обобщение опыта не тему "Профилактика злоупотребления психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья"

Удовиченко Валерия Николаевна

В рамках специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, учитывая социальный запрос на квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, была создана программа, которая направлена на профилактическую работу с детьми и подростками. Программа рассчитана на различные возрастные группы и учитывает психофизические особенности и потенциальные возможности воспитанников. Первоначально была проведена работа с педагогами: • обучающий семинар: «Злоупотребление психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья». • Тренинг с педагогами «Профилактика злоупотребленияпсихоактивных веществ детьми и подростками». • Семинар «Психологическое благополучие и здоровье учителя». • Тестирование. Следующим этапом была работа с родителями: • Родительское собрание «Злоупотребление психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья». • «Факты и мифы о наркотиках, наркомании, токсикомании». • «Роль семьи в формировании здорового образа жизни». • Анкетирование. • Организован родительский всеобуч. • «Семья и школа – общие проблемы». • «О стилях поведения и методах воспитания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

ГБОУ ДПО «Институт развития образования

Сахалинской области»

кафедра психологии и специальной педагогики

Профилактика злоупотребления психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья

Автор опыта: Удовиченко

Валерия Николаевна,

педагог – психолог

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №4 г. Охи

Оха,

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Информация об опыте                                                                                                   2

Раздел 2. Технология опыта                                                                                                          5

Раздел 3. Результативность опыта                                                                                             14

Список использованной литературы                                                                                         17

Рецензия на опыт работы                                                                                                            19

Приложение 1. Методическое обеспечение. Подготовка педагогов, родителей и специалистов школы                                                                                                                      20

Приложение 2.План работы профилактической программы «Береги здоровье смолоду!» на 2013 – 2015 учебный год                                                                                                             21

Приложение 3. Анкета выявления отношения к употреблению психоактивных веществ  22

Приложение 4. Результаты мониторинга вовлеченности обучающихся в употреблении психоактивных веществ                                                                                                              23

Приложение 5.Беседа «Курение – дело серьезное!»                                                                28

Приложение 6.Беседа «Курение или жизнь?»                                                                          30

Приложение 7. Профилактическое мероприятие «Поход по «Стране здоровья»                 34


РАЗДЕЛ 1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Ф.И.О.

Удовиченко Валерия Николаевна

Учреждение

МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 4 г. Охи, 694490, г.Оха, Сахалинская область, ул. Школьная, д. 15.

Тел. (факс) 8-4243722821,

e-mail: shkola4okha@mail.ru

Стаж работы в должности

11 лет

1. Тема передового педагогического опыта

Профилактика злоупотребление психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья

2. Источник изменений

Увеличение факторов риска употребления учащимися с ограниченными возможностями здоровья психоактивных веществ;

размыты позитивно социально значимые установки и мотивации на здоровый образ жизни

3. Идея изменений

Разработана и внедрена в работу профилактическая программа: «Верный ответ: Наркотикам нет!»

4. Концепция изменений

Приведены в систему все тематические мероприятия, планы.

Работа проводится через:

  • групповую работу;
  • тренинг поведения;
  • беседы;
  • лекции;
  • ролевые игры;
  • психогимнастики;
  • обсуждение проблемных ситуаций;
  • выбор приемлемого способа реагирования;
  • практикумы – семинары:
  • семинары

5. Условия реализации изменений

Помещение для проведения групповых работ;

приобретение мультимедийного проектора,

интерактивной доски;

приобретение комплексной программы «Сталкер» (с использованием принципа биологической обратной связи);

доступ к интернет - уроку (сайт www.fskn.gov.ru интернет–урок для школьников);

встречи с работниками медицины, полиции, волонтерской группой города

6. Публикации

Отданы в печать журнала «Сахалинское образование ХХI век»статьи:

- «Профилактика злоупотребления психоактивных веществ подростками в семье»,

-«Школьная адаптация младших школьников, имеющих задержку психического развития»

7. Результат изменений

Уменьшение факторов риска употребления курения и алкоголя и других психоактивных веществ;

формирование здорового жизненного стиля;

развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами

8. Описание инновационного опыта

В рамках специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, учитывая социальный запрос на квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, была создана программа, которая направлена на профилактическую работу с детьми и подростками.

Программа рассчитана на различные возрастные группы и учитывает психофизические особенности и потенциальные возможности воспитанников.

Первоначально была проведена работа с педагогами:

  • обучающий семинар: «Злоупотребление психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья».
  • Тренинг с педагогами «Профилактика злоупотребленияпсихоактивных веществ детьми и  подростками».
  • Семинар «Психологическое благополучие и здоровье учителя».
  • Тестирование.

Следующим этапом была работа с родителями:

  • Родительское собрание «Злоупотребление психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья».
  • «Факты и мифы о наркотиках, наркомании, токсикомании».
  • «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
  • Анкетирование.
  • Организован родительский всеобуч.
  • «Семья и школа – общие проблемы».
  • «О стилях поведения и методах воспитания».

Заключительным этапом была работа с детьми, подростками:

  • Анкетирование «Отношение к употреблению ПАВ»
  • Конкурс плакатов «Скажи наркотикам «НЕТ»!»
  • Лекция нарколога ЦРБ «Влияние алкоголя на организм подростка»
  • Театральные представления «Как медведь трубку курил», «Муха Цокотуха», «Вредные привычки»
  • Презентации «Мы за здоровый образ жизни», «Вредные привычки – как от них избавиться», «Школа – территория без сигарет»
  • Видеофильмы (сайт www.fskn.gov.ru Интернет – урок для школьников)
  • «Быть здоровым – жить в радости»

9. Экспертное заключение

Опыт актуален в связи с ростом численности детей и подростков РФ, употребляющих ПАВ. Представленный опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий. Но особую значимость он представляетдля педагогических работников коррекционных школ, так как направлен на работу с детьми и подростками  с ОВЗ. Автор в своей работе  определяет факторыриска ранней зависимости от наркотиков, алкоголя и табака.Педагогом-психологом разработана и внедрена в работу профилактическая программа: «Верный ответ: Наркотикам нет!».

Представлен план работы по программе со всеми субъектамиучебно-воспитательного процесса. Качество материалов, подтверждающих опыт, соответствует заявленной теме.

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Туаева Зоя Владимировна, член Экспертного совета при ИМО, заместитель директора по ВМР МБОУДОД ДЮСШ г.Охи


РАЗДЕЛ 2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Распространение табакокурения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков приняло за последние годы угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ (ПАВ). Средний возраст употребления наркотиков снизился до 10 лет.Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Становится очевидным, что уже нынешнее поколение подростков не будет способно воспроизвести здоровое потомство. Следующее малочисленное и менее здоровое поколение воспроизведет еще меньше и, вдобавок, потенциально больных в своей массе детей. Единственно возможным способом остановить распространение наркомании, токсикомании, алкоголизации является профилактика злоупотребления ПАВ.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществамив образовательной среде – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, т.е. профилактическая деятельность, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. 

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, алкоголизм, наркомания). К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики.

Педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Есть такая притча: «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и

бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь.

