Программа занятий по психологии для учащихся с ЗПР 5-6 классов "Лабиринт души: терапевтические сказки"

Беркутова Элиза Мансуровна

Сказки в помощь родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_5-_6_kl._skk_skazkaterapiya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко – Сале

«Рассмотрено»                                              «Согласованно»                                             «Утверждено»

Руководитель МО                                      Заместитель директора по ОП                     Директор МБОУ «СОШ №»______ / Берденёва Ю.Е.                    __________/ Саттарова О.М.                          __________ / Л.В. Дюшко /

Протокол № ___от                                                     «     » сентября 201     года                   Приказ №

«       »  ______ 201  года                                                                                                        от «   » сентября 201 года            

Программа занятий по психологии

для учащихся с ЗПР 5-6 классов

«Лабиринт души: Терапевтические сказки»

Автор-составитель программы: педагог-психолог

Беркутова Э.М.

Тарко-Сале

2016

Пояснительная записка

Терапевтические сказки – это сказки для детей, не столько развлекающие их, но дающие родителям способ подсказать детям, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций.

В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

Терапевтическая сказка позволяет отделить от ребенка его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, дети негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается ребенком, как им самим найденное решение.

Часто дети настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Обычно, так бывает во время развода родителей или при рождении другого ребенка. Дети, в этих случаях, отказываются воспринимать реальность и пытаются вернуть привычный образ жизни, который существовал раньше. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне.

Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
  2. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  3. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
  4. Обучать рефлексивным умениям.

Программа создана для работы как индивидуально, так и с группой детей.

Длительность занятия – 40 минут.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Структура занятия:

1. Приветствие и вхождение в занятие.

2. Прочтение или прослушивание записи сказки.

3. Обсуждение сказки с детьми.

4. Проведение 2-3 упражнений или игр по проблеме поднятой в сказке.

5. Завершение (подведение итогов и прощание).

Занятие делится на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается, ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

 - Ролевые игры 

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

 - В психогимнастических играх у детей формируются:

  1. Принятие своего имени;
  2. Принятие своих качеств характера;
  3. Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
  4. Принятие своих прав и обязанностей.

 - Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

 - Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

 - Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например, «Что произойдет, если…», либо коллективное сочинение сказок.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).

 - Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

Ожидаемый результат:

  1. В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
  2. На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
  3. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
  4. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.
  5. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема

Тема: Сказка о Вороненке.

Тема: Сказка про ежика Витю

Тема: Роза и ромашка.

Тема: Цветок по имени Незабудка

Тема: Сказка про енота.

Тема: Помидор Сашка.

Тема: Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание

Тема: Сказка про маленькое Облачко.

Тема: Гномик.

Тема: Маленькое приведение

Тема: Скрипочка.

Тема: Кенгуренок Вася.

Тема: Цветик – семицветик.

Тема: Медвежонок и Старый Гриб.

Тема: Костерчик.

Тема: Котенок Маша.

Тема: Шустрик и Обжорик.

Тема: Кораблик.

Тема: Сказка о простой Царевне Любе, которой не хотелось учиться.

Тема: Гусеница – крапивница.

Тема: Сказка о Котенке, или чего мне волноваться?

Тема: Маленький Котенок.

Тема: Сказка о двух братьях и сильной волне.

Тема: Сказка о непоседливой Обезьянке

Тема: Нужная вещь.

Тема: Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму.

Тема: Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие.

Тема: Мальчик и Светлячок.

Тема: Девочка Надя и Баба Яга.

Тема: Часы.

Тема: Хвостатик.

Тема: Ловкая Лапка.

Тема: На маленькой полянке.

Тема: Сказка о Ежике.

Тематическое планирование

Урок 1

Тема: Сказка о Вороненке.

Цель: формирование уверенности, самостоятельности;

- работа над проблемой – тревожность и боязливость уч-ся.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока:

Орг. момент.

Чтение сказки: «Сказка о Вороненке»

Беседа по сказке.

Вопросы для обсуждения:

Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?

Как ты думаешь, Вороненок хотел летать? Чего он боялся?

