе психолога с родителями. //Школьный психолог, №5. 2004. С. 24-25.

2.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. - М: Генезис, 2001.

3.  Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2003. -176 с.

4.  Шевандрин. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. - М: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.