Тот стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Нельзя не учитывать, что в настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждаются значительная группа школьников, которые в силу своих особенностей развития (в т.ч. школьной и социальной дезадаптации) выпадают из общего числа более благополучных школьников.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подростки должны укрепить мысль о том, что именно они ответственны за свое здоровье и должны рассматривать его как высшую ценность.

Тем более что в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе стоит острая проблема «трудных» детей. Именно они более других склонны к курению, к употреблению алкоголя. Детей, которые обучаются в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе можно называть «педагогически запущенные», дети «группы риска», чаще же мы называем их «трудными». В психологической литературе выделяют три существенных признака понятия «трудные» дети.

В.Г.Степанов в книге «Психология трудных школьников» характеризует следующим образом «трудных» детей:

- во-первых, «трудные» дети - это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы, для их характеристики можно использовать термины:

«деликвентность» - цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьёзных криминальных преступлений,

«девиантность» - отклонения от принятых в обществе норм. Примерами девиантного поведения служат нарушения режима и дисциплины в школе, создание конфликтов между учениками или педагогами, учинение драк, прогулы занятий, отказ от учебы, неповиновение старшим, курение, употребление наркотических веществ, а также употребление алкоголя;

- во-вторых, у «трудных» детей и подростков поведение нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию;

- в-третьих, «трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

Как отмечает Вострокнутов В.Н., «по данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, составляет более 500 млн. человек».

Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом, при определенном стечении обстоятельств, нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.

Таенкова О.И. в своих работах указывала, что в последнее десятилетие употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Как указал в своей работе А.Г.Макеев, важную роль семья играет в формировании у детей и подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, зависимости употребления ПАВ:«Ответственная роль в воспитании молодого поколения принадлежит родителям. В здоровой семье родители ежедневно учат своих детей различать добро и зло, разъясняют им, что разрешено, а что находится под запретом, помогают избавиться от плохих манер и усвоить хорошие.

К сожалению, не всегда родители успевают изменяться вместе с подростком, перестраивать свои отношения с ним, свою родительскую воспитательную стратегию. Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем". До IX класса "благополучным" семьям удается передать своих детей в свободное время под ответственность тренеров, музыкантов, художников и т.д. А дальше они усиливают давление на детей в направлении их профессионального самоопределения и связанного с будущей работой (учебой) успеха.

В свободное время значительная часть старшеклассников обречена продолжать учебу: посещать кружки иностранных языков, подготовительные курсы в институт и заниматься в классах, сотрудничающих с вузами по определенной программе. Примерно в половине случаев родителям не удается достичь своих целей. Те из "благополучных", кто не выдерживает такой нагрузки, уже на этом этапе отдаляются от семьи и проходят социализацию в кругу сверстников при ослабленном влиянии родителей.

Сложность контингента обучающихся в школе детей подтверждает «социальный паспорт школы»: ежегодно сменяемость контингента школьников составляет от 15% до 20%; большинство обучающихся переходят в специальную (коррекционную) общеобразовательную школупо решению протокола территориальной психолого – медико – психологической комиссии (ТПМПК).

  • Каждые два года контингент обучающихся обновляется полностью.
  • В школе обучаются от 3 до 17 % школьников из многодетных семей, сироты.
  • До 30% обучающихся из неполных семей,
  • До 18% обучающихся из неблагополучных семей.
  • На учете в ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних) состоят от 7 до 15% обучающихся.
  • На внутришкольном учете состоят от10 до 16,6% обучающихся.
  • Количество преступлений, совершаемых обучающимися, составляет до 3%.

Поэтому профилактическая работа в школе должна быть направлена на детей и подростков, находящихся в  «группе риска», в нее включены подростки:

-состоящие на учете в милиции;

-поддерживающие связи с лицами, склонными к правонарушениям, пьянству, наркомании, вернувшимися из мест лишения свободы;

-проживающие в семьях, где родители или другие члены семьи злоупотребляют алкоголем, либо употребляют наркотические или психотропные вещества;

-подростки с нарушениями психосоциальной адаптации (пропуски уроков, уходы из школы, нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, семьей, учителями);

-жертвы психологического, физического и сексуального насилия.

В целом же детей и подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, можно характеризовать как детей, особо нуждающихся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

Педагогические наблюдения классными руководителями, социальным педагогом за детьми и подростками показали, что большинство из них употребляют психоактивные вещества (табакокурение, пиво, энергетические напитки, летучие токсические вещества, пары газа, бензина, клей «Момент»), в доверительных беседах, некоторые дети и подростки признались в употреблении ПАВ.

Осмотр детей и подростков школьной медсестрой показал,что от многих из них исходил запах табака, алкоголя. В беседе с ними они признались, что употребляли табак, алкоголь (пиво, энергетические напитки).

Беседы специалистов с родителями подтвердили употребление детьми и подростками психоактивных веществ, они встревожены данной ситуацией и не видят самостоятельного решения, выхода из нее.

Следовательно, особое внимание должно уделяться профилактике употребления ПАВ среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с негативными последствиями употребления детьми и подростками психоактивных веществ, профилактическая работа в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №4 г. Охи направлена на формирование осознанного негативного отношения к курению и алкоголю и пропаганде здорового образа жизни.

Для того чтобы активизировать работу школы в области профилактики, обобщить имеющийся положительный опыт работы педагогов, в целом было решено создать программу по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании.

Программа «Береги здоровье смолоду!» рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет в количестве 66 человек, из них 40 мальчиков и 26 девочек. Детей - инвалидов - 27 человек. Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных (в т.ч. и психофизических) особенностей детей и подростков.

Работа школы в данном направлении стала носить систематический характер с 2005 года, до этого она была эпизодической. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни была обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем школьников (см. приложение №4).

Профилактическую работу с детьми и подростками с отклонениями в развитии необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т.д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других психоактивных веществ. Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Необходимо говорить о том, что привыкание к алкоголю, табакокурению и наркотикам может быть моментальной с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, какие процессы происходят в организме после приема ПАВ. Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций.

Цель программы «Береги здоровье смолоду!»: формирование отношения к здоровью как самой важной жизненной ценности.

Лозунг: ПОМНИ! СИГАРЕТА, СПИД, НАРКОТА – ЭТО НЕ ДЛЯ ТЕБЯ!

Задачи программы:

  1. Обеспечить психолого – педагогическое сопровождение подростков, направленное на сознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля.
  2. Организовать психолого – педагогическое сопровождение родителей, педагогов и учащихся.
  3. Сформировать Я – концепцию (самооценку, отношение к себе, своим возможностям и недостаткам).
  4. Способствовать формированию и развитию:
  • Собственной системы ценностей, целей и установок;
  • Способности делать самостоятельный выбор;
  • Контролировать свое поведение;
  • Решать жизненные проблемы; умение оценивать критическую ситуацию и свои возможности;
  1. Учить умению общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы,

сопереживать и оказывать поддержку.

Предполагаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска употребления курения, алкоголя и наркотиков.
  2. Укрепление у детей и подростков, позитивных социально значимых установок и мотивации на здоровый образ жизни.
  3. Увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в организационный досуг.
  4. Увеличение числа эмоционально благополучных детей.

