Особенности тревожности и страхов у детей дошкольного возраста как следствия переживания стрессовых ситуаций.

Авторы: Хрусталева Т.И., Меньшикова А. А.

Аннотация: При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы: Хрусталева Т.И., Меньшикова А. А.

Название статьи: Особенности тревожности и страхов у детей дошкольного возраста  как следствия переживания стрессовых ситуаций.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что его сердит или огорчает. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [26].

Ребенок боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У детей все реально, следовательно, их страхи так же носят реальный характер.

Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников оказывается семья. Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [11].

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных (волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7-летнего возраста.

С возрастом количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано с тем, что ребенок не имеет положительного примера родителя того же пола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена. То же касается и детей из неблагополучных семей, и детей из семей, живущих замкнуто. Наиболее же страхам подвержены старшие дошкольники и девочки.

Психологи обращают особое внимание на следующие «кризисные» возрасты: 3–4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6–7 лет, 11–12 лет.

Максимум страхов наблюдается в 5-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

А. И. Захаров считает, что процесс приобретения страхов связан с действием трех факторов:

1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым «темпераментом». Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.

2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.

3. Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения [10].

Ребёнок начинает испытывать страхи и тревожность, начиная с раннего возраста. Это может происходить из-за социальной ситуации в семье, особенностей общения и взаимодействия с матерью и окружающими людьми ребёнка, неправильной системы воспитания.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от трех до семи лет. В этот период ребенок становится развитее как в интеллектуальном плане, так и в физическом. Он начинает хорошо разговаривать, его мироощущение расширяется, становится богаче и разнообразнее [1].

По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций и систем общественных отношений. То есть ребенок познает человека как представителя общества, осваивает взаимоотношения в социальном мире. Развитие этой формы общения связано с развитием сюжетно-ролевой игры, так как она выступает ведущей деятельностью ребенка. Помимо общения со взрослыми ребенок достигает развернутой формы общения со сверстниками («сверстничество», «товарищество»). По Ж. Пиаже общение со сверстниками определяется как «кооперация» на основе взаимного уважения между равными людьми [19].

Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними. И уже в старшем дошкольном возрасте конструктивная игра начинает преобразовываться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает что-то полезное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок поучается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображения и представления [29].

Именно в дошкольном и раннем возрасте закладывается основа дальнейшего развития ребенка. Известный советский педагог А.С. Макаренко говорил, что основы воспитания закладываются до 5 лет – это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали были до 5 лет. Также К.Д. Ушинский отмечал, что все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы [27].

Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст является фундаментом для формирования в дальнейшем здоровой личности как в психологическом, так и в физическом плане.

На сегодняшний день в мире происходят различные изменения: увеличивается темп жизни, изменяется экономическая ситуация в разных странах, увеличиваются конфликты, преступность. Можно сказать, что в настоящее время мир крайне нестабилен и полон перемен. Из-за этого многие взрослые начинают переживать, у них возникают хронические стрессы, что сказывается на воспитании детей.

Так как дети очень восприимчивы, то любой конфликт, случайно сказанное грубое слово в их адрес может отложиться у детей в памяти на всю оставшуюся жизнь. Они попадают в сложную ситуацию, когда не получают должной ласки и любви со стороны близких. Многие из таких детей попадают в категорию дети в трудной жизненной ситуации.

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, которые наиболее часто употребляются в психологической, социальной и педагогической практике. Исходя из федеральных законов Российской Федерации, можно утверждать, что «трудная жизненная ситуация» - это обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которое (или последствия которого) он не может преодолеть самостоятельно. Эти обстоятельства могут представлять опасность для здоровья индивида, для его нормальной жизнедеятельности, а также создавать угрозу для чести и достоинства с последующим применением насилия. Граждане, которые попали в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания. То есть ТЖС это такая ситуация, когда нарушается привычный для человека образ жизни, и он не может самостоятельно с этим справиться. Особенно необходима помощь детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, так как они еще не обладают опытом, ресурсами, чтобы разрешить возникшие проблемы.

В раннем детстве, когда закладываются основы личности, самыми значимыми являются для человека фигуры матери и отца (или заменяющих их людей). Если в этот важный период родители находятся рядом с ребёнком и внимательны к его нуждам, то у ребёнка формируется прочная привязанность к ним. Она создаёт базу для развития чувства безопасности и доверия к жизни. Боулби считает, что дети со сформированным чувством безопасности менее восприимчивы к страху, пока у них сохраняется доверие к объекту привязанности. Основными факторами недоверия и склонность к страху является угроза быть брошенным, и угроза потери родителей [4].

Известно, что отрыв ребенка от семьи, в первую очередь от матери, приводит к психической дезадаптации. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы и любви с последующей психологической депривацией негативно сказываются на психическом, физическом и социальном развитии ребенка. Например, изоляция ребенка от матери от года до трех лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллектуальной и личностной функции. Неблагоприятное течение развития ребенка приводит к негативному изменению психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, к формированию нервно-психологических расстройств. Это в дальнейшем может привести ребенка к социально-педагогической запущенности, то есть несформированность у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания. Социально-педагогическая запущенность берет начало с трехлетнего возраста, то есть с начало развития у ребенка самосознания [23].

