Выступление на педагогическом совете "Формы, методы, приемы и виды работ по развитию учебных способностей и творческих возможностей учащихся в процессе формирования образного мышления"

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога - психолога по развитию у обучающихся с нарушением интеллекта учебных способностей и творческих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_31.03.2016g.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формы, методы, приемы и виды работ по развитию учебных способностей и творческих возможностей учащихся в процессе формирования образного мышления.

31.03.2016

Мышление – является высшим познавательным психическим процессом,  представляющим собой порождение нового знания, активную форму творческого отношение и преобразование человеком действительности.

   Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познания ограничивалось только теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и  другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление.

                                                                                     Пример.

   Часть мозга, в котором происходит процесс мышления называется передним мозгом, он занимает 85% объема от общего объема мозга, остальные 15% составляют мозжечок и ствол мозга. Мозжечок управляет равновесием тела, а ствол «отвечает» за поддержание сердцебиения и дыхания.

   Передний мозг, который иногда называют «мыслительной шляпой», разделен на 2 части - правое и левое полушарие. Полушария связаны между собой пучком нервных волокон, которые называют мозолистым телом.

   Ученые исследовали функции каждого из полушарий, и, хотя полученные ими результаты несколько схематичны, удалось определить, что левое полушарие отвечает в основном за речь, математические способности, логическое мышление и принятие решений. ПРАВОЕ  полушарие обеспечивает восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии, а также ориентацию в пространстве.

Следовательно, от того какой участок полушария и насколько сильно поврежден зависит характер отставания ребенка в том или ином виде деятельности.

Результаты исследования показали, что полушария тесно взаимосвязаны, и иногда одно из них берет на себя функции другого. Оба полушария совместно участвуют в процессе обработки информации, обмениваясь сигналами через мозолистое тело.

   В обучающем процессе мышлению принадлежит особая роль, ведь именно с помощью мыслительных операций - сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, абстракции ребенку удается понять, осмыслить и усвоить предложенный педагогом материал. И если у ребенка не сформированы одна или несколько мыслительных операций это ведет к затрудненному усвоению, непониманию материала.

Выделяется несколько стадий развития мыслительной деятельности.

1 стадия – наглядно- действенное мышление. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Основным условием решения учебной задачи, в данном случае, будет являться правильно организованные действия с соответствующими предметами.

11 стадия- наглядно- образное мышление. Вид мышления, при котором ребенок оперирует не только предметами, но и их образами. На этой стадии развития мыслительной деятельности сам процесс мышления тесно связан с памятью, т.к. необходимые для мышления образы находятся в кратковременной и оперативной памяти ребенка. Для теоретического образного мышления образы извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются.

Т.к. у многих наших детей снижен уровень развития памяти, особенно оперативной у них возникает трудность вспомнить и описать ранее виденный предмет, хотя с момента его восприятия прошло совсем немного времени.

                                                            Пример – игра с игрушками.

111 стадия- словесно – логическое «взрослое» мышление. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Но наглядно- действенное, конкретно- образное мышление присутствует и во «взрослой», развитой словесно- логической деятельности. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В тоже время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

                                                            Пример

Образное мышление - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объекта (их частей, процессов, явлений) и сущности их взаимосвязи.

   Образное мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат которого в самой действительности на данный момент времени не существует. Являясь процессом познавательной деятельности образное мышление присутствует на всех стадиях развития мыслительной деятельности (о которых я говорила выше).

   Сформированное образное мышление помогает учащемуся более легко усваивать учебный материал, находить связи между объектами и предметами, выделять их существенные признаки, отвлекаясь от несущественных, это один из способов формирования абстрактного мышления.

     Наши дети и педагоги на пути формирования образного мышления встречаются с трудностями поскольку мыслительная деятельность наших детей имеет ряд особенностей, которые препятствуют формированию образного мышления.

   Эти особенности я хотела бы выделить и показать некоторые формы работы в этом направлении.

  1. Основой образного мышления является воображение, оно позволяет           человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Наши дети легче воссоздают образы, которые видели, но, если этот предмет нужно представить видоизмененным или в действии многие дети затрудняются в выполнении подобных заданий.