Подросток понимает

Подросток знает

Подросток умеет

Все наркотики – это сильнодействующие яды

Сильные и слабые наркотики - условное деление

Отличать ситуацию предложения наркотиков от менее опасной (например, предложение «покурить травку» от предложения «покурить»)

Каждый человек имеет право сказать «НЕТ» как другим, так и самому себе

•        Как может оказываться психологическое

давление;

•        способы и правила

поведения в ситуации

психологического давления

•        Сказать «нет» на предложение друзей, если то, чтоони предлагают, не соответствует собственному

желанию;

•        сопротивляться давлению;

•        обратиться за помощью

Наркомания -неизлечимая болезнь на всю жизнь

Зависимость может возникать даже после однократного употребления наркотика

Продумывать все «за» и «против» перед тем, как сделать выбор

На каждого человека сильно влияет его окружение

Каждый может сам влиять на свое окружение

•        Вести себя уверенно и неагрессивно;

•        четко формулировать свою позицию

В ситуации стресса человек может совершать необдуманные поступки

•        Способы выхода из стрессового состояния;

•        к каким специалистам можно обратиться в сложных ситуациях

•        Находить позитивную помощь в ситуации стресса;

•        различать свои чувства;

•        конструктивно выражать волнение, агрессию, гнев, страх, горе и др.;

•        использовать способы релаксации в ситуации стресса

Можно влиять на свое будущее

Свои желания и планы

•        Ставить достижимые позитивные цели;

•        планировать свои действия и уметь их осуществлять;

•        анализировать причины неудач и успехов

Личные отношения - важнейшая часть жизни

Как искать и выбирать друзей, начинать и заканчивать отношения

•        Доверять;

•        быть искренним;

•        находить друзей и отличать их от случайных знакомых и временных попутчиков;

•        разрешать конфликты

Профилактическая программа «Береги здоровье смолоду!» предполагает работу с детьми и подростками 11-18 лет.

Срок реализации 2012 -2015 учебного года.

Этапы работыпрограммы

1 этап. Информационно-методическое обеспечение

Срок реализации 1 этапа: 2012 -2013учебного года.

Предполагает подготовку педагогов, родителей, специалистов школы (см. приложение №1).

Использовались разнообразные методы и приемы профилактической работы: семинары; интерактивные методы, лекции; дискуссии, беседы, ролевые игры, психогимнастика, круглые столы, просмотр видеофильмов, индивидуальные консультации, использование материалов сайта www.fskn.gov.ru(интернет – урок для школьников).

2 этап.Профилактическая работа с детьми и подростками.

Срок реализации 2 этапа: 2013 -2015 учебные года

С учетом особенностей развития детей и подростков с отклонениями в развитии мы осуществили подбор форм и методов работы, разработали и внедрили программу по профилактике употребления ПАВ среди детей и подростков. Был составлен план работы по программе «Береги здоровье смолоду!» на 2013 -2014, 2014-2015 учебные года (см. приложение №2)

Методы и формы, используемые в профилактической работе с детьми и подростками: групповая работа; дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, круглые столы, просмотр видеофильмов, индивидуальная работа, интерактивные методы; использование материалов сайта www.fskn.gov.ru(интернет – урок для школьников);спортивные конкурсы,дни здоровья, театрализованные представления, ролевое моделирование, изучение положения ребенка в семье,конкурсы и выставки рисунков, плакатов.

Основные направления работы с обучающимися

  • Внедрение эффективных методов для обучения детей умению противостоять вовлечению в любые формы наркомании;
  • организация массовых мероприятий с учащимися по пропаганде ЗОЖ (линейки, акции);
  • создание условий для обеспечения занятости подростков во внеурочное время через организацию работы кружков, секций, клубов;
  • организация выставок литературы для обучающихся по профилактике;
  • проведение конкурсов плакатов, газет, агитбуклетов;
  • проведение диагностики обучающихся по проблеме наркомании, курения, алкоголизма.

В первую очередь было проведено первичное анкетирование в сентябре 2013 года «Отношение к употреблению ПАВ», с целью выявления у обучающихся симптомов первичной наркотизации (см. приложение №3)

Результат анкетирования представлен в диаграмме

Можно сделать вывод, что риск наркогенного заражения увеличен, большинство респондентов курят и употребляют алкоголь. Средний возраст приучения употребления табакокурения и алкоголя в 10 – 11 лет, есть даже 9 – летние курильщики. В основном приобщение происходит в кругу общих друзей.

Анкета №2 «Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ».

Это анкета позволяет выяснить, кто из учащихся употребляет или однократно пробовал ПАВ (сентябрь 2013 г.).

Количественный анализ данных показал, что:

- по проблеме «Курение» выявлено:

  • Регулярно курящие –51%  (учащиеся 7-9 классов);
  • Пробовавшие курить –22% ;
  • Не употребляли -27%;

- по проблеме «Алкоголь» выявлено:

  • Регулярно употребляющих алкоголь – 29%  (это учащиеся 8-9 классов);
  • Пробовавшие алкоголь – 27%;
  • Вообще не употребляли алкоголь – 44%.

-по проблеме «Наркотики» - выявлено:

  • Регулярно употребляющих – не выявлено;
  • Пробовавших  - 15%;
  • Не употребляли – 85% человек.

Также был использован опросник "Изучение вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ". Анкета (см. приложение №4), состоящая из 15 вопросов, универсальна по своему содержанию и отражает не только уровень употребления ПАВ (алкоголя, наркотиков, табака) подростками, но и их отношение к этой проблеме, а также ЗОЖ. Основной целью опроса было не только получить приближенную к действительности информацию о потреблении ПАВ в подростковой среде, что позволит объективно оценивать ситуацию в определенный период времени, но и на основании анализа полученных данных более грамотно и адресно проводить последующую профилактическую работу в классах

Проведены беседы с разыгрыванием проблемных ситуаций:

Профилактические мероприятия:

  • «Курение-дело серьезное!»(см.приложение  №5)
  • «Курение или жизнь» (см. приложение №6)
  • «Поход по «Стране Здоровья» (см. приложение №7)
  • «Как мальчики табачный дым победили»

Совместно с классными руководителями проведены классные часы:

«Мы живем в мире, где есть наркотики»

«Наш ответ: Наркотикам нет!»

«Хочешь быть здоровым – будь им!»

Проведена акция, приобщенная ко Всемирному дню отказа от курения «Поменяй сигарету на сладкую конфету!».


РАЗДЕЛ 3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В целях проверки эффективности предложенной программы нами было проведено заключительное анкетирование.  

Сравнительные результаты по анкете №1 «Выявлениеупотребления ПАВ» (сентябрь 2013 г. - май 2014 г).

Сравнительные результаты «Отношение к употреблению ПАВ»(сентябрь 2013 г.- май 2014 г).

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

увеличилось число детей и подростков (73%), отказавшихся от употребления ПАВ;

64% детей и подростков негативно относятся к ПАВ;

36% детей и подростков безразлично относятся к своему здоровью, продолжают употреблять психоактивные вещества.

Анкета «Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ»  (сентябрь 2013 г. – май 2014 г.)

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что:

- по проблеме «Курение» выявлено:

  • снизилось число регулярно курящих подростков;

- по проблеме «Алкоголь» выявлено:

  • снизилось число однократно пробовавших ПАВ;
  • отсутствуют регулярно употребляющие алкоголь;

-по проблеме «Наркотики» - выявлено:

  • не употребляющие составляет 100%.