В настоящее время большинство ученых главной причиной дезадаптации личности считают социальные причины, которые появляются вследствие неправильного воспитания, нарушения общения человека в коллективе. Данная дезадаптация происходит больше в детском и подростковом возрасте [15]. Данный дезадаптации личности могут приводить в различные последствия, одним из которых выступает нервно -психологическое расстройство. Начиная с раннего возраста ребенка отрицательное действие средовых факторов таких, как отклонение в воспитание, конфликты в семье, жизненные трудности, невзгоды. Часто в первые годы жизни неблагоприятное воздействие оказывают такие психотравмирующие события, как помещение в больницу без матери, начало посещения яслей и детского сада, рождение брата или сестры с переключением внимания матери. Все это может происходить на фоне конфликтов в семье, разводов, испугов, шоковых переживаний, включая несчастные случаи и операции. Также сюда могут входить непоследовательное и контрастно-противоположное отношение в семье, неучастие отца при воспитании или его отсутствие, дефицит любви со стороны матери пишет А.И. Захаров.

Психологическими исследованиями было показано, что главным условием гармоничного психического развития маленького ребенка служат искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Анатомическая и функциональная незрелость всех систем организма в этом возрасте делает заботу родителей необходимым условием выживания. Ласка матери, тепло ее тела при кормлении - все это служит для ребенка символом защищенности, столь же необходимым для его нормального развития, как и правильное вскармливание. Для гармоничного формирования характера ребенка нужно, чтобы рядом находился хотя бы один взрослый человек, любящий и безоговорочно принимающий его.

Дети же в трудной жизненной ситуации постоянно находятся в таких обстоятельствах, которые нарушают их привычную жизнь. Они все время находятся в эмоционально-психологическом напряжение, переживают. Из-за этого происходит реактивное заострение эмоциональной чувствительности в виде сензитивности. Она рассматривается как сочетание эмоциональной неустойчивости, беспокойства, ранимости и уязвимости «Я». Они пытаются повысить потребность в безопасности, любви и сочувствии, но не могут ее реализовать из-за отношения родителей и сложившихся обстоятельств. Длительная эмоциональной неудовлетворенность и психическая напряженность в целом указывают на наличие хронической психотравмирующей ситуации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети, находящихся в ТЖС находятся в обстоятельствах (совокупности обстоятельств), объективно нарушающие их жизнедеятельность, которые (или последствия которых) ребенок не может преодолеть самостоятельно. К тому же эти обстоятельства могут представлять опасность для жизни и здоровья ребенка. Так как дети постоянно пребывают в состояние незащищённости, они испытывают эмоциональную неудовлетворенность и психическую напряженность, то есть находятся в состояние хронического стресса.

Выводы:

Страх и тревожность содержат в себе общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Ребёнок испытывает страхи и тревожность, начиная с раннего возраста. Это может происходить из-за социальной ситуации в семье, особенностей общения и взаимодействия с матерью и окружающими людьми ребёнка, неправильной системы воспитания.

Максимум страхов наблюдается в 5-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд.

Трудная жизненная ситуация выступает обстоятельством, которое нарушает привычную жизнь человека, и он не может справиться с этой проблемой самостоятельно.

Дети в трудной жизненной ситуации постоянно находятся в таких обстоятельствах, которые нарушают их привычную жизнь. Они все время находятся в эмоционально-психологическом напряжении, переживают. Такой ребенок обладает повышенной чувствительностью к происходящим с ним событиям. Эта чувствительность сопровождается тревожностью и страхами.

Литература:

1. Асеев В. Г., Возрастная психология: Учеб. Пособие. – Иркутск: ИГПИ, 1989. – 193 с.

2. Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж.А., Социальные ситуации. Гл. 12. Стрессовые ситуации // Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – с. 220

3. Боулби Дж., Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.

4. Боулби Дж., Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.  

5. Вард И., Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.

6. Вейтен У., Ллойд М., Стресс и его эффекты / Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. – М.: Генезис, 2002. – 501-542 с.

7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Субъективные репрезентации организационной культуры и динамики развития психологического стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008.

8. Ганзен В. А., Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.

9. Дьяченко О. М., О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.  – 2001. – № 2. – с. 107.

10. Захаров А. И., Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000. – 448 с.

11. Захаров А.И., Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. – 222 с.

12. Захаров А.И., Происхождение детских неврозов и психотерапия. –  М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

13. Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.  

14. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.

15. Лакреева А. В., Хомутова М. В., Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – с. 135–140.

16. Лангмейер Й., Матейчик З., Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.

17. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998г.№124-ФЗ.

18. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

19. Обухова Л.Ф., Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 460 с.

20. Овчарова Р.В., Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

21. Петровский А.В., Общая психология. – М.: Просвещение, 1976 - 479 с.

22. Перлз Ф., Внутри и вне помойного ведра. – СПб.: Петербург-XXI век, 1995. – с.448.

23. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.  

24. Прихожан А. М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.

25. Психологический словарь / Под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – 604 с.

26. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

27. Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф., Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие. – Казань: Бриг, 2015. – 199 с.  

28. Щербатых Ю.В., Психология страха. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. – 512 с.  

29. Эльконин Д. Б., Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.