                                                                                 Пример.

         В своей работе мы используем проективную диагностическую методику « Несуществующее животное». Мы просим ребенка нарисовать животное, которое не существует и не существовало никогда, художественные способности значения не имеют. Большинство детей сразу говорит я не знаю, не умею, т.е. им трудно представить то, что они никогда не видели. После дополнительного разъяснения многие дети соглашаются рисовать, а некоторые отказываются.  Есть дети, которые рисуют животных состоящих из 2-3 реальных, что тоже говорит о низких творческих возможностях и слабо развитом воображении.

    Процесс работы воображения включается тогда, когда ребенку предлагается- представить что-либо, вообразить что-либо, вспомнить и домыслить….  .

                                                         Пример- описание школьного двора.

  1. Так как образное мышление направлено на отражение существенных свойств объекта, важно уметь выделить эти существенные свойства предметов, понятий.

Проводя методику на выделение существенных признаков было выявлено, что часто дети выделяют не главный, значимый признак, а наглядно более воспринимаемый или ситуационно более важный для ребенка.

                                                   Пример выполнения задания на выделения существенного признака детьми.

  1. Конкретность мышления, препятствующая развитию образного мышления, присутствует у 70% мною обследованных детей. При выполнении задания на обобщения дети обнаруживают конкретные связи. Самые трудные группы для обобщения - это люди и инструменты, здесь допускается наибольшее число ошибок. Но и в более легких вариантах дети тоже ошибаются- группируя шкаф с платьем (в шкафу хранят одежду), дерево с птицей (она на ней сидит). Рассматривая предмет наши дети, как правило, выделяют меньше характеризующих его признаков, выделяя главным образом только наглядно воспринимаемые.

     Когда педагог просит ребенка выполнить задание на обобщение он   формирует и закрепляет навык выделения в каждом объекте, понятии основное, главное, существенное.

Проводить такую работу можно как в сторону обобщения (пример), так и в сторону конкретизации (пример).

  1. Еще одна особенность мышления наших детей – это неспособность подавляющего большинства к установлению отвлеченных обобщений, абстрагированию.

Абстракция- это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других и становится самостоятельным объектом.

                                                                  Пример.

Большинство абстрактных понятий (истина, прогресс, свобода…), которые как бы потеряли связь с наглядными образами не понимаются нашими детьми. Но абстрактные понятия, которые могут быть сформированы через конкретные свойства и признаки могут быть усвоены детьми, тем более при осуществлении межпредметной связи.

                                                                  Пример формирования понятия музыкальные инструменты.

    На коррекционно- развивающих занятиях по познавательным процессам в 5-7 классах в мини- группах обязательно включены упражнения на развитие мышления в том числе и образного. Много внимания уделяется развитию операций мышления, особенно обобщению т.к. именно обобщение составляет основную операцию всякой познавательной деятельности. К сожалению занятиями охвачены не все дети, а только те которые по результатам диагностики имеют сниженный уровень развития познавательных процессов.

                                Примеры упражнений:

  1. Игра «Ассоциации»
  2. «Неоконченный рисунок»- показ.
  3. «Угадай имя» -показ
  4. Придумывание сказок или концовок сказок.

   Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа. В учебной деятельности такой вопрос чаще всего исходит от учителя.

Когда ребенку на уроке задается вопрос, он включает мыслительные процессы только в том случае если вопрос четко осознан и понят учеником, иначе ему не над чем будет думать.

Важно помнить, что большое значение при решении задачи имеет подсказка или промежуточная задача. Причем особенно важно на каком этапе дается такая помощь (на этапе ориентировочных действий, исполнительном этапе, этапе нахождения ответа)- это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Кого-то важно направить, кому-то помочь в процессе выполнения, а кому-то сформулировать ответ.

И если на уроке задавая вопрос Вы чувствуете, что ребенок осознал его, но не может быстро ответить, возможно это не означает то, что он не знает ответа, а скорость протекания мыслительных процессов ниже, чем у большинства.