Почему Вороненок все–таки полетел?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 2.

Тема: Сказка про ежика Витю.

Цель: формирование адекватной самооценки и коммуникативных способностей.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка про ежика Витю»

Беседа по сказке.

За что было обидно ежику, почему он плакал?

Что изменило жизнь ежика?

Кто такой настоящий друг, по мнению ежика? А как считаешь ты?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 3

Тема: Роза и ромашка.

Цель: формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Роза и ромашка».

Беседа по сказке.

Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?

Что значит «Все цветы хороши по-своему»?

Можно ли эту фразу сказать про людей?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 4.

Тема: Цветок по имени Незабудка.

Цель: формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Цветок по имени Незабудка»

Беседа по сказке.

Почему все цветы нападали на Незабудку? Что она при этом чувствовала?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 5.

Тема: Сказка про енота.

Цель: формирование коммуникативных способностей, умения устанавливать контакты;

- работа над проблемой – страхи в общении со сверстниками.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка про енота».

Беседа по сказке.

Из-за чего грустил Енот? Ты когда-нибудь грустил из-за того же?

Что мешало Еноту подружиться?

Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина?

Что помогло Еноту подружиться с Белочкой?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 6.

Тема: Помидор Сашка.

Цель: формирование коммуникативных способностей;

- работа с проблемой – депрессивные чувства, связанные со школой.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент.

Чтение сказки: «Помидор Сашка».

Беседа по сказке.

Как чувствовал себя Сашка в новом доме? Из-за чего он грустил?

Какой совет дала Сашке Ира?

Как Еще можно было бы помочь Сашке?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 7.

Тема: Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание.

Цель: работа с проблемой – гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент.

Чтение сказки: «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание».

Беседа по сказке.

Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же?

Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка?

Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 8.

Тема: Сказка про маленькое Облачко.

Цель: формирование коммуникативных способностей, адекватной самооценки;

- работа с проблемой – боязнь приведений.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент.

Чтение сказки: «Сказка про маленькое Облачко».

Беседа по сказке.

Почему Пуфик думал, что его никто не любит?

От чего стало Пуфику весело и легко? Что он понял?

С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 9.

Тема: Гномик.

Цель: работа с проблемой – негативные чувства (обида, злость ит.д.) по отношению к родителям, трудности контакта, непонимание.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент.

Чтение сказки: «Гномик».

Беседа по сказке.

Почему мама отругала Гномика? Была ли она права?

За что Гномик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?

Зачем гномик простил маму? Мог бы он этого не делать?

Что бы тогда было?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 10.

Тема: Маленькое приведение.

Цель: формирование коммуникативных способностей, адекватной самооценки;

- работа с проблемой – боязнь приведений.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент.

Чтение сказки: «Маленькое приведение».

Беседа по сказке.

Из-за чего переживало маленькое приведение?

Чем Добряк отличался от всех остальных, и как ему это помогло?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 11.

Тема: Скрипочка.

Цель: формирование адекватной самооценки.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Скрипочка».

Беседа по сказке.

От чего было обидно Скрипочке? Что она при этом чувствовала?

Что помогло Скрипочке стать нужной?

В чем было главное достоинство Скрипочки? А в чем твое?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 12.

Тема: Кенгуренок Вася.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки;

- работа с проблемой в учебе, вызванные страхом трудностей.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Кенгуренок Вася».

Беседа по сказке.

Почему Вася считал, что из него ничего не выйдет?

Чем волшебный посох помог Васе?

Почему Вася справился со всеми трудностями, несмотря на то, что старичок перепутал и дал ему вместо волшебного посоха обычную палку?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 13.

Тема: Цветик – семицветик.

Цель: работа с проблемой  - трудности  обучения в школе, конфликт с учителями.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Цветик – семицветик».

Беседа по сказке.

Что чувствовал Женя по отношению к учительнице?

Почему Женя во сне решил отдать цветик-семицветик?

Из-за чего и как изменилось отношение Жени к учительнице?

Почему Женя решил научиться писать без всякого волшебства? Согласен ли ты с ним? Как это сделать?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 14.

