Занятие психолога с педагогами по теме: «Повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в системе образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Колдаева Ольга Васильевна

Занятие психолога с педагогами по теме «Повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в системе образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

 

Цель: повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в области образования.

Задачи:

  1. повысить мотивацию к принятию и решению новых ситуаций;
  2. актуализировать ресурсы педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию;
  3. снять эмоциональное напряжение;
  4. обучить навыкам рефлексии.

Целевая аудитория: педагоги общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие психолога с педагогами по теме: «Повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в системе образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Подготовила

Колдаева Ольга Васильевна,

 педагог-психолог

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 6»

-ЖЕЛЕЗНОГОРСК-

-2016-

Занятие психолога с педагогами по теме «Повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в системе образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Цель: повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в области образования.

Задачи:

  1. повысить мотивацию к принятию и решению новых ситуаций;
  2. актуализировать ресурсы педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию;
  3. снять эмоциональное напряжение;
  4. обучить навыкам рефлексии.

Целевая аудитория: педагоги общеобразовательных учреждений.

Материалы и оборудование:

  • листы бумаги
  • ручки
  • карандаши
  • раздаточный материал

Ход занятия

Вводная часть

1.  Упражнение «Разминка».

Цель: снятие психологических барьеров общения, повышение мотивации к участию в занятии, поднятие настроения.

Ход упражнения: Психолог: «Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о новых образовательных стандартах второго поколения, возможно посмотрим на них несколько с иной стороны, нежели раньше, настроимся на их реализацию. Для того, чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе работы придерживаться следующих правил:

  • Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).
  • Я - высказывание (говорим только о себе и своих ощущениях).
  • Безоценочность суждений (чужие мысли не интерпретировать)
  • Активность (время занятия регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно)
  • Правило «стоп» (если я не хочу о чём- то высказываться, я передаю слово другому).

Согласны с правилами? Возражений нет? Ну тогда приступим.

1.  Упражнение «Имя».

Цель: снятие психологических барьеров общения, повышение мотивации к участию в занятии, поднятие настроения.

      Ход занятия:   Психолог:  «Но сначала давайте поближе познакомимся друг с другом, чтобы нам было легче работать в дальнейшем. Я предлагаю вам по очереди озвучить  своё имя, затем на первую букву имени назвать своё положительное качество. Если вы называете имя и отчество, то качества  определяйте только по буквам имени».

(выполнение упражнения).

     Психолог: «Посмотрите сколько положительных качеств каждый из нас нашёл в себе! Поднимите руки те, кому было тяжело это сделать? А почему? (обсуждение). Зачастую мы склонны очень критично относиться к себе, к окружающим, нам тяжело увидеть хорошее. Озвучить его.    Вообще,  людям свойственен так называемый «синдром грибника» (идёшь в лес и настраиваешься на определённые грибы и, увы, не замечаешь другие, тоже съедобные). Поэтому главное в жизни, чтобы установка была позитивная – видеть хорошее и в себе и в окружающем, снизить уровень критичности. Сегодня мы, я думаю, постараемся увидеть в том, что будет происходить,  только хорошее и взять его на вооружение».

     Давайте похлопаем друг другу за то, что мы так хорошо справились с первым заданием. 

2. Упражнение. Притча

«Рискнуть попробовать».

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

  • Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?
  • Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины». То же самое происходит и в процессе принятия и внедрении инноваций – чтобы понять и принять – нужно попробовать!!

Поэтому мы попробуем сегодня попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности и проследить свои ощущения от этого.

Упражнение 3. Диагностика

1. «Выбор траектории» (звучит фоновая музыка среднего темпа)

- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник... (показывает), кто-то - как будто шагает вдоль сторон треугольника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники начинают двигаться по комнате под музыку. Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения. Каждой группе задаётся вопрос. Что их объединяет, затем каждой группе на листочке даётся характеристика.

КВАДРАТ. Квадрат - это, прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам... Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата... Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок...

Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки...

Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря сделать карьеру...

Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "зарвавшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг... чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу...

Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека... Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика...

Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

... Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны, и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

... Главные черты их стиля мышления - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог.

ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура...

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот, что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения...

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы... Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных...

Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны ("режут правду в глаза"), что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Основная часть

Теоретический блок.

1.  Матрица образования.

