Интегрированная викторина-вертушка «Знаем, имеем право, красиво говорим» для обучающихся с ОВЗ и их родителей

Коркина Елена Алексеевна

Мероприятие предназначено для обучающихся с ОВЗ с разными нарушениями и их родителей.

В веселой динамичной форме происходит развитие обучающихся и сплочение семей.

Кроме конспекта есть еще приложения большого электронного веса. При необходимости пишите, пришлю электронной почтой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект мероприятия638 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс «Инклюзивное образование:

теория, практика, перспективы развития»

Номинация «Практика инклюзивного образования»

Название работы «Интегрированная викторина-вертушка

«Знаем, имеем право, красиво говорим»

 Адресат: обучающиеся с ОВЗ разного возраста (с 1 по 9 класс),

родители обучающихся.

Составители:

педагог-психолог Коркина Е.А.,

социальный педагог Чалых С.М.,

учитель-логопед Старцева С.М.

2017-2018 уч. г.

ТЕМА: «Инклюзивное сопровождение. Работа с родителями обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ОВЗ НОО».

ЦЕЛЬ:

Развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь родителям обучающихся с ОВЗ в построении эффективного коммуникационного процесса, обучение методикам познавательного развития.

ЗАДАЧИ:

Станция «Познавательная»

Станция «Разговорная»

Станция «Правовая»

  1. Обучающие:
  • Научиться работать слаженной командой для достижения цели.
  • Сформировать умение высказывания точки зрения, ее обоснования (по мере возможности).
  • Сформировать ориентацию на партнера по общению.
  • Обучить навыку рефлексии продуктивности собственной деятельности.
  1. Развивающие:
  • Развить познавательную мотивацию.
  • Развить целостность зрительного восприятия.
  • Развить пространственную ориентацию, моторную ловкость.
  • Развить мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), наглядно-образное мышление, умение излагать собственные мысли.
  • Развить умение учиться, работать в соответствии с образцом, по аналогии.
  • Развитие оперативной памяти, ее объема.
  • Развитие аттенционных процессов (скорости, устойчивости, распределения внимания).
  1. Воспитательные:
  • Воспитать целеустремленность, целеполагание, умение доводить начатое до конца, волевые навыки.
  • Воспитать уверенность в своих силах.
  • Воспитать эмпатийное принятие сверстников через совместную деятельность.

1. Коррекционно-образовательные: 

  • приобщать детей к умению определять звук в слове, проводить звуковой анализ слов;
  • продолжать работу  на узнавание букв алфавита;
  • расширять знания о пословицах;
  •  активизировать и обогащать словарный запас;
  • формировать связную речь

2. Коррекционно-развивающие: 

  • развивать зрительное и слуховое внимание и память, умственные способности детей;
  • создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
  •  способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания

3. Коррекционно-воспитательные: 

  • способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта;
  • воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий, позитивного отношения к занятиям, культуры поведения во время их проведения

4. Здоровьесберегающие:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • системное чередование нагрузок и отдыха.
  • познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка;
  • определить, какие различия существуют между правами и обязанностями детей;
  • побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения социальных ролей и нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • закрепление знаний детей о документах, регламентирующих права и обязанности человека;
  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • развитие умения применять правовые знания на практике;
  • совершенствование словарного запаса;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

ТИПЫ ФОРМИРУЕМЫХ УУД:

1. ЛИЧНОСТНЫЕ

1.1.Самоопределение

  • Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).          

1.2.Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • формирования мотивов достижения и социального признания.
  • формирования границ собственного знания и «незнания»

1.3.Морально-этическая ориентация:

  • знание основных  моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
  • ориентация на выполнение моральных норм,
  • оценка своих поступков.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

2.1. Общеучебные универсальные действия

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • структурирование знания.

2.2. Логические учебные действия

  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь  в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: приглашение родителей на игру, подбор времени с учетом разного расписания уроков обучающихся разных возрастов.

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ: 4 ведущих (3 ведущих на станциях (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог), 1 ведущий в коридоре, следящий за временем, звонящий в колокольчик).

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ДЕТАЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ: учет возрастных, речевых, физиологических особенностей (н-р, слабослышащие) обучающихся с ОВЗ, вариация заданий в соответствии с нарушениями, корректировка состава команд для того, чтобы они были примерно равными по возможностям (н-р, чтобы с неговорящими были те, кто достаточно владеет речью), при необходимости использование спец.оборудования для слабослышащих, указок для неговорящих и т.д.

Разновозрастной характер команд (использовать это для развития старших, чтобы они в процессе игры заботились о младших, помогали; вариативность заданий с учетом возраста).

МЕТОДЫ:

Классификация Перовского Е.И., Голант Е.Я., Лордкипанидзе Д.О.:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, диалоговых форм);

б) наглядные (использование ИКТ, музыкальных и видеофайлов, электронных иллюстраций, карточек);

в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера).

Классификация И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: объяснение, работа с мультимедийными материалами;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала.