Тема: Медвежонок и Старый Гриб.

Цель: работа с проблемой - трудности  в учебе: неусидчивость, нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание, нежелание учиться.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Медвежонок и Старый Гриб».

Беседа по сказке.

Почему Медвежонку было трудно учиться?

В чем заключалось «волшебство» заклинания?

Почему вдруг Медвежонку понравилось учиться?

Что значит «Как захочешь, так оно и будет», согласен ли ты с этим?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 15.

Тема: Костерчик.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Костерчик».

Беседа по сказке.

Почему Костерчик боялся разгореться?

Из-за чего Костерчик все-таки решился разгореться?

Какую тайну Костерчик узнал от Мышки?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 16.

Тема: Котенок Маша.

Цель: формирование учебной мотивации;

- работа с проблемой – «нежелание» учиться и отрицательное отношение к школе.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Котенок Маша».

Беседа по сказке.

Зачем котенку Маше понадобилось Знание?

Перечисли горы, про которые рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них? Тебе приходилось с ними встречаться?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 17.

Тема: Шустрик и Обжорик.

Цель: работа с проблемой – школьные трудности. Переживания из-за оценок. Неудачи в учебе и вызванные этим депрессивные настроения.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Шустрик и Обжорик».

Беседа по сказке.

Почему Обжорик, получая плохие оценки, отличился, а  Шустрик – наоборот?

Что сказала Ежиха про оценки, согласен ли ты с ней?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 18.

Тема: Кораблик.

Цель: формирование учебной мотивации;

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Кораблик».

Беседа по сказке.

Почему Кораблик не хотел учиться?

Почему Кораблик потерялся?

Что понял Кораблик в результате своего приключения?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 19.

Тема: Сказка о простой Царевне Любе, которой не хотелось учиться.

Цель: формирование положительной школьной мотивации.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка о простой Царевне Любе, которой не хотелось учиться».

Беседа по сказке.

Почему Любе не нравилось учиться? Может быть, есть еще причины, о которых не написано в сказке?

Перечисли все, что сказал Любе Великий учитель. Подумай над каждой мыслью из четырех. Как ты себе ее понимаешь? Согласен ли ты с ней?

Что бы ты сказал Любе на месте Великого учителя?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 20.

Тема: Гусеница – крапивница.

Цель: формирование адекватной самооценки;

- работа с проблемой – страх трудностей и неуспеха.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Гусеница – крапивница».

Беседа по сказке.

Из-за чего переживал Хвостатик? О ком он думал?

О ком и о чем думал Хвостатик, когда бросился спасать девочку?

Как ты думаешь, что (если не брать в расчет случай) помогло Хвостатику снова ощутить, что его имя звучит «гордо и важно»?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 21.

Тема: Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?

Цель: формирование положительной школьной мотивации;

- работа с проблемой – страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться»?

Беседа по сказке.

Почему Котенок не хотел ходить в школу? Чего и почему он боялся?

Чем волшебные слова помогли Котенку?

Придумай сам новые, более сильные волшебные слова.

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 22.

Тема: Маленький Котенок.

Цель: формирование коммуникативных способностей, адекватной самооценки;

- работа с проблемой – одиночество, ощущение себя «белой вороной».

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Маленький Котенок».

Беседа по сказке.

Из-за чего грустил и переживал Котенок? Почему с ним не хотел играть?

Что понял Котенок, когда посмотрел на солнышко?

С тобой когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 23.

Тема: Сказка о двух братьях и сильной волне.

Цель: формирование умения контролировать себя, управлять своим поведением.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка о двух братьях и сильной волне».

Беседа по сказке.

Почему первый брат потерпел поражение?

Что такое сила воли, как ее тренировал второй брат?

Какие испытания проходил второй брат? Как они связаны с силой воли?

Чем может тебе помочь сильная воля? Как ты ее мог бы тренировать?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 24.

Тема: Сказка о непоседливой Обезьянке.

Цель: формирование концентрации внимания;

- работа с проблемой – гиперактивность.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка о непоседливой Обезьянке».

Беседа по сказке.