Факторы употребления подростками табакокурения и алкоголя можно объяснить рядом причин:

  • индивидуальные особенности личности подростка с ОВЗ: низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства и др.;
  • отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление психоактивных веществ (ПАВ) членами семьи;
  • связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками;
  • выражение социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды:

- стремление получить новый опыт;

- открытие двери в группу сверстников;

-средство стать участником субкультурного жизненного стиля;

- акт отчаяния;

- демонстрация взрослого поведения;

- форма отчуждения от родительской опеки.

Общие выводы:

проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей и подростков снизился уровень никотиновой и алкогольной зависимости. Отсутствуют дети и подростки, употребляющие наркотики.

Это свидетельствует о правильно выбранном направлении и тактики работы педагогического коллектива по профилактике злоупотребления психоактивных веществ детьми и подростками.

Проведенные с детьми и подростками профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты.

Таким образом, при эффективной системе психолого-педагогической профилактики употребления наркотиков, алкоголя и курения подростками понижается уровень их предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, что еще раз доказывает эффективность предложенной нами программы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях /С.Б. Белогуров. - М., СПб.:1998.
  2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании /Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000
  3. Битенский В.С. Наркомания у подростков. /БитенскийВ.С. Наркомания у подростков. Киев .1988
  4. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». Работающие программы. / Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
  5. Игры: обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского-М., 1994
  6. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. /Практическое руководство для школьного психолога.- М.,1997
  7. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. /Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М., 1993
  8. Легальные и нелегальные наркотики; /Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
  9. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. /Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология.  – М., 1991
  10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя.7-11 классы. /Маюров А.Н., Маюров Я.А. -М.: Педагогическое общество России, 2004.
  11. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. /Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995
  12. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде /Вестник образования. № 8.2000 г.
  13. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. - СПб, 2003.
  14. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой - М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
  15. Причины распространения и пути профилактики наркомании. /Учебное пособие. Ростов-на–Дону, 2001.
  16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ /Под научным редактированием Л.М. Шипицыной. – Спб.: Издательство «Образование – Культура», 2003
  17. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997
  18. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде /Методическое пособие. -М., 2000
  19. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. \Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. - СПб, 1998
  20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. /Сирота Н.А., Ялтонский В. Программа формирования эдорового жизненного стиля. – М., Выпуск 5, 2000.
  21. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. /Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками - М., 1999
  22. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. \Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего - М., 1999

РЕЦЕНЗИЯ

на материалы передового педагогического опыта

педагога – психолога МБС(К)ОУ С(К)ОШ №4 г. Охи Удовиченко Валерии Николаевны

на тему: «Профилактика злоупотребления психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья».

Рассматриваемые в педагогическом опыте вопросы актуальны в связи с катастрофическим ростом числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков с ОВЗ.

Актуальность данной темы подтверждается рядом причин:

  • психофизическими особенностями детей и подростков с ОВЗ;
  • возрастными этапами, характерными для подросткового возраста, которые способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками;
  • ошибками семейного воспитания, нарушениями взаимоотношений в семье.

В достаточной степени использованы теоретические и нормативные источники по теме исследовательской работы

Автор в своей работе дает подробный анализ факторов риска ранней зависимости от наркотиков, алкоголя и табака.

Валерия Николаевна выполнила работу на достойном профессиональном уровне, она владеет теоретическими и практическими знаниями, методической литературой по данной проблеме. Раскрывает сущность понятий и причины алкоголизма, табакокурения и наркомании.

Важным в работе является рассмотрение вопроса профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков с отклонениями в развитии.

Автором проведена серьезная работа по исследованию эффективности предложенной программы и выбору методов и приемов в работе с детьми и подростками с ОВЗ.

Профилактическая работа, организованная в условиях совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса, будет, проходит успешно, если будут учитываться психофизические особенности развития детей и подростков с ОВЗ.

Рецензируемая работа носит исследовательский характер, имеет теоретическую и практическую значимость.

Может быть использована специалистами при организации работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков.

По актуальности и практической значимости данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к описанию инновационных авторских разработок на высшую квалификационную категорию.

Рецензент

Мингазова Юлия Григорьевна,

заместитель директора по УВРМБС(К)ОУ С(К)ОШ №4 г.Охи

Приложение № 1

Подготовка  педагогов,

родителей и специалистов школы

Наименование мероприятия

С кем проведено

Исполнители

Групповая консультация «Беда где-то рядом!»с использованием материалов сайта www.fskn.gov.ru(интернет – урок для школьников)

Родители 7-9 классов

Социальный педагог

Методическое объединение классных руководителей «Проблема вредных привычек у обучающихся»

Классные руководители 7-9 классов

Заместитель по воспитательной работе

Педсовет: «Роль педагога в формировании у обучающихся ценностного отношения к здоровью»

Педагогический коллектив  

Педагог-психолог

Организация выставок методической литературы по вопросам профилактики

Педагоги, родители

Библиотекарь

Изучение нормативных документов по профилактике

Педагогический коллектив  

Заместитель по воспитательной работе

Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни, разработок, методических материалов, памяток.

Оформление стенда в фойе школы: «Береги здоровье смолоду!»

Родители, обучающиеся

Социальный педагог, педагог-психолог

Рекомендации для проведения родительских собраний по проблемам наркомании и токсикомании

Классные руководители

Заместитель по воспитательной работе,социальный педагог, педагог - психолог

Родительский лекторий «В тесном контакте (школа и семья)»

Родители

Педагог-психолог

Групповая консультация «Что я знаю о наркотиках?»с использованием материалов сайта www.fskn.gov.ru(интернет – урок для школьников)

Родители

Педагог-психолог

Лекция «Стили родительского поведения»

Родители

Педагог-психолог

Создание методической копилки мероприятий, памяток по профилактике

Педагоги, родители

Педагог-психолог

Разработать систему мониторинга вредных привычек у обучающихся

Педагоги, родители

Педагог–психолог

Проведение индивидуальных консультаций по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

Родители, учащиеся

Педагог-психолог


Приложение № 2

План работы профилактической программы «Береги здоровье смолоду!»

на 2013 – 2014 учебный год

Мероприятие

Класс

Сроки

Ответственные

Выявление группы риска зависимых детей и подростков (наблюдение, анкетирование)

6–9 классы

Сентябрь

Медицинская сестра,

психолог

Анкетирование  «Изучение вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ»

7-9 классы

Октябрь

Психолог

«Чем опасно курение для женского организма?»

Встреча с медицинскимработником детской поликлиникой

8-9 классы (только для девочек)

I неделя ноября

Психолог,

медицинская  сестра

Профилактическое мероприятие «Почему надо соблюдать режим дня?»

6-8 классы

I неделя декабря

Психолог, классные руководители

Театрализованное представление «Волк и семеро козлят»

2-9 классы

II неделя февраля

Психолог,

соц. педагог

«Быть здоровым – жить в радости!»

7-8 классы

Март

Психолог

Профилактическое мероприятие «Курение-дело серьезное!»