Классификация Ю.К. Бабанского:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности обучающихся: объяснение, беседа, метод иллюстрации (электронной и печатной) при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: практические упражнения, рефлексия;

в) методы самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению нового

материала: практические упражнения, групповое обсуждение на основе ИКТ-средств;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и

навыков: практические упражнения;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: наблюдение за работой обучающихся, рефлексия.

ПРИЕМЫ: ИКТ, интеграция, инклюзия, прием викторины-вертушки, тренинговые упражнения, работа в группах и коллективное обсуждение, карточки, мультфильмы, музыка, видео, мультимедийная презентация, рефлексия, награждение, ситуация успеха.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 3 близко расположенных кабинета с табличками на дверях с названиями станций, рекреация для начала  мероприятия и награждения, мультимедийное оборудование, банк цифровых образовательных ресурсов (приложения), столы и стулья по числу участников, рабочие места трех ведущих, стол заседания жюри, колокольчик для звонков, секундомер ведущему, который следит за временем, маршрутные листы (приложение), карточки с заданиями, письменные принадлежности для работы команд, грамоты (приложения), смайлики для рефлексии.

ДАННЫЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ: мероприятие прошло в МБОУ «Алябьевская СОШ» 01.12.2017г., имело положительные развивающий и психологический эффект, отзывы участников. Опыт легко воспроизводить для разных категорий обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001. – 256с.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т.4.2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160с.

Коррекционный банк материалов для работы специалистов школы МБОУ «Алябьевская СОШ».

Методические коррекционные материалы РМО педагогов-психологов ОУ Советского района (в частности, Подоксеновой И., гимназия Г. Советский).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Приветствие ведущего. Вводное слово. Рассказ о целях мероприятия, структуре игры (знакомство с маршрутными листами, помещениями, ведущими). Актуализация особенностей взаимодействия с заботой о младших обучающихся, в том числе не говорящих и слабослышащих.
  1. Формирование команд (по желанию, с учетом особенностей детей либо с помощью психологической разминки «Атомы», когда участники собираются в команды по числу, указанному ведущим). Выбор названия и капитана (который будет водить команду по станциям). Выполнение упражнения «Тропинка» (для сплочения команд) (2 варианта, выполняется поочередно каждой командой, ведущий настраивает на дружность выполнения).

Текст «Тропинки».

1) Вам на пути попалась скользкая грязь… Дальше низкая горная пещера… Хорошая ровная дорога… И последнее препятствие – узкая горная расщелина, через которую нужно протиснуться. Поздравляю, вы успешно преодолели все препятствия.

2) У вас на пути – болото, которое можно преодолеть, только перепрыгивая с кочки на кочку… Показался мост над пропастью, состоящий из одной узкой дощечки… На пути последнее препятствие – небольшой забор (микроскамья), который нужно всем преодолеть… Поздравляю, вы успешно преодолели все препятствия.

3. Вертушка (капитаны находят по маршрутному листу 1-ую станцию, выполняют в течение 10 минут задания, по сигналу ведущего заканчивают работу, следующий сигнал – начало работы на следующей станции и т.д. трижды). По финальному длинному сигналу все собираются в рекреации.

4. Работа жюри. Объявление о начале работы жюри. Демонстрация познавательного мультфильма ожидающим участникам (н-р, «В стране невыученных уроков»). Подсчет баллов, подписывание грамот членами жюри (желательно, по номинациям) (см. приложение).

5. Церемония награждения (благодарственное слово жюри, подведение итогов работы команд, награждение родителей и обучающихся) (под торжественную музыку).

6. Рефлексия с помощью любой разновидности 3-х смайликов-жетонов (нравится/согласен, не очень, не нравится/не согласен).

1) Кому понравилось мероприятие?

2) Кто узнал что-то новое?

3) Кто помогал своей команде?

4) Кто был дружным?

7. Слово-отзыв присутствующим родителям (по желанию).

Содержание заданий на станциях.

1. «Познавательная» (№ задания обозначает номер электронного приложения).

Блок «Внимание».

  1. «Нади собаку среди котов», «Найди кота среди собак».
  1. «Найди отличия».

4. «Отыщи игрушки на полках».

5. «Найди слова».

Блок «Зрительное восприятие» (6 - отыщи предметы в зашумленном изображении).

Блок «Мышление».

7. «Чего не хватает?»

8. «Четвертый лишний (с доказательствами).

Блок «Память».

9. «Запомни последовательность».

10. Запомни картинку, придумывая к ней вопросы, и потом ответь на них по памяти.

2. «Речевая».

 (1  слайд)

 «Нам дан во владение

самый богатый, меткий

и поистине волшебный

русский язык»

К. Паустовский

И сегодня мы докажем, что он интересный, увлекательный  и занимательный! Вперёд к открытию тайн русского языка.

1 задание

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так:

(2 слайд) горсть – гость.

полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, тепло, беда, экран.