     Инструкция-сообщение: Коллеги, посмотрите на экран! В течение многих лет  в нашей стране существовал стандарт образования, так называемая матрица. Школа выпускала ученика, соответствующего определенному стандарту, то есть кругу. Но сегодня кто приходит в наши школы? Круги, зигзаги, звезды, ломанные. Все абсолютно разные. Что нужно сделать, чтобы пропустить детей через эту матрицу? Разогнуть, свернуть, а некоторые так и не пролезут в круг. Так как же быть? Образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ направлен на обеспечение: условий для эффективной реализации и освоения обучающимися Адаптированной образовательной программы, в том числе обеспечение условий для осуществления личностного подхода, индивидуального развития обучающихся с ОВЗ. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который,  предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

     Верно выбрать тональность обучения ребёнка с ОВЗ, правильную тактику индивидуального подхода к нему задача каждого педагога.

Ученик, как на плаху выходит к доске, 
Две шпаргалки запрятаны в правом носке, 
Отчужденность в глазах, глубже спрятать свечу, 
Я идти не хочу, не хочу, не хочу, 
Ведь меня не зовут, чтоб лечить, чтоб лечить, 
А зовут уличить, уличить, уличить. 
Вам не нравится эта картина, как крик?! 
Класс… Учитель… Зевота… Стоит ученик. 
Как мне вам объяснить, чтоб могли вы понять, 
Что нельзя вам ни строить его, ни ломать, 
Как нельзя изготовить цветка лепесток, 
Если в вашей руке молоток, молоток… 
Если б вместо него вам бы тоже свечу 
Я на этот огонь захочу, полечу! 
Как прекрасен итог; сколько знаний всего 
Вы вложили в него! А всего ничего. 
Чур от сих и до сих – истин сто прописных, 
Нудных правил – законов пустых хоровод… 
Из учебной программы решеток стальных 
Отпустите его - пусть душа оживет. 
Пусть в воскресшей душе закружит карнавал 
Пушкин, Моцарт, Ключевский, Тарковский, Шагал… 
Отпустите его – пусть душа воспарит, 
Если в спящей душе еще что-то горит, 
Если вы не успели свечу затушить… 
А иначе нет смысла и повода жить!

       Новый стандарт направлен как раз на то, чтобы свеча в душе каждого ребёнка не затухала…. Чтобы каждый ребёнок получил шанс и возможность для своего духовного, личностного роста…

2. Рисунок на тему «Инновация».

Разделившимся на группы участникам предлагается нарисовать совместный рисунок инновации в человеческом облике, но с одним условием при рисовании участники не должны разговаривать между собой.

Обсуждение рисунка:

- Каждая группа по очереди представляет свой рисунок, а другие участники высказываются. Какое впечатление производит на их этот рисунок. Затем та группа, которая рисовала, презентуя свой рисунок, высказывает, что она хотела выразить этим рисунком.

             Давайте еще немнохо  остановимся на выбранных цветах. Итак, если вы выбрали красный цвет, то значит вы полны жизненной силы, активны в данный момент, стремитесь получить результат и добиться успеха. Синий – вы спокойны, постоянны, упорны, настойчивы, самоотверженны, серьёзны. Если вы выбрали чёрный цвет, то ваше отношение к проблеме на данной момент можно охарактеризовать как неуверенность. Некоторую мрачность в восприятии. Так же чёрный цвет означает консервативность, авторитарность. Если вы выбрали розовый цвет, то значит вы относитесь к решению проблемы с оптимизмом. Жёлтый цвет – цвет творчества, стремление к неординарному необычному решению проблемы. Зелёный цвет – означает то, что в решении проблемы вы проявите упорство, волю, постоянство, решительность и спокойствие. Если вы выбрали коричневый цвет, то вы уверенно и твёрдо стоящий на ногах человек, так же подходите и к решению любой проблемы.

3. Упражнение «Восточное «стихотворение».

Цель: Создать условия для эмоционально принятия инноваций в области образования; рефлексия педагогами собственного отношения к новым образовательным стандартам.

         Как видите, выбор вами определённого цвета показывает, что у каждого уже сформировалось своё подсознательное отношение к стандарту и его реализации. Это отношение включает в себя и позитив и негатив. Исходя из этого, я прошу вас, разбившись на группы, выразить всё негативное, что у вас связано с новым образовательным стандартом в форме восточного стихотворения на тему «Новый стандарт» по следующей схеме:

Новый стандарт

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Выражение отношения.