7-8 классы

I неделя апреля

Психолог, соц. педагог

Театрализованное представление «Легенда про Сашу, Машу, Аркашу, Дашу да корову Глашу»

2-5 классы

III неделя апреля

Психолог,

педагог – организатор

Просмотр социального видеоролика «Вредная игра», видеоролика «Спортсмены против наркотиков» (использование сайта www.fskn.gov.ru «Интернет – урок для школьников»)

2–6 классы

I неделя июня

Воспитатели лагеря дневного пребывания

Выявление группы риска зависимых детей и подростков (наблюдение, анкетирование)

6–9 классы

Май  

Медицинская сестра,

психолог

2014 – 2015 учебный год

Мероприятие

Класс

Сроки

Ответственные

Выявление группы риска зависимых детей и подростков (наблюдение, анкетирование)

6–9 классы

Сентябрь

Медицинскаясестра,

психолог

Анкетирование  «Изучение вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ»

7-9 классы

Октябрь

Психолог

«Чем опасно курение и алкоголь для женского организма?»

Встреча с медицинскимработником детской поликлиникой

8-9 классы (для девочек)

Октябрь

Психолог, медицинскаясестра

Профилактическое мероприятие «Волшебный цветок здоровья, или  почему надо соблюдать режим дня?»

6-8 классы

Ноябрь  

Психолог

Антитабачная акция ко Всемирному дню отказа от курения (21 ноября)«Поменяй сигарету на сладкую конфету!»

7-9 классы

20–21 ноября

Социальный педагог, классные руководители, психолог

Профилактическое мероприятие «Курение или жизнь» (презентация)

7-9 классы

Классныеруководители, психолог

Профилактическое занятие «Как знания сила СПИД победила»

9 класс

1–5

декабря

Классныеруководители, психолог

Спортивное мероприятие «Спорт против СПИДа»

9 класс

1–5

декабря

Учитель физкультуры, психолог

Театрализованное представление «Муха - Цокотуха»

2-9 классы

Январь

Психолог, социальный

педагог

Профилактическое занятие «Быть здоровым – жить в радости»

7-8 классы

Февраль

Психолог

Театрализованное представление «Легенда про Сашу, Машу, Аркашу, Дашу да корову Глашу»

2-5 классы

Март

Психолог,

педагог – организатор

Просмотр социального видеоролика «Вредная игра», видеоролика «Спортсмены против наркотиков» (использование сайта www.fskn.gov.ru интернет – урок для школьников)

2–6 классы

Апрель

Классный руководитель,

психолог

Выявление группы риска зависимых детей и подростков (наблюдение, анкетирование)

6–9 классы

Май  

Психолог


Приложение № 3

Анкета

Мы предлагаем  Вам выразить свое отношение к употреблению наркотиков, табака, алкоголя и токсических веществ

Обведи кружком номера ответов, на которые Вы можете ответить утвердительно (т.е. да)

  1. Согласились бы Вы употребить наркотик, табак, алкоголь и токсические вещества, если бы Вам его предложил какой – нибудь авторитетный взрослый человек?
  2. Употребили бы Вы табак, алкоголь, токсические вещества после огорчений, ссор или после того, как взрослый отчитает Вас?
  3. Когда у Вас были проблемы или Вы чувствовали себя в затруднительном положении, Вы употребляли наркотики, табак, алкоголь, токсические вещества?
  4. Бывают ли такие случаи, что без наркотиков, табака, алкоголя и токсических веществ Вы чувствуете себя неважно, плохо?
  5. Испытывали ли Вы когда –нибудь чувство вины из – за того, что употребляли наркотики, табак, алкоголь, токсические вещества?
  6. Всегда есть причина, чтобы покурить или выпить спиртное?
  7. Пытались ли Вы что – нибудь сделать, чтобы контролировать свое употребление наркотиков?
  8. Увеличивается ли у Вас число проблем, связанных с деньгами или учебой?
  9. Не кажется ли Вам, что все больше людей стали обращаться с Вами несправедливо без достаточных на то оснований?
  10. Чувствуете ли Вы себя временами подавленно?

Обработка

Если подросток ответил «да» на более двух вопросов, то у него есть симптомы «первичной наркотизации»


Приложение №4

Результаты мониторинга вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ, проведенного в сентябре 2014 г.

1вопрос «Чем Вы предпочитаете заниматься в свое свободное время?»

Большинство учащихся (45%) в свое свободное время предпочитают общению со сверстниками, встречи с друзьями во дворе.

42% учащихся охотно посещают спортивные секции.

Остальные учащиеся отдают предпочтения чтению книг(5%),  проводят время одни дома (8%).

На 2 вопрос «Как Вы думаете, сколько ваших одноклассников курит?» учащиеся ответили следующим образом:

  • Никто -8%
  • Один-два человека - 13,5%
  • Половина -37%
  • Большинство – 41,5%

Вопрос 3.  «Курите ли Вы?»

Вопрос№4 «При каких обстоятельствах Вы впервые попробовали алкогольные напитки?»

  • 6% - не пробовали алкогольные напитки
  • 14% заявило, что пробовали вместе с родителями (на семейном торжестве)
  • 55% вместе со сверстниками во дворе, в подъезде, на пикнике
  • В незнакомой компании - 23%.

Вопрос 5 «Какое поведение человека по отношению к спиртным напиткам Вы считаете нормальным?»

Большинство подростков - 44% -уверены в том, что употреблять можно при  наличии денег и если есть подходящая компания.

Считают (21%) поведение человека нормальным, если отказаться от  употребления.

Столько же подростков считают нормальным поведение человека, если употреблять часто, но только слабые спиртные напитки.

Вопрос 6 «Считаете ли Вы, что наркотики — это серьёзная проблема для подростков?»

Настораживает тот факт, что 45% подростковсчитают наркотики несерьезной проблемой.

Также в ходе опроса мы постарались выяснить, насколько трудно подросткам достать табачные и алкогольные изделия. 

По мнению подростков, легче всего несовершеннолетним достать табачные изделия (62%) и алкогольные напитки  (38%).

10% опрошенных считают, что психоактивные вещества (табак, алкоголь, токсические вещества и т.д.) достать трудно, практически невозможно.

Наибольшим доверием среди окружающих, к которым можно обратиться за помощью при злоупотреблении ПАВ, у подростов пользуются друзья, родители.

На вопрос: "Если бы Вы захотели узнать, как противостоять рискованному поведению, чьей бы информации Вы поверили?", респонденты отвечали следующим образом:

  • полученной от родителей - 12%
  • от друзей - 47%
  • от классного руководителя (учителя) - 15%
  • от психологов - 26%
  • из средств массовой информации - 3%
  • просто знакомых - 23%

Какие, на Ваш взгляд, необходимо предпринять меры, чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния ПАВ?

Большинство детей и подростков (34%) склоняются к мнению, что принудительное  лечение будет способствовать снижению числа употребляющих ПАВ;

31% уверены, что для того, чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков, необходимо полностью запретить продажу сигарет и алкоголя; запретить рекламу в СМИ (31%);

12%; увеличить штрафы за употребление ПАВ в общественных местах;

32% - считает необходимым увеличить количество культурно-оздоровительных центров с возможностью бесплатного посещения кружков, секций и т.п.