2 задание

Из звуков (букв) одного слова составьте как можно больше слов.

(2 слайд)ЗДОРОВЬЕ

( команде листочки для написания слов)

(зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред)

3 задание

Проверим ваши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке. Кто соберёт правильно быстрее, тот получит очко.

(Каждой команде по 15 карточек со словами)

(4 слайд – верный ответ)- айва, город, ель, зонт, корова, кот, окно, пенал, стул, ухо, хлеб, часы, щука, экран, якорь

4 задание

(5 слайд)

Покашакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Это ли не чудеса?

Отыщи внутри высказывания, какие предметы увидела Маша, когда пришла на кухню.

(листочки с высказываниями, время работы 1 минута)

  • Инна пыталась разбудить Жанну, но Жанна крепко спала.
  • Гриша выловилкарпа.
  • Ой, неспростаканитель эта!
  • Сначала мы долго спорили, а потом стали молчашкаф двигать.
  • Выручай, Николай!

5 задание

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность и точность. Задание отгадать пословицу по двум словам.

(6 слайд - на слайде слова из пословиц)

  1. Свет, тьма (Ученье свет, а неученье – тьма)
  2. Погибай, выручай (Сам погибай, а товарища выручай)
  3. Встречают, провожают (По одёжке встречают, по уму провожают)
  4. Кормит, портит (Труд кормит, а лень портит)
  5. Отмерь, отрежь (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

6 задание

Крылатые слова и выражения… Фразеологизмы…  Что это такое?

(на листочках)

Вместо точек вставьте названия животных:

голоден, как …;

изворотлив, как …;

упрям, как …;

хитёр, как …;

надут, как …;

мокрый, как …;

труслив, как …;

нем, как …;

болтлив, как …;

здоров, как …;

грязный, как …;

колючий, как …

(волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл, курица, сорока, ёж)

7 задание

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем … (Незнайка)

Незнайка написал нам письмо. Давайте его прочитаем:

(7 слайд – текст письма Незнайки)

Минязавутнизнайка. я хажувшколу. В маёмпартфеле есть корондашы, титради, книги и ручьки. яочен люблю учиться.

Исправьте ошибки в письме Незнайки.

(листочки командам с текстом письма).

3. «Правовая».

1 этап “Собери пословицу”

(несколько пословиц из списка делятся на части, командам необходимо соединить части пословицы)

Не воровством добывают деньги,

чье мясо съела.

Легко воровать,

да на себя загляни – жить научишься!

Хоть с умом воровать,

летит и голова

Каков грех,

за собой и обязанности

Один раз украл,

под старость дыра.

Знает кошка,

тот и в ответе

За худые слова

да тяжело отвечать.

Права влекут

а беды не миновать

На других погляди,

кузнец своего счастья.

Смолоду прорешка

такова и расплата.

Жизнь дана

на добрые дела.

Человек

а навек вором стал.

Кто в деле,

а трудом.

Ответы.

  • Не воровством добывают деньги, а трудом.
  • Легко воровать, да тяжело отвечать.
  • Хоть с умом воровать, а беды не миновать.
  • Каков грех, такова и расплата.
  • Один раз украл, а навек вором стал.
  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • За худые слова летит и голова
  • Права влекут за собой и обязанности
  • На других погляди, да на себя загляни – жить научишься!
  • Смолоду прорешка под старость дыра.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Человек кузнец своего счастья.
  • Кто в деле, тот и в ответе.

2 этап “Песенный”

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. (Приложение 1).

  1. “Песня бременских музыкантов” – Право на свободу передвижения.
  2. “Чему учат в школе” - Право на образование.
  3. “Песенка мамонтенка” - Право жить и воспитываться в семье.
  4. “Чунга-Чанга” - Право на отдых.
  5. “В каждом маленьком ребенке” - Право на всестороннее развитие.
  6. “Какой чудесный день” - Право на занятие творчеством.
  7. “Кабы не было зимы” - Право на отдых, каникулы для детей.
  8. “Антошка” - Право на труд и отдых.
  9. “Пусть всегда будет солнце” - Право на жизнь и свободу.
  10. “До чего дошёл прогресс” - Право на пользование достижениями культуры.

3 этап “Правовой”

(назвать какое право нарушено в каждой сказке. (Приложение 2)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке “Заюшкина избушка” (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке “Лягушка-путешественница” (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке “Золотой ключик” (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Правом быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
  7. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает?(Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)    
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

4 этап “Права и обязанности”

(Приложение 3. После просмотра презентации и мультфильмов предложить выполнить задание: распределить права и обязанности школьников.)

  1. Бесплатное образование
  2. Активность в приобретении знаний
  3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. Удобное рабочее место
  5. Посещать школу в предназначенное для этого время
  6. Защита личной собственности
  7. Посещение школьных мероприятий
  8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
  9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
  10. Деловое сотрудничество с учителем
  11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
  12. Беречь школьное имущество

Ответы: Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12.