Как ты думаешь, что это были за Мерещелки? У тебя есть такие же?

Почему Девочка перестала бояться?

Почему Девочка стала  уверена, что справиться со своими Мерещелками?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 25.

Тема: Нужная вещь.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Нужная вещь».

Беседа по сказке.

Почему все вещи хотели быть нужными? Зачем это было им? Нужно ли это людям? А тебе?

Отчего было грустно толстому Мешку?

Что, кроме случая, помогло показать Мешку, что он тоже нужен?

В чем ошибались вещи, когда говорили Мешку про его ненужность? Согласен ли ты с тем, что нужен каждый, просто не каждый про это знает?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 26.

Тема: Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму.

Цель: работа с проблемой – негативные чувства (обида, злость ит.д.) по отношению к родителям, неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму».

Беседа по сказке.

За что Зайчик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?

Почему Зайчик вернулся к маме?

Что понял Зайчик из этой истории?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 27.

Тема: Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие.

Цель: работа с проблемой – страх темноты, ночные страхи, страшные сны. Общая боязливость.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие».

Беседа по сказке.

Как ты думаешь, что это были за Мерещелки? У тебя есть такие же?

Почему Девочка перестала бояться?

Почему Девочка стала уверена, что справится со своими Мерещелками?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 28.

Тема: Мальчик и Светлячок.

Цель: работа с проблемой – страх темноты. Общая боязливость.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Мальчик и Светлячок».

Беседа по сказке.

Как Светлячок помог Мальчику?

Что значит «темнота – это зеркало»?

Что значит «с чем приходишь – то и получаешь»?

Чему бы ты мог научиться у Мальчика и Светлячка?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 29.

Тема: Девочка Надя и Баба Яга.

Цель: работа с проблемой – чувство вины за нарушение родительских запретов. Высокая тревожность.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Девочка Надя и Баба Яга».

Беседа по сказке.

Расскажи, как Надя капризничала и не слушалась маму. Как Надя «расколдовала» Бабу Ягу?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 30.

Тема: Часы.

Цель: формирование умения организованности, собранности; - работа с проблемой – трудности усвоения порядка.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Часы».

Беседа по сказке.

Тебе нравится то, что произошло на письменном Столе, когда Часы встали? Как все это можно назвать, одним словом? Почему все вещи кричали: «Да здравствуют наши часы!»?

Что приятнее: порядок или беспорядок? Как добиться порядка?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 31.

Тема: Хвостатик.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки;

- работа с проблемой – «презрение» к себе и желание быть «другим».

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Хвостатик».

Беседа по сказке.

Из-за чего переживал Хвостатик? О ком он думал?

О ком и о чем думал Хвостатик, когда бросился спасать девочку?

Как ты думаешь, что (если не брать в расчет случай) помогло Хвостатику снова ощутить, что его имя звучит «гордо и важно»?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 32.

Тема: Ловкая Лапка.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки;

- работа с проблемой – скованность, стеснительность.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «Ловкая Лапка».

Беседа по сказке.

Из-за чего приключилась неудача с Ловкой Лапкой, и что он при этом чувствовал?

Как получилось, что паучка опять стали все любить? Что бы было, если бы он ничего не делал, а только сидел в углу, грустил и злился?

Что посоветовал бы паучок ребятам и зверятам, оказавшимся в такой же ситуации?

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 33.

Тема: На маленькой полянке.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент:

Чтение сказки: «На маленькой полянке».

Беседа по сказке.

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

Урок 34.

Тема: Сказка о Ежике.

Цель: формирование уверенности и адекватной самооценки, саморегуляции.

- работа с проблемой – трудности в осознании своих поступков и их контролировании.

Материал: цветные карандаши, чистые листы, музыка.

Содержание урока.

Орг. момент.

Чтение сказки: «Сказка о Ежике».

Беседа по сказке.

Рефлексия урока в форме «Изотерапия».

Подведение итогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.

2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.

3. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П.  Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.

5. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.

6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.

7. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ  и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.

8. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.

9. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с

10. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.

11. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.

12.Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.

13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.

14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.