Из всех видов профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в школе учащиеся чаще всего вспоминают беседы,профилактические мероприятия, театрализованные представление и просмотры кинофильмов (32%), которые у ребят вызывают негативное отношение к употреблению ПАВ.

Данный материал может быть использован в профилактической работе с детьми и подростками классными руководителями, социальным педагогом, педагогом – психологом в общеобразовательном учреждении. В результате данной работы появились новые учебные материалы: программа «Береги здоровье смолоду!», деятельность общественной школьной организации наркологический пост, анкеты для обучающихся, сценарии профилактических мероприятий, разработки бесед, ролевых игр, презентаций.

Как на Вас действует информация о ПАВ, которую Вы получаете из бесед в школе?Как на Вас действует информация о ПАВ, которую Вы получаете из бесед в школе

Помимо вышеперечисленных сведений в ходе исследования также было выяснено, что в большинстве семей (58%) учащихся не поддерживаются традиции по формированию  ЗОЖ.

Однако в 42% семьях учащихся,сохраняются традиции, укрепляющие здоровый образ жизни, прежде всего, это

- соблюдение принципов здорового питания - 26%;

- спортивные секции - 20,9%;

- туристические походы семьей - 17%;

- бег по утрам/вечерам – 14.

В заключение хотелось бы отметить, что тщательное изучение заполненных анкет позволило сделать вывод, что ответы учащихся являются достаточно честными, искренними и сведения, получаемые при анкетировании, можно считать близкими к достоверным. Результаты проведенного анкетирования имеют большое практическое значение для построения последующей профилактической работы, позволяя ее конкретизировать и сделать акцент на определенных моментах, характерных для школы в целом и для каждого класса в отдельности.

Таким образом, анкетирование учащихся по наркологическим проблемам позволяет:

  • получить достоверную информацию о ситуации с потреблением ПАВ и об отношении к этому подростков в  школе;
  • выявить группу риска на уровне класса по употреблению ПАВ, грамотно определить направление и спланировать последующую профилактическую работу в классе, школе с учетом выявленных особенностей ситуации на каждом из этих уровней.

Приложение №5

Беседа «Курение-дело серьезное!»(8 -9 классы)

Цели: способствовать формированию навыков отрицательного отношения к курению.

Задачи: способствовать формированию здорового образа жизни, дать представление о влиянии курения на молодую кожу.

Ход занятия:

1.Энергизатор «Рука к руке». Ведущий подает команды:

- рука к руке;

- нос к носу;

- спина к спине;

- хвост к хвосту;

- локоть к локтю и т. д.

По этой команде играющие быстро выбирают себе пару и становятся так, как сказал ведущий. Кто остается без пары, становится ведущим.

2.Объявление целей и темы занятия.

3.Мозговой штурм.

-Что такое кожа? (организм, защитный слой)

-Что необходимо соблюдать, чтобы кожа была здоровой? (личную гигиену)

-Какие факторы отрицательно влияют на кожу? (мороз, ветер, солнце, неподходящая косметика, дым сигарет)

4.Мини-лекция.

Всемирная организация здравоохранения считает, что табачная эпидемия, которая убивает около 5 млн. человек в год, является болезнью, распространяемой посредством рекламы, размещенной в том числе в кинофильмах и в мире моды.

В России в настоящее время курят 65% мужчин и свыше 30% женщин. Растет количество курящих детей и подростков. В старших классах курят 50% мальчиков и 40% девочек. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирают 270 тысяч человек.

Никотин губительно сказывается и на человеческой коже. Дело в том, что вещества, содержащиеся в табачном дыму, суживают мелкие сосуды. В результате ткани недополучают крови, а, значит, испытывают дефицит питания.

Организм людей, выкуривающих хотя бы 5 сигарет в день, большую часть времени испытывают «кислородное голодание», которое губительно сказывается на обмене веществ. Какое-то время природный потенциал помогает компенсировать это состояние, однако наступает момент, когда все внутренние ресурсы уже исчерпаны. И тогда обменные проблемы становятся видны невооруженным глазом.

Двух лет регулярного курения вполне достаточно для «табачной трансформации» - видимого изменения кожных покровов. Эпидермис, испытывающий постоянный дефицит кровообращения, становится блеклым и тусклым. Кроме того, меняется его цвет, текстура и упругость. Все эти изменения укладываются в понятие «кожа курильщика».

Существует еще и термин «лицо курильщика». У табакомана с большим стажем скулы значительно выступают вперед, резко обозначены носогубные борозды, а от углов рта под правильным углом отходят две симметричные складки. Кроме того, у него резко выражена морщинистость вокруг глаз.

Понятно, что курильщик выглядит намного старше своего некурящего ровесника. Табак является специфическим пусковым механизмом для фермента, расщепляющего коллаген. Разрушение этого белка приводит к самым трагическим последствиям: кожа, лишенная своего остова, начинает быстро дрябнуть. Морщины появляются с катастрофической скоростью, причем каждый последующий год курения лишь ускоряет процесс их образования. У курящего человека они формируются в 5 раз быстрее, чем у некурящего.

5.Игра «Черные шнурки»

Цель: разрядка, возможность увидеть общее, проявления фантазии

Описание: все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тем, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. По мере овладения игрой взрослые  ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков.

Ведущий предлагает подросткам:

1) Давайте походим как злой тигр, запертый в клетке.

2) Давайте сядем, как сидит курица под дождем.

3) Давайте встанем как солдат на посту и т.д.

6. Игра с движениями «Ветер, воздух, снег, солнце»

7. Работа в группах.

1)Нарисуйте «кожу курильщика».

2)Нарисовать «лицо курильщика»

3)Сопоставьте курильщика и человека, ведущего ЗОЖ.

4)Изобразите курильщика на уроке физкультуры. 

8.Защита проектов.

9. Рефлексия

-Что нового узнали?

-Что было самым интересным?


Приложение №6

Беседа: «Курение или жизнь»(7 – 9 классы)

Задачи:

  1. Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье человека.
  2. Сформировать представление об отрицательном влиянии курения на организм.
  3. Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.
  4. Коррекция мыслительных операций на основе анализа ситуаций, упражнения в запоминании.
  5. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

Ход мероприятия:

- Было ли у вас во рту что-нибудь ужасно невкусное?

- Что это было? Будете ли вы пробовать это еще раз?

- Ребята, а как вы думаете, приятен ли табачный дым?

- Табак - это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляютего, потому что он

вызывает привыкание.

-        Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться, что такое курение и влияет ли табакокурение на организм человека.

- Ребята, вы наверняка все видели курящих людей. А знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? (Выслушиваются ответы детей).

Табачный дым состоит из множества ядовитых веществ, которые способствуют возникновению злокачественных опухолей - рака. Но самым главным отравляющим веществом является никотин.Никотин - это главный яд, влияет на работу мозга, приводит к привыканию, затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу, учащает сердцебиение.

Поэтому люди, которые курят, не могут пробежать даже короткую дистанцию, быстро начинают задыхаться, их сердцу очень тяжело, оно страдает и болит.

Никотин - это прозрачная маслянистая жидкость со жгучим вкусом. Именно такой вкус ощущает курильщик, когда докуривает окурок, где оседает никотин. В фильтре сигареты может скопиться такое количество никотина, которого достаточно, чтобы убить лошадь.

