ЮНЭКО НПК. Тезисы работы "Формирование Я у выпускников школы"

Беркутова Элиза Мансуровна

Научно-практическая конференция, позволяет развить творческий потенциал, познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuneko_tezisy_hamitova_yana.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ «Я» У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ

Хамитова Яна Артуровна

Научный руководитель Беркутова Элиза Мансуровна

МБОУ СОШ №2, Тюменская область, г. Тарко-Сале

Тезисы работы.

Изменение уклада общественной жизни, смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания обостряют проблему развития «Я-концепции» подростков. Феномен «Я – концепции» окончательно не изучен по сей день и требует более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом «кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа. Таким образом, требуется пристальное внимание к формированию Я-концепции особенно в подростковом возрасте, являющимся одним из важнейших периодов становления самосознания личности.

Старший школьный возраст – это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. В этом возрасте у молодого человека происходит самоопределение, перед ним встает проблема выбора жизненных ценностей, а также определение смысла жизни.

В работе были использованы: метод теоретического анализа научной литературы, диагностика «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд; «Изучение самооценки» Дембо – Рубинштейн.

 Я-концепция – не что иное, как самопонимание индивидуума. Его самопознание, постижение собственной сущности – процесс когнитивный, итог которого должен оцениваться в категориях точности, адекватности достигнутого результата истинным свойствам носителя.

Исследование «Я» по М. Куну позволило определить, что 49% учащихся отмечают себя как личность, также сюда отнесены социальные характеристики, данные ученики определяют свою ответственность, индивидуальные особенности, то есть это говорит о самоопределении в интеллектуальных и нравственных личностных чертах. Высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира. Данные ученики склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценят собственную неповторимость.

 Также 59% учащихся 11 класса имеют высокий уровень самооценки по шкале «уверенности в себе», согласно методике Дембо - Рубинштейн. Характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Хороший мотив успеха.

Средний уровень самооценки по шкалам «умственные способности» 63%,  «внешность» 54% и 54% по шкале «авторитет у сверстников». Означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражения и неприятие. Для учащихся 17-18 лет – это хороший показатель уровня самооценки.

В общей сложности 22% учащихся еще не уверены в себе.

Все мои исследования показывают, что на формирование «Я-концепции» оказывает влияние самопознание, самооценка и саморазвитие. Наша гипотеза подтвердилась.

Хотя можно изучить воду и космос, Мир, землю и других людей, но познать самого себя очень сложно и почти невозможно.

При работе с подростками были разработаны рекомендации совместно с психологом школы классным руководителя, учителям и родителям.