Новый стандарт

И записать справа.

(зачитывается несколько вариантов).

     - Итак, всё негативное, сформировавшееся в вашем сознании, вы уже отразили. Но, чтобы быть счастливым, человек должен жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. Гармония – равновесие между негативным и позитивным восприятием. Главное, чтобы не стало преобладать негативное, что всегда возможно в стрессовой ситуации. Введение ФГОС – конечно же определённый стресс для любого педагога. Но ведь и стресс имеет свои положительные стороны. Он активизирует нас, приводит организм в состояние возбуждения. Поэтому кратковременно он полезен, поскольку часто рождаются новые гениальные решения проблемной ситуации. Наша задача – не допустить своего «застревания» в стрессе, когда будет преобладать мрачное видение мира, понизится работоспособность, ухудшится самочувствие, начнутся соматические заболевания.

       С целью гармонизации нашего восприятия новых стандартов предлагаю вам так же в форме восточного стихотворения отразить всё положительное, хорошее, что, на ваш взгляд, есть в новых стандартах.

(зачитывается несколько вариантов).

     Итог: психолог спрашивает повысилось ли настроение у педагогов, прибавилось ли уверенности в себе после составления второго стихотворения, получилось ли гармонизировать своё внутреннее мироощущение.

3.  Упражнение «Солнышко».

Цель: актуализация ресурсов педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию.

Ход упражнения.

         Педагогам на листе бумаги предлагается нарисовать солнышко. После этого психолог даёт следующую инструкцию: « Коллеги! Лучики солнца - это ваши ресурсы, ваши сильные качества, на которые можно опереться в сложных ситуациях. Над каждым лучиком напишите свои достоинства, за что Вы можете себя похвалить».

Если у педагога нарисовано слишком много лучиков, и он затрудняется найти в себе столько ресурсов, психолог предлагает не останавливаться на сегодняшний день, а подумать, спросить у своих домашних, у коллег и детей, и дописать все лучики.

Заключительная часть

4.  Упражнение- рефлексия «Учитель».

Цель: рефлексия, обучение навыкам рефлексии.

Ход упражнения. 

Педагогам предлагаются листы бумаги для рефлексии.

Инструкция: итак, наше занятие подходит к концу. Сегодня вы получили различную информацию. Перед вами рисунок учителя, который хорошо поработал  и хочет поделиться тем, что узнал…, что почувствовал…, что попробовал…, что будет делать…

  К концу выполнения упражнения психолог задает вопрос: «Что труднее всего было описать?» Педагогам сложнее всего прописать часть «Что почувствовал» и «Что буду делать». Психолог предлагает обратить на это особое внимание.

Теоретический блок. Сегодня это еще одна особенность образования и новых стандартов. Раньше мы давали знание. Сегодня мы выходим на формирование компетентности. А компетентность это не просто знание или информация. Компетентность состоит из трех компонентов:

  • Знаниевый, информационный
  • Эмоциональный, отношенческий
  • Поведенческий

Для того, чтобы поведение соответствовало полученной информации, эмоции должны быть также соответствующими. Вот и нашим детям с ОВЗ также тяжело отследить, что они чувствуют, что они хотят, и соответственно, как они будут использовать полученное на уроке знание.

Такой способ рефлексии вы можете использовать и на своих уроках, и обращать на эти компоненты внимание.

Общие выводы:

  • Что является катализатором инновационных процессов? (проблемная ситуация)
  • Какие факторы являются вспомогательными в процессе? (нравственная позиция, которая создает возможность пойти, собрать команду, быть сильным и смелым, любить)
  • Что является итогом? (радость и материальное благополучие, желание работать на фоне полученного положительного результата)

Итог: Ресурс для преодоления - нравственная позиция героев.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Расставание «Пожелание новаторам».

     Психолог предлагает педагогам встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый желает всем участникам одним словом чего-то хорошего на пути внедрения ФГОС. После того, как каждый участник выскажется, все громко произносят :»Желаем вам, друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения., заканчивая словами: «Нам трудность Бог даёт не как помеху, а как ступеньку на пути к успеху. Ты перед трудностями не сгибай колени – тогда увидишь не преграды, а ступени».