Вы наверняка слышали такое выражение «Капля никотина убивает лошадь». Но если быть более точным, то одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей. Такова реальная сила никотинового яда.

Ребята, а как вы думаете, влияет ли никотин на организм человека?

Рассмотрите рисунок.

На какие органы влияет табачный дым?

Как вы думаете, что с ними при этом происходит?

Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтыми.

Если к вам подойдет курящий человек, то вы сразу же почувствуете неприятный запах.

Человек, который курит, не способен в полную меру ощущать вкус еды, у него чаще всего не бывает аппетита.

Дым сигарет затрудняет дыхание, вызывает аллергический кашель.

Никотин, содержащийся в табачном дыме, затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

Курящий человек, чаще всего, бывает раздражительным, напряженным.

Работа в парах.

И это далеко не все пагубные последствия. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Вам необходимо рассмотреть рисунки, лежащие у вас на партах, и обсудить, какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение.

(- Одежда курильщика плохо пахнет.

- Курение - является более частой причиной пожаров.

-  На сигареты тратится очень много денег).

-Молодцы! Вы верно назвали последствия курения. И чтобы подтвердить вашу правоту, я предлагаю вам провести небольшие расчеты. Давайте попытаемся просчитать, сколько денег тратит курильщик впустую.Предположим, что пачка сигарет стоит 7 рублей. Курильщик курит по 1 пачке в день. Как вы думаете, сколько денег он истратит насигареты за 1 год?

Итак, начинаем считать. Нам известно, что пачка сигарет стоит 7 рублей, также нам известно, что в году 365 дней. Итого сумма, потраченная на сигареты, составит 2.555 рублей.

Ребята, как вы думаете, это большая сумма или маленькая?

А что можно купить, имея данную сумму денег?

Какой вывод можем сделать?

Верно, у курильщика, «в трубу улетают» огромные деньги, которые можно было бы использовать для других целей.

А сейчас попробуем решить еще одну задачу.

Мы с вами уже выяснили о том, что никотин - смертельный яддля организма человека.

Известно, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. В одной сигарете содержится от 3 до 12 мг никотина (в зависимости от сорта сигарет). Для расчета возьмем среднее количество мг никотина, ну предположим 6 мг.

Итак, приступаем к расчету. Мы знаем, что вес Коли составляет 50 кг, значит, смертельной дозой никотина для мальчика буде I50 мг. Если в 1 сигарете содержится 5 мг никотина, то смертельным может быть выкуривание приблизительно 8 сигарет одновременно. Если же в сигарете будет большее количество никотина - 12 мг, то намного сокращается количество сигарет, выкуривание которых опасно для жизни.

Итак, мы с вами провели расчеты. Какой вывод можем сделать после решения данной задачи?

Для пятиклассника смертельной дозой может стать от 4 до 8 сигарет.

Ребята, мы с вами сделали серьезные выводы о том, что курение не только пагубно влияет на организм человека, но и наноситсерьезный ущерб бюджету.

А как вы думаете, почему же многие люди курят? (Выслушиваются ответы).

Итак, причины, названные вами, это просто отговорки.

Поэтому разумнее всего не начинать курить вообще.

Выбор безопасных и интересных способов времяпровождения.

Человек в своей жизни может найти массу безопасных и интересных способов проводить время. Что, по вашему мнению, может являться интересным для человека занятием?

Ребята, а как вы думаете, люди, занимающиеся серьезно спортом, курят?

Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов никогда даже не пробовали курить.

Давайте вместе попробуем выбрать безопасные для здоровья и интересные способы времяпровождения.

Занятия спортом.

Занятия любимым делом (хобби).

Занятия в кружках.

Чтение литературы....

Итог.

Давайте подведем итог. О чем шла речь сегодня? Какие факты были для вас наиболее интересными? Какие выводы сделали в ходе занятия?

Выводы

Курение табака вредно для здоровья.

Курение может привести к излишним тратам денег.

Курение может привести к конфликтам с некурящими людьми, к конфликтам со взрослыми.

Курение является частой причиной пожаров, в результате которых гибнут ни в чем неповинные люди.

Курение и спорт несовместимы.

Курение можно заменить другим более полезным видом деятельности.

К какому главному выводу мы с вами пришли?

Верно. Лучше всего не начинать курить вообще.

Дети 5 – 6 классов исполняют песню «Никотину скажем «Нет!»(на мелодию В. Шаинского«Улыбка»)

Нас рекламой с толку сбить

нельзя,

Рекламируют, что нужно и не

нужно.

Что же выбрать, милые друзья?

Только лучшее - ответим мы вам

дружно!

Припев:

И тогда наверняка

Скажем вредному: «Пока!»

Мы здоровыми хотим служить

Отчизне.

И на целый белый свет

Никотину скажем: «Нет!»

Приложение №7

Поход по "Стране Здоровья" (2-6 классы)

Девиз: “Здоровье не купишь - его разум дарит”.

Цели:

  1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
  2. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.
  3. Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.

Оборудование:

  • Выставка рисунков детей по теме.
  • Карта “Страны Здоровья”.
  • Пословицы и поговорки по теме, записанные на карте.
  • Призы от Неболейки.
  • Памятки: “Правила закаливания”, “Первые шаги по закаливанию”.
  • Куклы для инсценировки стихотворения С.Маршака “Про Мимозу” и сказки Ю.Кушака “Репка”.
  • Предметы для игр: стакан с водой и соломинкой, воздушные шары.

Приглашены: медицинский работник школы, родители учащихся.

Пояснения к оформлению классной комнаты

На классной доске оформлена карта “Страны Здоровья”. Маршрут выделен красной линией со стрелкой. Каждый “привал” помечен пословицей, часть которой прикрыт крупными бумажными снежинками. Над картой - изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды в виде масок-символов. Дети рассажены на стулья полукругом. Приглашённые гости расположились по периметру кабинета.

Ход урока здоровья

1) Объявление темы

Дети здороваются с присутствующими: “Здравствуйте! Желаем всем здоровья!”

Учитель: Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

Я приглашаю всех присутствующих совершить весёлый “поход” по “Стране Здоровья”, в ходе которого будем учиться беречь и укреплять своё здоровье, правильно закаливаться. Для начала дружно прочитаем девиз урока: “Здоровье не купишь - его разум дарит”.

2) “Поход”. Основная часть урока

Учитель: Очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдём пешком: раз-два! Раз - два! (Дети, стоя, маршируют на месте).

Учитель: А вот и первый привал. Если угадаем конец пословицы, сможем здесь передохнуть. Дети называют пословицу, а учитель убирает прикрывающие снежинки.

1 привал: “Чистота - ( залог здоровья)” (пояснение: слова, взятые в скобки, прикрыты “снежинками”.).

Ребят встречает санитарный пост класса. Санитары произносят хором: “От простой воды и мыла у микробов тают силы”. Они рассказывают о работе классного санпоста, называют имена детей, которые всегда аккуратны и загадывают свои загадки:

Он маленький и гладенький

Покорный, неспесивый.

А в скачке пеной брызгает

Как дикий конь ретивый. (Мыло)

Зубаст, не кусается,
Как он называется? (Гребешок)

Будь аккуратен,
Забудь лень.
Чисть им зубы
Каждый день. (Зубная щётка)

Санитары знакомят одноклассников с играми для укрепления органов дыхания:

Надуваем шары: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик - “ффф…”, медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик “лопается”. Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. “Шшш…” - произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях (повторяют 2-3 раза).

Учитель: Очень полезно для развития лёгких надувание настоящих шаров.

Дети надувают разноцветные шарики и дарят присутствующим взрослым.

Бульканье:у каждого ребёнка стакан или бутылочка, наполненная на треть водой. В стакан вставлена соломинка или коктейльная трубочка. Нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (повторяют 2-3 раза).

Кто громче? Принять правильную осанку, губы сомкнуть. Указательный палец правой руки надо положить на боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой половиной носа и произнести, выдыхая: “Ммм…”. Одновременно похлопывать указательным пальцем левой руки по левой половине носа. Дети поочерёдно выполняют упражнение, прижимая то правую, то левую половину носа.

Учитель: Спасибо нашим санитарам за интересный привал, а мы продолжаем свой путь. Прыжком - марш!

2 привал: “Здоровье в порядке - (спасибо зарядке)!”

Детей встречает кукольный персонаж из сказки Юрия Кушака “Репка”. Мышонок одет в спортивный костюм, в лапках держит гантели.

Мышонок:

Раз - два! Три - четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать
Бегемота поднимать!

Учитель: Ребята, что помогло Мышонку стать сильнее?

Дети: Занятия утренней гимнастикой и спортом!

Мышонок: Ребята, кто из вас каждый день выполняет утреннюю зарядку?

Заслушиваются ответы детей.

Мышонок: Что такое физкультура?

Дети: Тренировка и игра!

Мышонок:

Это бодрость и здоровье,
Это радость и веселье!
Плюс хорошая фигура -
Вот, что значит физкультура!

Мышонок проводит с ребятами физкультминутку, предлагая свои любимые упражнения: “Ванька - встанька”, “Мельница”, “Дровосек”, “Мячик”.

Ребята прощаются с Мышонком и отправляются дальше движением “лёгкий бег”.

3 привал:  «Добрый повар»

Детей встречает медработник школы и проводит беседу о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время, напоминает правила:

- ешьте 4 раза в день и никогда не “перекусывайте”;

- ешьте медленно, маленькими кусочками;

- пережёвывайте пищу как можно тщательнее;

- жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными;

- ограничьте потребление солёных блюд;

- употребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве;

- при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока.

-народная мудрость гласит: “В молоке - здоровье, в масле - благо, в мясе - сила”.

Ребята благодарят медработника школы за привал и отправляются далее по маршруту “на лыжах”.

4 привал: “Если хочешь быть здоров - (закаляйся)!”

Классный руководитель Нижнова А.С.

А.С.: Я должна выполнить поручение от нашего старого друга - Неболейки, передать пожелание крепкого здоровья всем присутствующим и горячий привет детям, которые за первое полугодие 2-го класса не пропустили по болезни ни одного урока.

А.С. перечисляет фамилии “неболеек” и вручает им специальные призы. Ребята отвечают на вопрос: “Вы не пропустили ни одного урока за полгода. Что вы предпринимаете, чтобы не болеть?”

Артём: Я всегда одеваюсь достаточно легко, чтобы можно было быстро двигаться. Мама рассказывала, что после выписки из роддома ежедневно выкладывала меня голеньким на широкий подоконник. Тёплое солнышко и свежий ветерок закаливали с детства.

Павел: Всё лето я провожу в деревне у любимой бабушки. Совсем близко протекает речка, в которой я купаюсь 2 раза в день: утром и вечером. Очень много ем фруктов и овощей.

Люда: Моя мама закаливается и нас приучает к этому. Мы: сестра Оля, брат Саша и я обливаемся прохладной водой, обтираемся снегом.

Председатель родительского комитета А.С. раздаёт детям специальные памятки.

“Правила закаливания”

  1. Закаляться нужно постепенно.
  2. Нельзя начинать закаливание во время болезни.
  3. Начал закаливание - не бросай и не делай перерывов.
  4. Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду.

“Первые шаги по закаливанию организма”

  1. Перед сном обязательно проветривай свою комнату.
  2. Не забывай о контрастных ванночках для ног.
  3. Утром выполняй зарядку при открытой форточке.
  4. Обтирайся водой комнатной температуры.

Ребята продолжают путь, имитируя движение “на коньках”.

5 привал: “Береги платье снову, (а здоровье - смолоду)”

Дети встречаются с героями стихотворения С.Михалкова “Про Мимозу”.

Разыгрывается кукольная сценка о мальчике, который изнежен и избалован своими родителями. Выступают ребята из классного кукольного “Театра здоровья”. А в конце небольшого представления дети произносят слова, которые сочинили вместе со своим учителем на занятиях кукольного кружка.

“Весёлые советы нашим родителям”

Дед

Я прожил на свете долго,
Старым стал, здоровья нет.
Но познал я в жизни много,
Разрешите дать совет.
Не растите лежебоку -
По режиму пусть встаёт,
По режиму спать ложиться-
И не будет вам хлопот!

Отец

Приучайте день встречать
С утренней зарядки.
Чтоб с осанкою прямой
Было всё в порядке!

Бабушка

Мы внучка избаловали,
Вырос нежным, как цветок.
Если б с детства закаляли -
Стал бы крепким мой дружок.

Сестра

Очень важно для учёбы
Зренье острое иметь.
Детей учите упражненьям,
Чтоб глаза свои беречь.

Тётя

Торты, пряники, конфеты
Детским так вредят зубам!
Лучше овощи и фрукты -
Вот здоровая еда!

Мама

После школы приучайте
Отдыхать своих ребят.
Прогулка успокоит нервы,
Добавит бодрости заряд.

Главный герой - мальчик по имени Витюша

Обещаю не лениться,
Зубы чистить, фрукты есть.
Только, милые, родные,
У меня условие есть.

Взрослые спрашивают хором: “Какое?!”

Витюша продолжает:

Скучно будет одному
Укреплять здоровье.
Давайте вместе начинать -
Вот моё условие!


Все взрослые хватаются за сердце: “Ах!”. Немая сцена.

Учитель: Ребята, как вы думаете, заботятся ли родители о здоровье своего сына по-настоящему? Что бы вы посоветовали им, чтобы Витя рос крепким, сильным, здоровым мальчиком?

Заслушиваются ответы детей и мнение присутствующих взрослых.

Учитель: До родной школы осталось совсем немного. Мы уже устали, поэтому будем двигаться дальше “полуприсядом”.

3) Итог “похода”

Школа: “Здоровье не купишь - (его разум дарит)”.

На трёх снежинках, которые прикрывали последнюю пословицу, с обратной стороны записаны вопросы для подведения итога “похода”, т.е. урока здоровья. Дети выходят к доске, берут по одной снежинке и отвечают на вопросы.

Вопросы:

  1. Какие основные средства закаливания ты знаешь?
  2. Какие правила закаливания ты сегодня запомнил?
  3. Что ещё необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?

Удовиченко Валерия Николаевна  «Профилактика злоупотребления психоактивных веществ детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья» Страница